iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Интервью
Анна Карагина, иконописец мастерской святого Иоанна Дамаскина
ЖМП № 4 апрель 2013 /  8 апреля 2013 г.
версия для печати версия для печати

Мы работаем не кистью, а душой

Иконописцы Александро-Невской лавры готовят обитель к празднованию 300-летнего юбилея

В подготовке Свято-Троицкой Александро-Невской лавры к 300‑летнему юбилею, одну из ключевых ролей играет созданная при этой обители иконописно-реставрационная мастерская святого Иоанна Дамаскина. Ее заведующий Дмитрий Мироненко рассказал о важнейших точках приложения усилий и продемонстрировал состояние этих объектов.

Началась наша небольшая экскурсия в Духовском корпусе лавры, где близится к завершению настенная роспись будущего храма во имя святителей Иннокентия и Софрония Иркутских.

«Одна из форм нашей деятельности — стажировка начинающих иконописцев из России и зарубежья, — говорит Дмитрий Мироненко. — Так вышло, что этот храм стал своеобразным тренажером по настенной росписи для нескольких поколений стажеров: расписываем его мы уже десять лет. За это время руки к созданию росписи, которую вы здесь видите, приложили два десятка молодых людей. Важно заметить, что наша мастерская занимается такой формой обучения безвозмездно. Но стажеры приобретают бесценный опыт, а мы продвигаемся к финишу». Теперь финиш, как можно убедиться, уже совсем близок. После освящения в ежедневных богослужениях в этой камерной монастырской церкви, скорее всего, будет участвовать только братия без свободного доступа прихожан. Возможно, используют ее и для совершения монашеского пострига.

В самой мастерской Дмитрий Геннадьевич подводит меня к списку знаменитой иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», получившей название «с грошиками». Теперь этот образ принято именовать Петербургским.

«Тринадцать лет назад он стал первым опытом серьезной работы в нашей тогда только созданной мастерской, — рассказывает Мироненко. — Теперь мы с нетерпением ждем, когда он займет свое место в Скорбященской надвратной церкви нашей обители (сейчас для иконы готовится серебряная риза). Этот объект мы ведем практически с самого начала проектных работ. Разве что столярку для него выполняла другая мастерская, все же основные этапы — от разработки проекта убранства по уцелевшим архивным фотоматериалам до золочения — поручены нам. Этим иконописные мастерские в монастырях принципиально отличаются от остальных: их сотрудники помимо собственно написания образов проектируют интерьеры, выбирают цвет для фасадов и занимаются расколеровкой стен. И, разумеется, не забывают контролировать выполнение этих работ».

Еще одна монастырская церковь, куда меня приглашает собеседник, являет собой пример уже реализованного комплексного реставрационного подхода, предпринятого силами мастерской. В подземной крипте главного Свято-Троицкого собора лавры совместно с реставраторами Павловского дворца устроен алтарь с иконостасом, а посреди появилась обширная купель для крещений с полным погружением для взрослых.

Наконец, четвертый лаврский храм, на который также направлены усилия иконописцев, — церковь преподобного Серафима Вырицкого в Федоровском корпусе. По словам Мироненко, все иконы для нее (за исключением двух больших холстов-картин, также нашедших место в убранстве храма) создаются его сотрудниками. Сейчас, в частности, в разгаре работа над иконостасом. Подтверждение этим словам мы находим, вернувшись в мастерскую: один из шести штатных сотрудников мастерской, иконописец Анна Карагина, приступает к работе над иконами для праздничного ряда. Пообещав не занимать ее слишком долго, просим выкроить для интервью несколько минут.

Анна Карагина, иконописец мастерской святого Иоанна Дамаскина: Молитва и живой солнечный свет необходимы, но важнее жить духовной жизнью

— Анна Юрьевна, в чем отличие иконописца от обычного художника? Есть ли принципиальная разница в их жизненном укладе, в том, как строится их рабочий день?

— Пожалуй, на бытовом уровне основное отличие в том, что иконописцу для работы обязательно нужен живой дневной свет. Соответственно, у нас нет возможности долго нежиться в постели, особенно с учетом нашего по‑северному краткого дня.

— Что мешает вам писать иконы при искусственном освещении?

— Я знаю коллег, которые пишут иконы при искусственном свете, но всё же это исключение из правила. Темное время суток само по себе сложно для работы, а к написанию иконы к тому же лучше приступать в свежем состоянии, когда голова не забита накопившейся за день усталостью и суетой.

— Обязательно ли молиться перед тем, как начинаешь писать икону?

— Думаю, это очень личный, индивидуальный вопрос. Я, к примеру, за работой стараюсь молиться про себя. Существует, кстати, особое молитвенное правило для иконописца. Но важнее, на мой взгляд, общая духовная жизнь, куда входят и трезвение, и утреннее и вечернее правила, и много других важных вещей.

— В изобразительное искусство уверенно входят компьютерные технологии и широкий спектр цифровых устройств, призванных избавить художника от трудоемкой черновой работы. Иконопись не миновала эта тенденция?

— Разумеется, нет. Я широко использую компьютер в поиске и в подборе при помощи Интернета различных вариантов написания того или иного образа, лика святого. Правда, студентам Петербургской духовной семинарии, где я преподаю,пользоваться ноутбуком запрещаю: они так увлекаются поиском в режиме online, что перестают рисовать.

— А эскизы на планшете создавать, на ваш взгляд, допустимо?

— Что вы! Конечно, нет. Иконописец работает душой, а при рисовании на экране этот важнейший момент творчества исчезает. Значит, это будет уже не икона.

8 апреля 2013 г.
Ключевые слова: монастырь, иконопись
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00