iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Интервью
Протоиерей Андрей Бондаренко
ЖМП № 5 май 2019 /  26 июля 2019 г. 14:59
версия для печати версия для печати

Сила пастырской молитвы

ДУХОВНИК ГРОДНЕНСКОЙ ЕПАРХИИ ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ БОНДАРЕНКО - О ТОМ, КАК НАЛАДИТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИСПОВЕДНИКАМИ

PDF-версия

— Ваше Высокопреподобие, послушание епархиального духовника вы исполняете уже 12 лет. Это значительный срок, чтобы подметить какие-то тенденции, усмотреть динамику — разумеется, если она присутствует. Какие исповедальные мотивы преобладают в среде священнослужителей? Связаны ли они с материально-денежными взаимоотношени­ями, с проблемами общества и человеческой цивилизации в целом?

— В своих духовнических трудах я всегда стараюсь заранее продумать, каким образом выстроить доверительный контакт с тем или иным собеседником из числа священнослужителей. Конечно, тон, волна нашего взаимного общения в первую очередь зависит от характера приходящего на исповедь священника или диакона. За соборным богослужением мы приветствуем друг друга фразами «Христос посреде нас!» — «И есть, и будет!». Наша взаимная задача — не допустить формального общения духовника и исповедующегося священника, чтобы не исчезала за нашим разговором взаимная молитва. Каждый человек — индивидуальность, и современному священству присущи те же соблазны, что и мирянам. Возможно, они не овладели душой, но сторожат ее, хотят в нее проникнуть. Конечно, у священника особая благодать от Бога, помощь и поддержка от Него. Но принципиальный момент, которым, на мой взгляд, побеждаются искушения связан с тем, что добрый пастырь полагает душу свою за овцы своя (Ин. 10, 11). Слабости и искушения присущи каждому из нас, но если искренне служишь своей пастве, жертвуешь ради нее чем-то дорогим — силы твои приумножаются.

— Приходится ли вам встречаться со случа­ями пастырского выгорания? Если да, можно ли что-то посоветовать страждущему священнику?

— Шаблонного рецепта тут нет. Я рассматриваю пастырство как великую творческую деятельность. И надо помнить, что в творчестве вдохновение не может присутствовать на одном и том же уровне постоянно. Как у мирян, так иу священников, вполне естественно, бывают как периоды творческого взлета, так и моменты, когда вдохновение на время отходит. Я всегда советую не паниковать, не бояться этой своеобразной аритмии, но обязательно приезжать в такие периоды на исповедь, не откладывая на потом. Это самое эффективное противодействие возможному выгоранию. Не можешь приехать к епархиальному духовнику — исповедуйся у ближайшего священника!

— Насколько остра в наши дни проблема разлада в семьях священнослужителей? Распадаются ли священнические браки? Как снизить риск развития этого пагубного процесса в самом начале?

— Лично меня, когда я размышляю о семейных проблемах, всегда вдохновляют примеры ветхозаветных патриархов — например, Иакова, хранителя многовековых традиций и во главе семьи, и в молитве, и на поле брани. Это идеал, к которому следует стремиться. Но, конечно, я понимаю: между идеалом и реальной жизнью гигантская пропасть. Встречаются, общаются, создают семьи, как правило, люди, у каждого из которых за плечами уже определенное представление о мире, собственный житейский опыт. Прежде всего, участвуя в Таинстве брака, надо помнить о жертве, которая приносится ради единства малой церкви. Готовность к жертвованию является неотъемлемой частью жизни каждого члена Церкви. Влюбленность проходит, а твоя готовность подставить плечо супругу, твоя преданность и доверие ему остаются.

— Что сильнее всего вдохновляет вас в послушании епархиального духовника, что больше всего радует?

— Моменты, когда кающийся искренне сожалеет о самых страшных грехах. Не называет их ради проформы, а действительно обещает перед крестом и Евангелием больше их не совершать. Это победа!

— Нужно ли, на ваш взгляд, сегодня на приходах пастырское попечение о клиросе?

— Как никогда прежде! Певчие, не приступающие к Таинствам, поют по-светски, а это совсем не та цель, к которой нам следует стремиться. Увы, на некоторых приходах регулярно исповедуются и причащаются буквально единицы из клирошан. И нашу общую задачу я вижу в том, чтобы постепенно побуждать настоятелей уделять этому вопросу особое внимание.

— Вы возглавляете жюри «Коложского благовеста». Как бы вы охарактеризовали общий уровень участников последнего, 18-го по счету, фестиваля?

— Общий уровень фестиваля красноречиво характеризуют такие цифры: из более чем сотни заявок участников мы удовлетворили только 26. Планка предварительного отбора установлена на очень высокой отметке, снижать ее мы не намерены. Поделюсь и печальным наблюдением, которое члены жюри фиксируют год от года. Еще 10 лет назад среди участников можно было услышать несколько самобытных белорусских коллективов, демонстрировавших аутентичную традицию народного пения. Теперь, увы, они исчезли. И я с трудом представляю, как можно их возродить. Похоже, время упущено, а современная молодежь поет по-другому.

— Уже известны предварительные сроки следующего фестиваля — с 16 по 22 февраля 2020 года. По каким критериям вы собираетесь оценивать аудиозаявки претендентов на участие?

— Наш форум называется фестивалем православных песнопений. В течение долгих веков Церковь воспринимала совершенно различную по стилю богослужебную музыку: знаменный распев, раннее многоголосие, партесное пение, сочинения авторов-классиков, монастырские распевы, произведения композиторов ХХ века. Все это живая клиросная традиция, осененная духовным опытом поколений наших предшественников. Как сегодня следует сравнивать исполнение ее разных проявлений различными претендентами? Для меня как для председателя жюри важнее всего, насколько то, что мы слышим, соответствует образу молитвы. В свое время я даже составил перечень критериев, по которым можно оценивать исполнение духовной музыки: ограничение динамики и чувственности, выстраивание формы сообразно содержанию священного текста и, конечно же, универсальные хоровые компоненты: дикция, интонация и т. д. В течение нескольких лет Гран-при у нас завоевывали коллективы высших музыкальных учебных заведений: Московской и Казанской консерваторий, Минской академии, московской Гнесинки. Их хористам присуща высочайшая музыкальная подготовка, при этом подавляющее большинство из них обладает опытом пения на клиросах, а значит, по крайней мере, представляет себе, что такое молитва. Подобное соединение музыкальной выучки и церковной практики, как правило, дает прекрасный результат. Приезжают к нам, разумеется, и очень хорошие клиросные хоры. Но в нынешних условиях регентам тяжело подобрать, а главное, подготовить состав, обладающий необходимыми вокальными данными.

ЧИТАЙТЕ НА НАШЕМ САЙТЕ: О служении и церковной традиции в Западной Беларуси. Беседа с архиепископом Гродненским и Волковысским Артемием и репортаж о восстановительных работах в Борисоглебской церкви на Коложе

26 июля 2019 г. 14:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00