iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
История
ЦВ № 4 (329) февраль 2006 /  2 марта 2006 г.
версия для печати версия для печати

Церковный некрополь Ваганьковского кладбища

О захоронениях известных артистов, писателей, ученых, спортсменов и политиков на Ваганьковском кладбище написано немало книг. Значительно меньше известно о церковных захоронениях, однако православные москвичи хранят молитвенную память о подвижниках благочестия, покоящихся на этом древнем московском кладбище. Несколько лет назад клирики и прихожане храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище стали изучать церковный некрополь и уже сделали ряд церковно-научных открытий.

Ваганьковское кладбище возникло как братское захоронение жертв чумы 1771 года. В дальнейшем здесь появились и другие братские некрополи, связанные с трагическими моментами в истории Москвы и России: захоронения воинов, погибших в Бородинской битве в 1812 году, жертв холерной эпидемии 1830 года, Ходынской катастрофы 1896 года, декабрьского восстания 1905 года, воинов, сложивших головы в битве за Москву в 1941—1942 годах, и жителей города, погибших от авианалетов во время Великой Отечественной войны.

Когда мы вспоминаем жертв гонений на христианство от безбожной власти, прежде всего речь заходит о массовых погребениях расстрелянных на Бутовском полигоне. Но и Ваганьковский братский некрополь репрессированных забывать нельзя — с 1926 по 1936 годы здесь были тайно захоронены более тысячи расстрелянных в застенках Лубянки невинных страдальцев. Хоронили их на дальних участках кладбища, в овраге Ваганьковского ручья. До сих пор могильщики при рытье могил натыкаются на сплошные слои из человеческих костей. Нами было выявлено 30 имен погребенных здесь священнослужителей. Среди них двое уже прославлены в лике святых — это священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилукский, и келейник святого старца Алексия Зосимовского (Соловьева) преподобномученик Макарий (Моржов). Также на Ваганькове в безвестных могилах лежат два священномученика, прославленных Русской Православной Церковью Заграницей — епископ Максим (Жижиленко) и священник Иоанн Инюшин. Предстоит изучить материалы и о других замученных священнослужителях и мирянах, покоящихся здесь, на предмет их возможной канонизации.

Нам никогда не будет известно точное место захоронения святых мучеников на кладбище, но есть еще одно тайное захоронение, найти которое мы все же не отчаиваемся. В 1927 году на Ваганьковском кладбище было перезахоронено тело блаженной схимонахини Марфы Московской из Иоанно-Предтеченского монастыря Китай-города. Схимонахиня Марфа почила в 1638 году и почивала нетленной в Ивановском монастыре. Когда при большевиках стало ясно, что обитель закроют и разорят, верующие, чтобы спасти честные останки праведницы, добились разрешения на перезахоронения ее тела на Ваганькове. Но где точно и когда это произошло, нам пока не известно. Блаженная схимонахиня Марфа в 2001 году была прославлена в лике местночтимых московских святых (Собор их празднуется в воскресенье перед 8 сентября).

Одной из неожиданностей стало открытие в 2004 году на Ваганьковском кладбище некрополей нескольких московских монастырей. Захоронение усопших в центральных монастырях Москвы было запрещено очень давно, и для погребения своих насельников у каждого монастыря был участок на одном из городских кладбищ. На Ваганькове выявлены некрополи Кремлевского Вознесенского и Страстного женских монастырей, а также подворья Валаамского монастыря. От многочисленных могил инокинь древних столичных обителей осталось лишь несколько надгробных памятников, а сами монастыри давно стерты с лица земли. Но если мы хотим помянуть иноков тех монастырей, чьими молитвами стояла Россия в прошлые века, наш путь должен пролегать именно сюда. Где-то здесь находится погребение монахинь Никитской обители, их отмечали составители книги «Московский некрополь» в начале ХХ века, но до сих пор этот некрополь не обнаружен.

Среди братского захоронения воинов Великой Отечественной войны покоится тело протоиерея Валентина Амфитеатрова. Эту могилку знают многие православные москвичи, которые приходят сюда за молитвенной помощью этого московского праведника. Батюшка Валентин отошел ко Господу в 1908 году, но народное почитание его не прекращается. Богоборческие власти пытались остановить людской поток к могиле батюшки, уничтожали надгробный крест, обливали захоронение хлоркой, а во время войны снесли все прилегающий могилы бульдозером и устроили здесь воинский мемориал. Но православные верующие продолжали приходить, потому что молитвенное заступничество праведника творило и творит чудеса, многие из которых описаны в нескольких книгах об этом замечательном пастыре.

Приходят люди и к почитаемой могилке блаженного Николая. Этот праведник нес подвиг юродства ради Христа, ходил с тяжелой железной палкой, а на те деньги, что ему подавали, он содержал несколько бедных семейств. До начала своего подвига он был простым московским водовозом. Могилу блаженного Николая, как и ряд других захоронений праведников, впервые описал А.А. Солодовников в очерке «Ваганьковские светильники», увидевшем свет в самиздате в 1966 году. Сам духовный писатель Солодовников тоже нашел свое последнее пристанище на Ваганькове.

Рядом с храмом находятся могилы двух близких соратников святителя Тихона, патриарха Московского, — настоятеля кремлевского Успенского собора протопресвитера Николая Любимова († 1924) и великого архидиакона Константина Розова († 1923).

На 20-м участке кладбища покоится тело известного церковного композитора и прославленного регента, профессора Московской Консерватории Павла Григорьевича Чеснокова. Это был чистейший и смиренный человек, а скончался он забытый музыкальными начальниками в очереди за хлебом зимой 1944 года.

Погребены на кладбище и православные иерархи. Рядом с храмом нашел свое упокоение преданный соратник митрополита Николая (Ярушевича) архиепископ Можайский Макарий (Даев; † 1960). Также на кладбище покоятся два Костромских архиерея, умерших на покое в Москве: епископ Арсений (Крылов; † 1962) и архиепископ Донат (Щеголев; † 1979).

На кладбище похоронен известный церковный проповедник и духовник московской интеллигенции протоиерей Александр Ветелев (18-й участок). Профессор Московской духовной академии, доктор богословия, отец Александр был одним из самых плодовитых авторов единственного печатного органа Русской Церкви того времени — «Журнала Московской Патриархии». Скончался этот добрый пастырь в 1976 году.

Другой известный пастырь, протоиерей Глеб Каледа († 1994), погребен на 13-м участке. Он прошел всю войну рядовым, а после войны стал ученым. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, автор свыше 170 научных публикаций, в 1972 году он был тайно рукоположен в священники. Отец Глеб служил у себя дома, окормлял небольшую общину учеников. Только с 1990 году он начал открыто служить в Церкви.

Еще один крупный ученый, тайно служивший Церкви — скончавшаяся в 2004 году на 102-м году жизни схимонахиня Игнатия — профессор Валентина Ильинична Пузик. Доктор биологических наук, автор более 200 научных работ, она еще в 1928 году приняла тайное монашество в общине Высоко-Петровского монастыря. Свою научную деятельность она рассматривала как монашеское послушание, которое надо исполнять на совесть.

С 1940-х годов матушка трудилась над книгами и статьями духовного содержания, часть из них уже опубликованы, другие еще ждут своего часа.

Мы рассказали только о некоторых наиболее известных христианах, чьи могилы можно найти на Ваганьковском кладбище. Историческое изучение этого старинного московского некрополя продолжается.

От редакции: Готовится

к изданию книга об истории

и церковном некрополе

Ваганьковского кладбища,

приуроченная к 235-летию

его основания.

2 марта 2006 г.
Ключевые слова: перезахоронение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00