Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» о том, как священнослужители несут пастырское служение в зоне специальной военной операции, какие задачи решают и каковы перспективы увеличения штата военных священников. PDF-версия.
9 января 2024 г. 15:00
Вера должна быть осознанной Редакция «Журнала Московской Патриархии» получает письма читателей, в которых они просят рассказать об одном из направлений служения Русской Православной Церкви. Иногда кто-то делится сокровенным или повествует о своей судьбе. Мы получили письмо от человека, который 15 лет провел в колонии строгого режима за совершенное преступление. Оказавшись в заключении в самом начале жизненного пути, человек не отчаялся, не озлобился на мир и сумел вернуться к полноценной жизни. Он пришел к Богу, смог сохранить свою личность и найти возможность для духовного образования. Как это произошло? Где он обрел силы для покаяния, хотя считал свой приговор несправедливым? Предлагаем и вам прочитать эту историю. PDF-версия.
29 декабря 2023 г. 14:00
Не лечить, не спасать, а вести ко Христу Психоневрологические интернаты (ПНИ) — это государственные учреждения, где живут дети и взрослые с хроническими психическими расстройствами, которым необходим постоянный уход. Иерей Иоанн Бакушкин окормляет подопечных психоневрологического интерната «Добрый дом «Коломенский» уже 19 лет. Его педагогическое и психологическое образование, помноженное на пастырский опыт, помогает найти подход к людям с психическими заболеваниями, дать им возможность обрести поддержку и опору в православной вере. Как объяснить особенному ребенку, что такое ад, как говорить с воспитанниками ПНИ о Боге, в какие «ловушки» могут попасть волонтеры и что такое эффективная программа катехизации, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
17 ноября 2023 г. 14:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому
Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию. Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.
12 февраля 2024 г. 14:00
Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета Геофизик по первому образованию, будущий архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) после окончания университета несколько лет работал по специальности, участвовал в изучении околоземного космического пространства. В 1970 году он пришел в Церковь, поступил в Ленинградскую духовную семинарию и стал выдающимся исследователем Нового Завета, талантливым преподавателем и наставником. О личности богослова, его литературном наследии и о том, как книги отца Ианнуария учат читателя глубже понимать Новый Завет, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Издательского отдела Тихвинской епархии, редактор книг профессора священник Артемий Корыхалов. PDF-версия.
5 августа 2023 г. 12:00
|
Святой апостол Лука. Имена ваши на небесахНовое прочтение эсхатологии святого апостола Луки Евангельское зачало, читаемое в день памяти святого апостола Луки, дает нам повод задуматься и увидеть много нового. 70 учеников Господа возвращаются с проповеди. Они радуются, их переполняет гордость за свой труд. Однако Спаситель предостерегает их: смысл не в достигнутом успехе или в приобретенной власти, а в близости к Богу и спасению. Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 20), — говорит Христос. И эти небеса вовсе не далеко — они здесь, рядом: просто их нужно найти себе. Вот о чем надо радоваться! Это непостижимо для того, кто пытается понять духовную жизнь прагматичным умом; это поймет только тот, кто прост, как дитя. Поэтому Спаситель и говорит: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам (Лк. 10, 21). Ведь правда, в домостроительстве нашего спасения есть много вещей, Самим Богом утаенных, как бы спрятанных, неприметных, но открытых Им лишь избранным, достойным. Кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8, 30). Эта слава Божественная завещана нам, она в наших сердцах, в наших душах, ибо Царствие Божие внутри вас есть… (Лк. 17, 21) Это расхожее мнение: Евангелие от Луки было написано значительно позднее Евангелий от Марка и Матфея, в совершенно иных условиях жизни Церкви, поэтому оно якобы менее эсхатологично, чем первые два. Но так ли это? Неужели так мог написать человек, который считал, что это Царство Бога, Царство небес, которое внутри нас, еще скрыто, что оно придет когда-то потом, что последние времена еще не наступили? Едва ли. Устоявшийся тезис о том, что Евангелие от Луки имеет «удаленную», «растянутую» эсхатологию, едва ли состоятелен. Предвкушение всеобщего конца в третьем Евангелии не только есть, но оно очень даже актуализировано. Именно в эсхатологических взглядах апостола Луки мы можем открыть для себя новый мир, полный сокровенных тайн, раскрывающих нам, как «младенцам», то, что скрыто от «мудрых и разумных». И тайнам этим не будет конца. Надо лишь попробовать, отбросив всё прежнее и широко распахнув сердца, по-новому понять, какими видел «последние времена» сам апостол Лука? И спросить: всегда ли верно мы представляем себе его взгляды на грядущие судьбы мира? Скорее всего, мы не всегда даем правильные ответы на эти вопросы по той простой причине, что не можем до конца верно восстановить ту культурную среду, которая его окружала, в которой он жил, творил, проповедовал. Одно место — две судьбы: о мучениях богача и блаженстве ЛазаряВ совершенно новом свете перед нами предстает вопрос о загробном состоянии душ умерших, отраженном в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19–31). Когда мы читаем о блаженстве Лазаря и мучениях богача, мы думаем о конечной награде на небесах и, соответственно, о наказании в аду; однако такой подход является поверхностным. Подобная картина воздаяния стоит в противоречии с новозаветным представлением о том, что рай открылся для душ праведных только после воскресения Спасителя. Но это оставляет читателя в недоумении: что же такое «лоно Авраамово»? Почему так разнится судьба двух персонажей притчи, живших, очевидно, еще до воскресения Христа? Многие исследователи поняли, что необходимо искать новое решение, которое было бы в более точном соответствии с эсхатологией всего Евангелия и которое смогло бы постичь эсхатологическое значение притчи. В науке изучили взаимосвязь между Лк. 16, 19–31 и традицией еврейской межзаветной литературы. Ответ находится в Первой книге Еноха (ср.: 1 Ен. 22), собрании текстов, посвященных древнему патриарху Еноху, о котором написано: …не стало его, потому что Бог взял его (Быт. 5, 24). В этом письменном источнике III до Р.Х. — I веке по Р.Х. рассказывается о восхождении Еноха на небеса, описан его духовный опыт, полученный им в результате его общения с ангелами, которые раскрывают ему тайны мироздания. Еноху, помимо прочего, ангелы показывают ад как промежуточное место пребывания душ мертвых до Судного дня (ср.: 1 Ен. 22, 3–4). Именно это описание преисподней как раз очень напоминает то, что мы видим в притче о богаче и Лазаре. Согласно данному отрывку, ад разделен на три «пустых места», где души ожидают Страшного суда: 1) место для душ справедливых, в котором есть яркий источник (1 Ен. 22, 9); 2) место для тех грешников, которые уже пострадали в земной жизни и ввиду этого получат меньшее наказание после смерти (ср.: 1 Ен. 22, 12); 3) место для «безнаказанных на земле» грешников, то есть для тех, кто избежал наказания в земной жизни; там они «помещены отдельно, в большой муке» до своего воскресения для еще более строгого наказания (ср.: 1 Ен. 22, 10–11). Подобия между Лк. 16 и 1 Ен. 22 поразительны: разделение ада, изображенное в 1 Ен. 22, показывает разницу в посмертной судьбе праведников от грешников. Аналогично и ад в 16 главе третьего Евангелия изображается разделенным «великой пропастью», утвержденной между богачом, с одной стороны, и Лазарем, пребывающим на «лоне Авраамовом», с другой стороны (ср.: Лк. 16, 26). В описываемом Енохом месте для праведников есть «источник воды» (1 Ен. 22, 2); эта деталь вносит ясность в слова богача: Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк. 16, 24). Богач как раз говорит об источнике, текущем в том месте преисподней, где находится праведник Лазарь: это место и является «лоном Авраамовым». Вода, упомянутая Енохом во 1 Ен. 22, 2, может быть чудесной водой жизни, упомянутой им же в 1 Ен. 17, 4. Если это так, тогда становится понятным, как всего одна капля воды могла утолить жажду богача (ср.: Лк. 16, 24). Далее Енох описывает вторую часть ада (ср.: 1 Ен. 22, 10–11), предназначенную для не наказанных при жизни грешников. В притче же Христа именно богач каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16, 19) и получил свое «доброе» в земной «жизни»; после отшествия он должен разделить судьбу «ненаказанных» грешников. Что же для нас означают эти многочисленные общие черты Лк. 16, 19–31 и 1 Ен. 22? Может быть, Христос использовал видения Еноха как в сюжетной линии, так и в нравственной составляющей этой притчи? Трудно предположить, что эти совпадения случайные: даже если мы не можем сделать вывод относительно того, целиком ли основана притча на видениях Еноха, то во всяком случае проблема пребывания Лазаря «в аду» находит свое решение. Возможно, евангелист со слов Спасителя донес до нас распространенное в I веке н.э. представление об аде как о промежуточном местонахождении душ: Лазарь пребывал в лучшей его части, где находится «лоно Авраамово» и родник живительной воды, а богач — в худшей, отделенной большой пропастью. Здесь богач и Лазарь принимают временное благословение и наказание, ожидая своей дальнейшей участи до явления Царствия в силе. Богословие в числах: о символике цифр в родословии ХристаПомимо этого есть и еще один момент, свидетельствующий о близости взглядов апостола Луки к еврейской традиции. В современной науке возник новый взгляд на нумерологию в родословии Спасителя, изложенном в третьем Евангелии. Ученые обратили внимание на то, что Евангелие от Луки содержит очень специфическое описание родословной Спасителя, которая насчитывает 77 поколений (ср.: Лк. 3, 23–35). Исследователи поставили вопрос: а почему именно 77? Ответ опять же приближает нас к той самой Первой книге Еноха, одна из пяти частей которой — «Книга Стражей», написанная в III веке до н.э. — содержит рассказ о том, что Судный день будет иметь место спустя 70 поколений после Еноха. Она описывает падение ангелов и их наказание в следующих словах: И Бог сказал [архангелу] Рафаилу: «Свяжите [мятежнику] Азазелю руки и ноги и бросьте его во тьму!» И Рафаил сделал отверстие в пустыне, которая была в Дуадаиле, и бросил его там. Вдобавок к этому он кинул туда тяжелые и острые камни. И он закрыл лицо Азазеля, чтобы он, возможно, не видел света и [...] мог быть брошен в огонь в великий судный день. [...] И Михаилу Бог сказал: «[...] Свяжите их на семьдесят поколений под скалами основания, пока день их суждения не подойдет к концу» (1 Ен. 10, 4–6, 11–12). Так как Енох — 7-е поколение, а Христос находится в 77-м, то очевидно, что это не случайно: евангелист Лука показывает тем самым, что Иисус из Назарета — не просто Мессия, а Тот, после чьего прихода очень близко будет Страшный суд. Характерно, что апостол Лука выстраивает имена предков Спасителя так, что каждое 7-е поколение начиналось с особо значимого человека: например, 7-е — с Еноха, 21-е — с Авраама, 35-е — с Давида, а завершается этот перечень семерок в 49-м (7x7) поколении — Самим Христом. Как тут не прочувствовать, что евангелист Лука, как и автор Книги Еноха, предполагал конец истории в 77-м поколении! Мы смотрим на мир как бы со страниц третьего Евангелия и видим удивительную связь времен, культур, традиций; видим очевидную преемственность между еврейской межзаветной литературной традицией и творчеством евангелиста, писавшего для всего мира: для язычников и не только для них. Внутри вас — сегодня, навсегда: о Царствии Божием в Евангелии от ЛукиРазмышляя об устремленности писаний апостола Луки к торжеству нового небесного жительства, можно заметить, что его эсхатологические чаяния проявляются в настойчивой проповеди Царствия Божиего, которое должно завершить и заменить существующее мироустройство. Вглядимся в это внимательнее: в Евангелии от Луки есть приблизительно 39 прямых ссылок на Царство Божие, 8 — в Деяниях. Причем большинство из них уникальные, встречающиеся только в писаниях апостола Луки. Вот основные места, подтверждающие это: • Архангел Гавриил говорит о Царстве, у которого не будет конца (ср.: Лк. 1, 33); • Господь должен проповедовать Царство, так как на то Он был послан (ср.: Лк. 4, 43); • бедные ожидают своей награды в Царстве (ср.: Лк. 6, 20), где даже самые меньшие будут больше, чем пророк и креститель Иоанн (ср.: Лк. 7, 28); • Христос проходит города и селения, проповедуя благую весть о Царстве Божием (ср.: Лк. 8, 1) и открывая ученикам его тайны (ср.: Лк. 8, 10); • некоторые из слушающих слова Христа не умрут, пока не увидят Царство Божие (ср.: Лк. 9, 27); • Христос учит людей искать Царство, которое даст им Отец (ср.: Лк. 12, 31–32); • верующие имеют огромное желание присоединиться к ветхозаветным патриархам и пророкам за трапезой в Царстве (ср.: Лк. 13, 28–29) и вкушать там хлеб (ср.: Лк. 14, 15); • Сам Христос не будет есть пасху до тех пор, пока она не будет совершена в Царстве, и при этом Он не будет пить от плода виноградной лозы, пока это Царство не наступит (ср.: Лк. 22, 16–18); • фарисеи хотят знать, когда наступит Царство Божье, но Спаситель отвечает, что оно не придет приметным образом, поскольку находится внутри верующих (ср.: Лк. 17, 20–21); • хотя некоторые и жаждут богатства более, чем наступления Царства, есть те, кто способен оставить дома и семьи ради Царства (ср.: Лк. 18, 24–29); • раскаявшийся разбойник просит распятого Господа помянуть его во Царствии Его (ср.: Лк. 23, 42); • Иосиф Аримафейский также ожидает Царствия Божиего (ср.: Лк. 23, 51). Важным аспектом является и то, что ожидание Царства тесно связано с понятием ученичества. Это важно, потому что на апостолов возложена главная эсхатологическая функция: сердца двенадцати, зажигаясь от Спасителя, должны подхватить огонь Божественного света и передать его другим. Эта подготовка к встрече с Царством Божиим передается от поколения к поколению. Апостолы вкладывали свою жизнь в служение Царствию, это и есть ученичество в лучшем виде. Почему? Потому что только жизнь, посвященная людям, приумножает плод для Божиего Царства. Это и пытался донести ученикам Спаситель, что подтверждается целым рядом мест в тексте Евангелия от Луки. • Иисус Христос посылал 12 учеников на проповедь Царства Божиего (ср.: Лк. 9, 2) и Сам непосредственно говорил о Нем (ср.: Лк. 9, 11); • Спаситель предупреждает, что никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (ср.: Лк. 9, 62); • 70 апостолов должны предвозвестить, что Царство Божие приблизилось (ср.: Лк. 10, 9–11); • ученики должны молиться прежде всего о скором наступлении Царства (ср.: Лк. 11, 2); • ученики были уверены, что Царство Божие должно открыться немедленно (ср.: Лк. 19, 11), но Христос предупреждает их о том, что его приход связан с наступлением предсказанных Им бедствий (ср.: Лк. 21, 31); • Спаситель обещает исполнить желание Своих апостолов, обещая им, что они будут есть и пить за Его столом в Его Царстве (ср.: Лк. 22, 29–30); • воскресший Христос говорит со своими учениками о Царстве в течение 40 дней (ср.: Деян. 1, 3); • архидиакон Филипп благовествует о Царстве (ср.: Лк. 8, 12), то же делает и апостол Павел (ср.: Деян. 19, 8; 20, 25; 28, 23; 31). Разве это бессмысленное повторение? Совсем нет! В чем же смысл этого многократного акцентирования? Почему это было важно для самих слушателей Господа, для Его учеников? Дело в том, что каждое великое явление Сына Человеческого — Его Рождество или Преображение; Его Воскресение или Вознесение; сошествие Святого Духа или проповедь благовестия от Иерусалима до Рима; падение Иерусалима или смерть каждого человека — это великий триумф Христа и Его Царствия. Великая эсхатологическая минута больше не может рассматриваться как один-единственный момент: она с нами всегда. Эсхатология длилась всё земное служение Спасителя и всё еще ожидается, поскольку Церковь вновь и вновь переживает тайны Рождества, Преображения, Креста, Воскресения и Пятидесятницы и, соответственно, жизни во Святом Духе. А значит, и в явившемся в силе Царствии Божием! Вот он — новый мир третьего Евангелия и Деяний, новое представление относительно источников, которыми евангелист Лука пользовался при их написании. Всё это показывает нам яркость и многоликость мира раннего христианства: апостол Лука есть апостол язычников? Очевидно! Он сириец, пишущий для образованных греков? Несомненно! А будучи при этом прозелитом (не евреем, принявшим до прихода Христа израильскую ветхозаветную религию), он имел тесную связь с носителями еврейской культуры, и это не могло не сказаться на его трудах. Эсхатология Евангелия от Луки, которая хранит в себе так много тайн, обязана своей яркости, уникальности, специфичности влиянию еврейской эсхатологической традиции, заложенной как в каноническом своде книг Ветхого Завета, так и за его пределами. Именно читая третье Евангелие, мы можем во всей полноте увидеть и осознать тот факт, что различные культурные традиции — греческая, латинская, сирийская, еврейская — находились в I веке по Р.Х. в очень тесной связи. Их влияние друг на друга было неизбежным и приводило к взаимному обогащению. В свою очередь нам 20 столетий спустя понимание многоликости раннего христианства помогает гораздо лучше проникнуть в мир евангельских событий, увидеть то, что раньше оставалось незамеченным.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Вышел в свет №3 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Пятнадцатилетие Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — важнейшая историческая веха в жизни мирового и отечественного Православия.
25 марта 2024 г. 16:00
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
Жемчужина древнего Арзамаса «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно необыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-версия.
14 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
8 февраля 2024 г. 13:00
|