![]()
Об особенностях стиля духовных произведений святителя Феофана Затворника В Москве прошли XIII Феофановские чтения, посвященные жизненному пути святителя Феофана Затворника. О том, какая работа сегодня ведется по изучению духовного наследия этого христианского подвижника, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель сектора Научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского совета Русской Православной Церкви священник Стефан Даниленко.
16 октября 2019 г. 11:16
Игумен Арсений (Соколов): Книги мудрых Израиля - это земля, а книги пророков- это Небо В Центральном Доме литераторов состоялась презентация новой книги Издательского дома «Познание» «Книга пророка Осии. Комментарий». Автор представленного издания, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры игумен Арсений (Соколов) в своем интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал, в чем особенность библейского повествования об этом пророке Северного царства, почему за обыденными фактами скрываются глубоко символичные отношения Бога с израильским народом, и какой метод позволяет сделать комментарии не сухим научным исследованием, а живыми и увлекательными для каждого читателя, интересующегося церковной историей.
4 сентября 2019 г. 11:06
Святой Илия. Пророк с мечом в руке 2 августа Православная Церковь празднует память святого пророка Божия Илии — пожалуй, самого почитаемого в России ветхозаветного святого. Сегодня трудно найти епархию, в которой не было бы ни одного храма или хотя бы храмового придела, освященного в его честь. Большинство верующих знают о пророке Илие лишь то, что он помогает во время засухи и, как и пророк Енох, был вознесен в огненной колеснице на небо, чтобы вернуться на землю для проповеди в последние времена. Но немногие могут ответить на вопрос, какую роль он сыграл в низвержении культа Ваала в ветхозаветные времена и почему именно его Бог выбрал вместе с Моисеем для встречи с Христом на горе Преображения. О том, какое значение личность святого Илии имеет для современных христиан, о его духовном родстве с Иоанном Крестителем и о параллелях в сюжетах Ветхого и Нового Заветов, связанных с его именем, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор богословия, представитель Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске игумен Арсений (Соколов). PDF-версия.
1 августа 2019 г. 18:28
В Москве открылась Международная конференция, посвященная богословскому наследию святителя Василия Великого В Москве в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия начала работу Международная конференция: «Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада». Открывая первую сессию, митрополит Волоколамский Иларион напомнил, что данная ежегодная патристическая конференция, проходящая в стенах ОЦАД, уже шестая по счету (в фойе конференц-зала можно было купить книги издательства «Познание», вышедшие по итогам предыдущих пяти конференций).
11 апреля 2019 г. 15:57
Новый шаг в развитии богословия в России В издательстве «Познание» вышли первые книги из серии учебников для бакалавриата духовных школ Московского Патриархата, рассчитанные также на студентов теологических факультетов. Проект осуществляется под общим наблюдением Святейшего Патриарха Кирилла и Высшего Церковного Совета. Непосредственное руководство проектом осуществляет митрополит Волоколамский Иларион. Серия «Учебник бакалавра теологии» предусматривает порядка 60 учебников. Впервые за 30 лет в практике издания учебной православной литературы все книги написаны по единому образовательному стандарту. Об этой и других особенностях этой серии, о новом методическом подходе к рассмотрению библейских событий, а также о том, зачем к некоторым учебникам написаны хрестоматии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» Максим Калинин. PDF-версия.
10 апреля 2019 г. 13:58
Михей — пророк Рождества Христова 14 августа (27 августа по новому стилю) Православная Церковь празднует память пророка Божия Михея. Его именем надписана одна из книг малых пророков Ветхого Завета. Эта библейская книга невелика по размеру, в ней всего лишь семь глав. Но, как и всякая книга, входящая в Священное Писание, она велика по своему содержанию. Среди книг пророков встречается несколько еще меньших по размеру, чем книга Михея. О самой малой из них — Книге пророка Авдия — блаженный Иероним Стридонский писал: «Это малый пророк по числу стихов, а не по мыслям»1. Эти слова отца церковной экзегетики можно применить к каждой из книг, входящих в состав единой книги Двенадцати малых пророков2, к которым относится и Михей. PDF-версия.
8 января 2019 г. 13:59
В Москве открылась Международная конференция «Евангелие от Матфея: исторический и теологический контекст» В Москве в зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД) открылась Международная конференция «Евангелие от Матфея: исторический и теологический контекст». Конференция проводится ИКВИА ВШЭ, совместно с международным Обществом новозаветных исследований (Studiorum Novi Testamenti Societas), а также ОЦАД. С докладами выступят свыше полутора десятков исследователей и ведущих специалистов по Новому Завету из Великобритании, Германии и США.
24 сентября 2018 г. 18:09
В 2017 году выйдут в свет второй и третий тома «Летописей» Феофана Затворника В Москве состоялись X Феофановские чтения, участники которых обсудили богословское наследие святителя Феофана (Говорова) и сравнили его творчество с трудами других отцов Церкви. В рамках мероприятия митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал, что в 2017 году выйдут в свет второй и третий тома «Летописей» святителя, в которых прослеживается путь его духовного становления.
12 октября 2016 г. 17:00
Откуда скачет агиасма Часто приходится слышать вопрос о появлении слова скачущая в Чине водоосвящения на Богоявление. В первой части статьи мы коснулись предыстории славянского текста чина, его бытования в первые века христианства на Руси и подробно разобрали, каким образом в разных богослужебных книгах оказались различные варианты прошения одной и той же ектеньи. Как же эти разночтения меняют смысл евангельского текста?
20 января 2015 г. 19:00
В МИФИ открылась международная патристическая конференция «Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие» Сегодня, 11 декабря, в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» открылась Вторая международная патристическая конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия. Она посвящена одному из известнейших мистиков Вселенской Церкви – преподобному Симеону Новому Богослову.
11 декабря 2014 г. 19:00
|
![]()
ЖМП № 9 сентябрь 2013 /
2 декабря 2013 г.
Дунайское арианство. Новое исследование по истории ЦерквиМонография Георгия Захарова является подлинным событием в отечественной науке хотя бы уже потому, что единственная на русском языке работа, посвященная арианству на латинском Западе и принадлежащая перу Вячеслава Самуилова1, существенным образом устарела. За последние сто с лишним лет, прошедшие после выхода «Истории арианства на латинском Западе», были открыты некоторые первоисточники, оказавшие существенное влияние на проблему изучения западного арианства2; были выработаны новые исследовательские подходы. На Западе появились работы таких исследователей, как Мишель Мелен, чья монография о западных арианах уже стала классической3. Таким образом, книга Георгия Захарова восполняет существенную лакуну в изучении гетеродоксальных течений на латинском Западе и прежде всего в придунайских провинциях, долгое время остававшихся на периферии исследовательских интересов специалистов по церковной истории. Между тем само географическое положение дунайских провинций Римской империи сделало их своеобразным буфером как между римским миром и варварскими племенами (Barbaricum solum), так и между западной и восточной частями империи. В этом регионе романизованное провинциальное население подвергалось интенсивной варваризации не только вследствие постоянных варварских вторжений, усилившихся к концу V века, но и в результате длительного сосуществования с варварами-федератами, расквартированными в приграничных территориях. Христианизация данных областей отличалась своими особенностями, выражавшимися в более рыхлой по сравнению с Италией, Галлией и Северной Африкой церковной организацией. Пребывание же в этих регионах церковных деятелей (начиная с самого Ария), причисленных к еретикам, изгнанных с мест постоянного служения в традиционно считавшиеся местом ссылки придунайские области, не могло не привести к формированию особой латиноязычной богословской традиции, которая получила в историографии наименование «иллирийского» либо «дунайского арианства». Кроме того, иллирийские епископы оказали особое влияние на формирование церковно-политического курса императора Констанция II (337–361 гг. от Р.Х.), которого зачастую считают (и, как убедительно показал Георгий Захаров в своем исследовании, не вполне оправданно) зачинателем «проарианского» направления в императорской религиозной политике. Феномен «дунайского арианства» далеко не единственная проблема в истории арианства, имеющая до сих пор много белых пятен и довольно далекая от своего окончательного разрешения. По-прежнему не ясны многие особенности мировоззрения самого Ария, не решены вопросы, связанные с выявлением вероучительных взглядов Евсевия Никомедийского, Евномия и их ближайших преемников, ведь не всегда можно отделить позицию самих ариан от ее интерпретации ортодоксальными авторами. Предметом дискуссии остается политика римских императоров, симпатизирующих арианству, и варварских королей-ариан. Вопросы, связанные с историей латинского арианства, занимают в этом отношении совершенно особое положение — в первую очередь потому, что сам феномен латинского арианства в течение целого ряда десятилетий оставался как бы «в тени» восточного, грекоязычного арианства, которое ассоциировалось с Александрией, Константинополем и греческим Ближним Востоком. Однако изучение идеологии латинского арианства необходимо. Хочется надеяться, что исследование Георгия Захарова сможет положить начало целой серии изысканий, которые помогли бы переосмыслить многие устоявшиеся стереотипы о богословских спорах эпохи первых двух Вселенских Соборов, когда христианская догматика находилась только на стадии своего становления. Впечатляет подбор и характер самых разных по своей жанровой принадлежности источников исследования Георгия Захарова. Это и произведения церковных историков (Сократа, Созомена, Феодорита), и данные римских историков-нехристиан (в частности, Аммиана Марцеллина), и акты Вселенских и Поместных Соборов, и агиографические памятники, не говоря уже о проповедях, письмах и данных императорского законодательства (в первую очередь — Кодекса Феодосия). Исследовательский метод автора рецензируемой монографии отличается особым историко-антропологическим уклоном, позволяющим преодолеть формализм в оценке богословских контроверсий и по-иному представить себе мироощущение их основных участников. Церковные соборы исследователь рассматривает исключительно в контексте условий места и времени, что во многом увеличивает ценность самой монографии. Также автор обращает внимание на особенности индивидуального и коллективного сознания участников богословских дискуссий. На протяжении всего времени исторического бытования Церкви главной задачей для каждого Ее члена была сохранность предания и непреложного ему следования. Однако предание в разное время понималось по-разному, и различие в понимании церковного предания в конечном счете вылилось в две совершенно несхожие экклезиологические модели, которые навсегда развели сторонников Никейского «Символа веры» и тех, кого мы подразумеваем под «умеренными арианами», или «омиями». Если омии надеялись на механическое объединение противоборствующих сторон под покровительством императорской власти, причем сам император мыслился как верховный арбитр в делах веры4, то идеалом «никейцев» был консенсус, поэтапно достигаемый путем богословского синтеза и раскрытия предания во всей его полноте. Георгий Захаров обращает внимание на малоисследованные стороны христианизации балкано-дунайского региона и показывает особенную роль церковных общин в идеологической жизни городов Подунавья. Он изучает особенности церковно-канонической традиции ортодоксов (сторонников Никейского «Символа веры») и так называемых омиев, подчеркивая отсутствие богословского разнообразия среди последних и шаблонность самого термина «арианство», который охватывал самые различные течения, оппозиционные Никейскому «Символу веры», в том числе и не имевшие ничего общего с «классическим» арианством. Самые разные и противоречивые аспекты церковных контроверсий автор связывает с процессом интеграции церковных и государственных институтов. Таким образом, показывается исключительное своеобразие регионов Иллирика, сыгравших своеобразную роль как в становлении церковного вероучения, так и в выстраивании отношений -между Церковью и различными институтами власти, в том числе и на местах. В целом сделанные автором выводы имеют большое значение для специалистов по истории Поздней Римской империи. Так, исследователь говорит об отсутствии четких и незыблемых границ между Западной и Восточной империей в указанную эпоху на основе анализа церковно-канонических и богословских памятников. В частности, современники церковных конфликтов IV–V веков не связывали понятия «восточный» и «западный» с ареалами распространения греческого и латинского языка, так как значительная часть так называемых западных епископов, представленных на Соборе в Сердике в 343 году, была грекоязычной. Ряд важных выводов Георгия Захарова касается возвышения епископской власти и роли епископа в городском управлении. В монографии показана активная роль мирян, часто «задававших тон» в церковной жизни и принимавших самое активное участие в выборах епископа на епархиальных соборах. Этот механизм, связанный с активной поддержкой «снизу» (suffragium populi), которую епископы получали со стороны мирян, хорошо известен на материале переписки святого Киприана Карфагенского, а для более поздней эпохи — на основе данных писем Блаженного Августина. Историк показывает, что известные по хрестоматийным источникам механизмы работали и в иных регионах империи, характеризовавшихся не столь глубокой урбанизацией, как, например, Африка и Италия. Ведь в термине populus (народ), обозначавшем паству, легко угадывается именно сообщество граждан конкретного города, в то время как выборы епископов во многом воспроизводили процедуру выборов муниципальных магистратов. В монографии изучаются изменения в церковной структуре Иллирика в связи с варварскими вторжениями и последующей дезурбанизацией и дероманизацией Подунавья. В этой связи епископы начинают активную миссионерскую деятельность как среди сельского населения, так и среди мигрирующих варварских племен. При этом ортодоксальный епископат сохраняет связь с муниципальным строем, в то время как омийские епископы, доселе слабо привязанные к городам, становятся более известны как епископы народов (gentium) и областей (regionum). В то же время я не могу согласиться с определенными положениями и исследовательскими принципами рецензируемой монографии. Самый существенный недостаток, как это ни парадоксально, является «оборотной стороной» неоспоримого достоинства работы. С одной стороны, Георгий Захаров, опираясь на чисто богословский материал, делает выводы исторического характера, а доктринальные споры представлены им как своего рода фон для выявления идеологических противоречий в позднеантичном обществе. Но в то же время теолог иногда одерживает верх над историком. Книга, на мой взгляд, несколько перегружена чисто богословским материалом, который порой не подвергается должной исследовательской обработке. Досадно, что автор не привлек данные христианской эпиграфики и археологии, а ведь это позволило бы прояснить ряд спорных моментов в вопросах христианизации балкано-дунайского региона. По моему мнению, нужно было уделить гораздо больше внимания связи епископата и муниципальной администрации, которая во многом предопределила роль епископа как патрона городской общины. По данному вопросу существует обширная литература, раскрывающая этот феномен на материале Африки, Галлии и Италии, которая учтена исследователем лишь частично. Тем не менее указанные недочеты нисколько не преуменьшают вклад Георгия Захарова в изучение проблем истории западного арианства. Написанная им монография является новаторской и нетривиальной. Она может оказаться полезной всем, кто интересуется историей Церкви, древнего мира и Средних веков. Иван Копылов,
ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Самуилов В.Н. История арианства на латинском Западе. СПб., 1890. 2 В частности, ученые ввели в научный оборот так называемый Opus Imperfectum ad Matthaeum, который позволил увидеть изнутри мир латинской арианской общины. 3 Meslin M. Les Ariens d’Occident, 335–430. P., 1967. 4 В этом смысле идеальной моделью церковно-государственных отношений для омиев был Аримино-Селевкийский Собор 359 г., провозгласивший также своеобразный «вероучительный минимум».
2 декабря 2013 г.
Ключевые слова:
история, богословие
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Все там будем Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» в Музее им. Андрея Рублева начинается от гробовой доски. Если точнее – от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя.
13 декабря 2019 г. 13:07
Епископ Кронштадтский Назарий: "Лучший подарок — возвращение Благовещенской церкви" На вопросы "Журнала Московской Патриархии" отвечает наместник Александро-Невской лавры PDF-версия
6 декабря 2019 г. 12:59
Архипастырь Эстонской земли В декабрьском номере "Журнала Московской Патриархии" будет опубликован материал о служении Патриарха Алексия II на Эстонской земле, которой он посвятил большую часть своей жизни. Его Святейшеству удалось отстоять предписанные к закрытию в эпоху хрущевских гонений храмы и монастырь, сохранить в них молитвенную жизнь. После избрания на первосвятительский престол Алексию II пришлось противостоять Константинополю, чтобы защитить приходы Русской Православной Церкви в Эстонии уже от притязаний Фанара. О том, какие задачи ставил перед собой епископ Таллинский и Эстонский Алексий, с какими трудностями столкнулся в их решении и как их удалось преодолеть "Журналу Московской Патриархии" рассказала аспирант ПСТГУ Марина Непочатова.
5 декабря 2019 г. 11:37
Пути развития современного церковного пения Напомним: предыдущий аналогичный форум прошел три года назад. За это время Церковно-общественному совету при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения удалось сделать выводы как о недостатках организации съезда 2016, так и о том, что именно в первую очередь хотят обсудить и услышать представители профессионального сообщества клирошан. Два рабочих дня регенты и певчие провели в интереснейших дискуссиях и напряженном обмене опытом. А увенчала событие Божественная литургия, состоявшаяся 26 октября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. PDF-версия
3 декабря 2019 г. 12:59
Костромская стратегия В беседе с корреспондентом «Журнала Московской Патриархии» глава Костромской митрополии вспоминает, как получил имя по жребию, называет сроки воссоздания кремлевского архитектурного ансамбля и объясняет, почему пока не успел объехать все приходы своей епархии. PDF-версия
29 ноября 2019 г. 16:59
|