ЦВ № 6 (259) март 2003 /
20 марта 2003 г.
Даниил Московский: Исторический портрет17 марта 2003 года православный мир отметил 700-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского. Так уж сложилось, что наиболее известные и авторитетные российские историки в своих исследованиях уделяли мало внимания князю Даниилу. Князь Даниил Александрович родился в 1261 году. Уже почти тридцать лет русские земли находились под властью иноземных захватчиков. Ханы умело управляли ситуацией, пользуясь разобщенностью удельных княжеств. От них зависело назначение великих князей и разрешение междоусобных споров. Подчас интересы князей намеренно сталкивались, а от их поведения в ставке хана зависела их жизнь. Так, в 1237 году князь Федор Юрьевич, отказавшийся отдать свою жену на утеху хану, был убит, а его тело брошено на съедение диким зверям. Его жена Евпраксия, узнав об этом, кинулась вниз с высокого терема с сыном на руках, предпочтя смерть позору. В 1246 году дед Даниила Московского, Ярослав, был вызван в столицу Орды, город Кара-Корум в Монголии. Причиной этого, по-видимому, явилась чрезмерно самостоятельная политика князя. Некоторое время он жил при хане Гуюке, а затем, после визита к матери хана, Туракине, скоропостижно умер. По свидетельству летописца, тело князя страшно посинело — вероятно, он был отравлен. Его сын Александр Невский, продолжавший политику отца, тоже был приглашен в ставку, но почувствовал недоброе и не поехал. В это же время за отказ от поклонения языческим идолам были замучены в Орде князь Черниговский Михаил и его боярин Федор. Необходимо заметить, что оба мученика сами искали такой участи, лишившись родины и княжения. Князь Михаил умер за веру, повторяя: “Я — христианин!” В год рождения Даниила Александровича вся Суздальско-Владимирская Русь кроме Рязани была в руках у потомков Всеволода Большое Гнездо. В 1263 году младший сын Александра Невского в возрасте двух лет получил в удел Московское княжество: маленькую деревянную крепость с несколькими окрестными селами и деревнями, правда, расположенную на оживленных торговых путях, оставшихся неподконтрольными Золотой Орде. В то время подавляющее большинство стольных городов имели если не каменную крепость, то хотя бы каменный кафедральный собор. В Москве же все постройки были из дерева. Москва была окружена густыми лесами и огромными болотами. Сообщение с внешним миром велось в основном по рекам. Сам край был беден, единственным источником доходов была транзитная торговля, оживившаяся в пору монгольского завоевания благодаря мощной миграции населения с юга и относительного спокойствия вдалеке от ордынских земель. Возмужав, князь упорядочил систему торговых пошлин, начал активное строительство, занялся укреплением обороны московских земель. В 1282 году невдалеке от Москвы был основан Данилов монастырь с храмом во имя Даниила Столпника. Он сразу строился как крепость и стал важнейшим звеном в южном оборонительном поясе города. Были отстроены заново и другие укрепления. Даниил Александрович был самым младшим в роду и шанса занять старший великокняжеский престол не имел. Поэтому молодой князь стал проводить самостоятельную политику, направленную на обустройство и расширение собственного удела. Многие великие князья пытались помешать осуществлению его замыслов. Сначала его противником был старший брат — великий князь Дмитрий Переяславский. В 1281 году Даниил Московский и его средний брат — Андрей Городецкий приглашают ордынское войско для защиты от Дмитрия. Тот бежал, но скоро возвратился на волне народного гнева против опустошительного нашествия иноверцев. Андрей вновь обращается к Орде с просьбой о помощи, но его союзники, в том числе и Даниил Александрович, заключают с Дмитрием мир. В 1285 году Андрей с ордынскими силами терпит поражение от войск Дмитрия. Именно эта битва стала первой победой русских над ордынскими войсками. Однако еще трижды — в 1287, 1288 и 1293 годах — русские земли опустошались ордынцами. Приходя на Русь по приглашению князей, они жгли города и уводили сотни пленников. После смерти Дмитрия Переяславского великим князем стал Андрей Городецкий. Со временем Даниил Александрович вместе со своим двоюродным братом Михаилом Тверским и племянником Иваном Переяславским создал союз князей против князя Андрея и других сторонников вмешательства татар в дела русских княжеств. В 1296 году состоялись переговоры при посредничестве ханского посла во Владимире. Однако разгоревшийся на них спор чуть было не кончился поножовщиной, епископу Владимирскому Симеону и епископу Сарскому Исмаилу едва удалось умиротворить собравшихся. В том же году Андрей Городецкий, видимо, не веря в прочность нового союза, воспользовался отсутствием переяславского князя Ивана и подошел к Переяславлю с войском, намереваясь захватить город. Но Даниил Александрович и Михаил Тверской со своими дружинами встали у него на пути, оставшись верными крестному целованию. Сражения так и не произошло, князья заключили мир. В 1301 году, в ходе продолжающейся усобицы, Московское княжество вступило в столкновение с соседней Рязанью. Даниил Александрович предпринял весьма рискованный шаг: он внезапно напал на удел Константина Романовича Рязанского. Московское войско одержало победу над объединенными рязанско-татарскими силами. Бояре предали Константина, и он попал в плен к московскому князю. Много татар перебили в сражении. Для мелкого и небогатого удельного князя это было проявлением неслыханной смелости, даже открытым вызовом ханской власти. Удивительно, что карательного похода ордынцев не последовало. В итоге проведенной военной операции к Московскому княжеству был присоединен важный в стратегическом отношении город Коломна вместе с землями по нижнему течению реки Москвы. Даниил Александрович держал пленного рязанского князя в чести, даже хотел заключить с ним вечный мир, закрепить его крестным целованием по обычаю того времени и отпустить в Рязань. Но непрекращавшиеся княжеские распри помешали ему сделать это, а после его смерти его старший сын Юрий Данилович убил пленника. Он же послужил причиной мученической кончины тверского князя Михаила Ярославича. Будучи поставлен перед выбором: ехать на верную смерть в Орду, настроенную против него Юрием, или остаться дома и навлечь на Тверь карательную экспедицию татар, князь рассудил так: “По крайней мере буду доволен, если хотя смерть моя успокоит отечество”. Он попрощался с родней, дал последние наставления сыновьям и отправился в Орду. По приговору ханского суда он был жестоко избит, а затем у него, еще живого, вырезали сердце. Людям, принесшим весть о приближении убийц, он сказал: “Ведаю для чего”. Это были последние слова человека, принявшего смерть во имя прекращения татарских нашествий и междоусобной розни. В 1301 году междоусобица вновь обострилась. В городе Дмитрове был созван очередной княжеский съезд, на котором Даниилу Александровичу удалось заключить мир со своим братом Андреем. Но зато его племянник и двоюродный брат разъехались врагами. Союз распался. Все последующие княжеские сборы ознаменовались ожесточенной борьбой князей. В это время святитель Серапион Владимирский увещевал князей: “Даже язычники, божьего слова не зная, не убивают единоверцев своих”. В следующем, 1302 году умер Иван Дмитриевич Переяславский, “тихий и кроткий” бездетный племянник Даниила Московского, который “того бо любяше паче инех”. Князь Иван владел старшим уделом в семье. Впервые в истории русской раздробленности он отнесся к своей земле как к частной собственности и завещал ее своему младшему дяде Даниилу Александровичу в обход старшего, Андрея. Надо заметить, что этот случай передачи земли по наследству стал поистине знаковым для того времени. По древнему обычаю, земли княжества делились между всеми членами рода князя по мужской линии по старшинству. Старший получал столичное княжение, младший — самую отдаленную периферию. В случае смерти кого-либо из наследников его земля переходила к его сыновьям или, в случае его бездетности, к старшему в семье. Но все эти вопросы решались только общим собранием членов княжеского рода. Этот обычай служил одной из причин междоусобной розни. Любой князь мог отобрать земли у родича или просто убить его и, заручившись поддержкой влиятельных членов семьи, затем получить одобрение на семейном совете. Однако князь Иван передал свои владения по наследству близкому члену семьи независимо от решения большинства. Это, бесспорно, создало прецедент в государственном праве Руси и показало один из выходов из тупика междоусобной розни и раздробленности русских земель. Даниил Александрович Московский стал настоящим владетелем Москвы, строителем и собирателем земель вокруг нее. Он был первым из князей, кто жил в городе постоянно, радел в основном за интересы своего удела и не стремился к великокняжескому престолу. Даниил Александрович был одним из тех немногих князей, кто умел решать свои политические задачи без помощи иноземных войск, что позволило избежать новых набегов и разорения русских земель. В своей политике он больше опирался на поддержание мира с родичами ради соблюдения общих интересов. В 1303 году Даниил Московский в возрасте сорока двух лет неожиданно заболел, постригся в монахи и воспринял высший чин — схиму. В том же году он скончался, оставив о себе добрую славу собирателя русских земель. Святой благоверный князь стал основателем династии Московских Мономаховичей, представителями которой были все последующие московские князья и цари.
20 марта 2003 г.
HTML-код для сайта или блога:
|
Вышел в свет №3 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Пятнадцатилетие Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — важнейшая историческая веха в жизни мирового и отечественного Православия.
25 марта 2024 г. 16:00
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
|