Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» о том, как священнослужители несут пастырское служение в зоне специальной военной операции, какие задачи решают и каковы перспективы увеличения штата военных священников. PDF-версия.
9 января 2024 г. 15:00
Вера должна быть осознанной Редакция «Журнала Московской Патриархии» получает письма читателей, в которых они просят рассказать об одном из направлений служения Русской Православной Церкви. Иногда кто-то делится сокровенным или повествует о своей судьбе. Мы получили письмо от человека, который 15 лет провел в колонии строгого режима за совершенное преступление. Оказавшись в заключении в самом начале жизненного пути, человек не отчаялся, не озлобился на мир и сумел вернуться к полноценной жизни. Он пришел к Богу, смог сохранить свою личность и найти возможность для духовного образования. Как это произошло? Где он обрел силы для покаяния, хотя считал свой приговор несправедливым? Предлагаем и вам прочитать эту историю. PDF-версия.
29 декабря 2023 г. 14:00
Не лечить, не спасать, а вести ко Христу Психоневрологические интернаты (ПНИ) — это государственные учреждения, где живут дети и взрослые с хроническими психическими расстройствами, которым необходим постоянный уход. Иерей Иоанн Бакушкин окормляет подопечных психоневрологического интерната «Добрый дом «Коломенский» уже 19 лет. Его педагогическое и психологическое образование, помноженное на пастырский опыт, помогает найти подход к людям с психическими заболеваниями, дать им возможность обрести поддержку и опору в православной вере. Как объяснить особенному ребенку, что такое ад, как говорить с воспитанниками ПНИ о Боге, в какие «ловушки» могут попасть волонтеры и что такое эффективная программа катехизации, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
17 ноября 2023 г. 14:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Протоиерей Марк Ермолаев: «Долг пастыря — укрепить бойца в вере» Протоиерей Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Московской митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-версия.
15 июня 2023 г. 14:00
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
|
ЖМП № 6 июнь 2021 /
9 июля 2021 г. 18:00
Благословение на подвигК 80-ЛЕТИЮ ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРШЕГО МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ ОТ 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА В этом году наша страна отмечает скорбную дату — 80 лет начала Великой Отечественной войны. В первый же день к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви, а по сути ко всему народу, обратился Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий. Будущий Патриарх призывал всех сплотиться перед сильным и беспощадным врагом, стараясь пробудить в пастве историческую память и силу духа. О всех деталях событий, связанных с написанием и публикацией послания, «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктор исторических наук Михаил Шкаровский. PDF-версия. «Включите радио! Война!» Годы Великой Отечественной войны стали тем уникальным периодом в советской истории, когда подавляющее большинство верующих жителей СССР поддержало правительство страны, проявив глубокое чувство патриотизма и желание отстоять свою Родину от нацистских захватчиков. Это произошло несмотря на то, что религиозные организации в Советском Союзе подвергались длительное время сильнейшим репрессиям, достигшим своего пика в конце 1930-х годов. Правда, к 1940-м годам сталинское окружение, в основном под влиянием внешнеполитических обстоятельств, уже отказалось от запланированного полного уничтожения Церкви в стране. Однако ее положение оставалось по-прежнему трагичным — множество запретов опутывало со всех сторон, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. Подавляющее большинство районов страны к лету 1941 года оказалось вообще без действующих храмов, а ведь согласно переписи 1937 года более половины населения считали себя верующими. Двадцать второго июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Казалось бы, начавшаяся война должна была еще сильнее обострить существовавшие противоречия между государством и Церковью. Однако этого не произошло. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции Русского Православия оказались сильнее обид и предубеждений. Несмотря на духовную несвободу, гонения (можно вспомнить, что в конце 1930-х годов планировался и арест Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского Сергия), верующие приняли самое активное участие в борьбе с агрессором. По традиции в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, митрополит Сергий (Страгородский) служил утреннюю Божественную литургию в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове. О нападении на СССР владыка узнал, вернувшись после Литургии, завершившейся около десяти часов утра, в свою скромную резиденцию — небольшой деревянный домик в Бауманском переулке. Встречавшиеся в некоторых современных публикациях утверждения о том, что владыка Сергий написал свое послание еще до начала совершения Литургии и огласил его с амвона после окончания богослужения в соборе, опровергаются свидетельствами очевидцев. Келейник митрополита Сергия архимандрит Иоанн (Разумов) писал: «Святейший узнал об этом [начале войны], когда после службы вернулся из кафедрального собора»1. Зоя Вениаминовна Пестова, жена проректора Московского химико-технологического института и известного богослова Н. Е. Пестова, вспоминала: «Начало войны застало нас в Москве. Накануне, в субботу 21 июня, я была у всенощной в Елоховском (Богоявленском) соборе. Служил отец Николай Колчицкий. Служил и плакал, а после окончания богослужения сказал, обратившись к народу, что завтра утром будет отслужена последняя Литургия, после чего храм закрывается и ключи сдаются в исполком. Дома я с плачем рассказала Николаю Евграфовичу о том, что узнала. Лицо мужа стало еще более серьезным. Он тяжело вздохнул, перекрестился и сказал: "На все Божия воля". Ночью он долго молился, стоя на коленях перед шкафом с иконами... На другой день [22 июня] рано утром я уже была в храме. Народу было немного. Все стояли грустные и печальные. После окончания Литургии все ждали, что вот сейчас придут представители власти и собор будет закрыт. Но никто не приходил. Постепенно все стали расходиться. Ушла и я домой. Дома стала собирать вещи и продукты, чтобы ехать на дачу... Внезапно с лестничной площадки раздался шум. В дверь стучала соседка: "Зоя Вениаминовна! Включите радио! Война!"»2. Послание Патриаршего Местоблюстителя В полдень 22 июня по радио прозвучала речь заместителя председателя Совнаркома и наркома иностранных дел В. М. Молотова с сообщением о вероломном нападении фашистской Германии на СССР, завершившаяся знаменитыми словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Узнав о начале войны в своей резиденции, вероятно, из речи Молотова, Патриарший Местоблюститель сразу же молча удалился к себе в кабинет, где написал и собственноручно отпечатал на машинке свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призывал православный русский народ встать на защиту Отечества. Это было в тот момент, когда многие государственные и партийные руководители пребывали в растерянности: И. В. Сталин смог обратиться к народу только 3 июля, на одиннадцатый день после начала войны. О каком-нибудь давлении властей на Патриаршего Местоблюстителя при написании им первого военного послания говорить не приходится. «Невзирая на свои физические недостатки — глухоту и малоподвижность, — вспоминал позднее архиепископ Димитрий (Градусов), — митрополит Сергий оказался на редкость чутким и энергичным: свое послание он не только сумел написать, но и разослать по всем уголкам необъятной Родины»3. В послании говорилось: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы, православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства...»4 В своем обращении владыка Сергий нигде не упомянул ни Советский Союз, ни его правительство. Он писал: «В последние годы мы, жители России, надеялись, что пожар войны, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны...» (в этих словах можно найти упрек советским властям, еще в начале лета 1941 года уверявшим, что войны не будет). Местоблюститель Патриаршего престола призывал священников не оставаться молчаливыми свидетелями и тем более не предаваться «лукавым соображениям» о «возможных выгодах» по другую сторону фронта, что было бы, по его словам, «прямой изменой Родине и пастырскому долгу»5. Понятно, что после страшных репрессий сталинского режима у некоторых священнослужителей могли появиться подобные мысли. Митрополит Сергий призвал всех вспомнить святых вождей русского народа: Александра Невского, Дмитрия Донского, «полагавших свои души за народ и родину», как и «неисчислимые тысячи простых православных воинов». Таким образом, в воззвании Патриаршего Местоблюстителя было предвосхищено обращение И. В. Сталина к святым русским князьям в более поздней ноябрьской речи 1941 года. Послание митрополита Сергия заканчивалось горячим призывом: «Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу!»6 Послание, несомненно, имело исторический характер. Это был однозначный призыв Предстоятеля Русской Православной Церкви к своей многомиллионной пастве проявить патриотизм и в словах, и в делах. Архипастырское послание указало тот путь, которым должна идти Церковь, разделяя со своим народом все трудности и невзгоды. Оно было размножено на ротаторе и разослано по всем немногим сохранившимся приходам страны, где зачитывалось настоятелями с амвона прихожанам после богослужений. Следует учесть, что по советским законам того времени, запрещавшим Церкви всякую деятельность, кроме богослужебной, а тем более вмешательство в политические и государственные вопросы, этот поступок формально был наказуем. Правда, по некоторым сведениям, послание, составленное 22 июня, советские власти разрешили зачитать лишь 6 июля, через три дня после выступления И. В. Сталина. Позднее этот исторический документ был опубликован в двух официально изданных сборниках: «Правда о религии в России» (М., 1942) и «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов» (М., 1943), которые распространялись в значительной степени за границей — в странах антигитлеровской коалиции. Ротаторные экземпляры послания от 22 июня 1941 года с автографом митрополита Сергия, присланные в различные епархии, сохранились во многих областных и городских архивах России, например в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга7. Сила слова Послание Патриаршего Местоблюстителя, несмотря на опасность жестокого наказания, активно распространялось и на оккупированной нацистской Германией территории СССР. Несколько священнослужителей погибли в связи с этим от рук оккупантов. Так, в сводке службы безопасности Германии от 5 декабря 1941 года говорилось, что 7 ноября в Киеве под председательством митрополита Алексия (Громадского) проводилось собрание духовенства Автономной Украинской Православной Церкви с участием 49 священников, двое из которых были изобличены как советские агенты, у них нашли и воззвание митрополита Сергия. Арестованных настоятеля Николо-Набережной церкви архимандрита Александра (Вишнякова) и настоятеля Байковской кладбищенской церкви Киева протоиерея Павла Остринского нацисты расстреляли за распространение воззвания в ноябре 1941 года, а с остальных взяли подписку о неучастии во враждебной Германии работе8. В докладе протоиерея Александра Архангельского митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому) от 13 июля 1944 года говорилось, что во время оккупации Крыма протоиерей кладбищенской церкви г. Симферополя Николай Швец зачитал прихожанам антифашистское воззвание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), распространять которое среди верующих помогал диакон Александр Бондаренко. «Их патриотический подвиг поддержал старец Викентий, бывший обновленческий епископ... Все они были расстреляны немецким гестапо... о. Н. Швеца обвиняли еще в том, что он крестил евреев»9. Через четыре дня после начала войны, 26 июня, в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен «О даровании победы». С этого времени во всех храмах Московского Патриархата стали совершаться подобные молебствия по специально составленному тексту «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны»10. В проповеди, произнесенной Патриаршим Местоблюстителем после молебна 26 июня, также содержалось прямое указание на то, что положение в СССР перед войной было неблагополучно: «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы. Да послужит и наступающая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной... Мы уже видим некоторые признаки этого очищения»11. Так началось активное участие Русской Православной Церкви в патриотической борьбе. В речи на Архиерейском Соборе 1943 года митрополит Сергий, вспоминая июнь 1941-го, говорил: «О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумываться...»12 Получив послание Патриаршего Местоблюстителя, Ленинградский митрополит Алексий (Симанский) сразу же сделал его достоянием всех православных города. Послание зачитывалось в храмах северной столицы, и люди уходили на фронт как на подвиг, благословленный Церковью. А 26 июля митрополит сам написал обращение к верующим и духовенству «Церковь зовет к защите Родины». Отмечая горячий отклик ленинградцев на послание Патриаршего Местоблюстителя, владыка Алексий поддержал инициативу приходских советов и многих верующих по оказанию помощи обороне страны13. Послание митрополита Сергия от 22 июня 1941 года вызвало ответные патриотические чувства со стороны его многомиллионной паствы. В письмах в Московскую Патриархию верующие и приходские священники сообщали о проводимых в храмах сборах денежных средств, облигаций, предметов из драгоценных металлов, разнообразных вещей, которые передавались ими на нужды фронта и тыла, в помощь раненым бойцам и семьям красноармейцев. Уже с лета 1941 года большинство приходов страны начали сбор денежных пожертвований и ценных предметов в фонд обороны, хотя всецерковный призыв «трудами и пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам» митрополит Сергий огласил 14 октября14. На эти средства строились танковая колонна «Димитрий Донской», эскадрильи (от 8 самолетов в каждой) «Александр Невский», «За Родину» и т. д. По подсчетам Московской Патриархии, к лету 1945 года было собрано более 300 млн рублей, не считая драгоценностей, вещей и продуктов (танк Т-34 стоил в 1942 году 193 тыс. рублей). Всего за годы войны Патриарший Местоблюститель, а затем Святейший Патриарх Сергий обращался к верующим с патриотическими посланиями 24 раза, откликаясь на все основные события в военной жизни страны. Послания главы Русской Православной Церкви не только призывали русский народ сплотиться для борьбы с фашистами, но и разъясняли позицию Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом, независимо от положения на фронте и т. д. Однако самым важным из всех посланий владыки Сергия, определившим позицию Церкви в первый день Великой Отечественной войны, было его искреннее и взволнованное воззвание от 22 июня 1941 года. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 234. 2 Электронный ресурс. URL: http://www.orthedu.ru/knigi/pestov/pagе (дата обращения: 22 июня 2021 г.). 3 Патриарх Сергий и его духовное наследство. С. 48; Русская Православная Церковь 988–1988. Вып. 2. М., 1988. С. 50. 4 Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война: Сборник церковных документов. М., 1943. С. 3–5. 5 Там же. 6 Там же. 7 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9324. Оп. 1. Д. 5. Л. 1–3. 8 Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945 гг.) / Публ. М. И. Одинцова // Отечественные архивы. М., 1995. № 3. С. 51; Алексеев В. И., Ставру Ф. Г. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское Возрождение. 1982. № 17. С. 101, 106. 9 Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945 гг.). С. 55; Алексеев В. И., Ставру Ф. Г. Указ. соч. С. 106. 10 См.: Правда о религии в России. М., 1942. С. 87–92. 11 Рар Г. (Ветров А.). Плененная церковь. Очерк развития взаимоотношений между церковью и властью в СССР. Франкфурт-на-Майне, 1954. С. 42. 12 Журнал Московской Патриархии. 1943. № 1. С. 7. 13 Шкаровский М. В. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005. С. 17. 14 Куроедов В. А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1977. С. 98.
9 июля 2021 г. 18:00
Ключевые слова:
документы, духовенство, Великая Отечественная война, исповедничество, Патриарх Сергий (Страгородский)
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Вышел в свет №3 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Пятнадцатилетие Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — важнейшая историческая веха в жизни мирового и отечественного Православия.
25 марта 2024 г. 16:00
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
Жемчужина древнего Арзамаса «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно необыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-версия.
14 февраля 2024 г. 14:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию. Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.
12 февраля 2024 г. 14:00
|