iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
История
Крещение Руси
ЖМП № 6 июнь 2015 /  5 июня 2015 г. 12:25
версия для печати версия для печати

Крещение — это не случайность

К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет подготовил юбилейный сборник в двух томах. В первом томе собраны жизнеописание князя, тексты разных эпох начиная с киевского митрополита Илариона XI века и вплоть до авторов ХХ–XXI веков и иконография Владимира — от древнейших ¬сохранившихся образцов до современных икон. Второй том содержит факсимильное переиздание церковной службы святому Владимиру, подготовленное в 1915 году к 900-летию кончины князя. Узнают ли читатели что-то новое о крестителе Руси и какие исторические тайны пока так и не удалось раскрыть, в интервью журналу рассказал один из авторов сборника доктор исторических наук Александр Назаренко.

— Александр Васильевич, период правления князя Владимира и его личность хорошо изучены. Есть ли в книге новые, ранее не известные факты и сведения?

— Да, новые сведения появляются хотя и нечасто, но регулярно. Их дает археология, смежные дисциплины (эпиграфика и др.), а также углубленное прочтение уже известных текстов. Например, появилась возможность уточнить время возникновения Киевской митрополии. Это важный факт не только в истории Русской Церкви, но и в политической истории княжения Владимира. Долгое время ученые, следуя авторитетному мнению известного исследователя русских летописей Алексея Шахматова, считали, что митрополия образовалась только при Ярославе Мудром около 1037 года, когда строился кафедральный Софийский собор в Киеве. Потом историки предпочитали говорить о времени не позднее 997 года. Ведь в списках митрополий Константинопольской Патриархии, выстроенных в хронологическом порядке их учреждения, митрополия Руси стоит перед митрополией Алании. Между тем первое упоминание Аланской митрополии относилось именно к 997 году.

Однако теперь открыты более древние (965) упоминания об аланских митрополитах. Объяснить коллизию этой новой даты с датой крещения Руси (988–989) можно только в случае, если в истории существования Аланской митрополии был перерыв. Он и в самом деле был, а возобновление пришлось на 1021/1022 год. Таким образом, оказывается, что Киевская митрополия открылась не сразу после крещения Руси, а пятнадцатью-двадцатью годами позже, хотя еще и при князе Владимире. Это уточнение принципиально важно, потому что если дело обстояло действительно так, то первоначальные мероприятия по катехизации народа, которые в нормальных условиях были делом церковной власти, проводились, выходит, когда церковного священноначалия еще не было, то есть княжеской властью. Роль Владимира в собственно церковной истории Руси, таким образом, существенно возрастает.

Теперь можно с большей, чем ранее, определенностью говорить и о епархиях, учрежденных при Владимире, одновременно с митрополией. Их было четыре: Новгородская, Черниговская, Белгородская (под Киевом), Полоцкая, и, сверх того, естественно, еще и Киевская митрополичья область.
Как пример замечательного археологического открытия можно упомянуть знаменитую теперь новгородскую церу. Это — деревянная дощечка, покрытая воском, для записи бытовых текстов, иногда их связывали в небольшие книжки. Археологи время от времени находили церы на Руси, но довольно поздние и без следов воска. Но несколько лет назад обнаружили церу с более или менее сохранившимся восковым слоем, причем раннюю — начала XI века. Текст прочитывается — это 67-й и 68-й псалмы. Очевидно, перед нами следы школы времен князя Владимира, где велось обучение грамоте по Псалтири, как то обычно бывало и позднее.

— Какие главные вопросы истории Руси этого периода еще ждут своего разрешения?

— Среди ключевых — вопрос о месте крещения князя Владимира. Ведь и сама древнерусская традиция на этот счет двоится. Главной считается так называемая Корсунская легенда из Повести временных лет, согласно которой Владимир принял крещение в Крыму, в греческом городе Херсонесе (по-древнерусски — Корсуне). Но в той же летописи приводятся и другие мнения, например о крещении в Киеве. Есть памятник столь же древний, как Повесть временных лет, — Похвала Владимиру некоего Иакова Мниха, где прямо говорится, что Владимир взял Корсунь только на третий год после крещения. Определенно выбрать между этими двумя версиями мы не можем, хотя в настоящее время наука осторожно склоняется к версии Иакова Мниха, предполагающей крещение князя, скорее всего, в Киеве.

Появляются новые данные о внешней политике Владимира, но полной ясности здесь пока нет. Так, в списке языческих жен князя на первом месте стоит «чехиня». Откуда она могла взяться в Новгороде 970-х годов, где княжил тогда Владимир? Сейчас у историков есть основания предполагать, что борьба Владимира с братом Ярополком, князем киевским, которая и привела Владимира на киевский престол, имела сложный внешнеполитический, международный подтекст, который раньше оставался неизвестен. Ярополк был союзником германского императора Оттона II, который боролся с Польшей и Чехией, а Владимир был на стороне последней. Но исследования в этом направлении еще предстоит продолжить.

Или еще пример, совсем из другой области. То, что обычно называют языческой реформой князя Владимира. Многие помнят этот летописный рассказ, как, едва овладев Киевом, Владимир, еще будучи язычником, воздвиг кумиров: Перуна, Хорса и прочих. Чаще всего считается, что князь тем самым соединил в общем пантеоне языческих божеств различных славянских племен с целью консолидации многоплеменной державы. Вряд ли, однако, это так, ибо по своему составу пантеон выглядит скорее локальным, южнорусским. Меньше обращалось внимания на то, что Владимир вынес кумиры за пределы «двора теремного». Это значит, что прежде они стояли на княжеском дворе и речь шла о семейном, династическом культе. Теперь же князь выносит кумирослужение на гору, делает его общекиевским и в этом смысле общественным, государственным. Всё это свидетельствует о том, что даже в языческий период Владимир придавал большое значение религиозным вопросам в государственном строительстве. Следовательно, и последовавшее через десять лет крещение — это не случайность, не просто благоприятное стечение обстоятельств, а результат целенаправленного поиска в религиозной области.

— Есть ли новые данные о христианском богослужении, из какого церковного центра оно пришло на Русь? Сейчас приходится слышать, что таким центром был Охрид...

— Вы затрагиваете сложную проблему. Да, в настоящее время профессор Алексей Пентковский активно разрабатывает комплекс историко-литургических свидетельств о ранних связях Киева и Охридской архиепископии в тогдашней Западной Болгарии (нынешней Македонии). Эта гипотеза противостоит традиционному взгляду на происхождение нашей древнейшей богослужебной литературы, которая считалась восточноболгарской, преславской (Преслав — столица Болгарского царства до третьей четверти Х века). Дискуссия эта узкоспециальная, она продолжается, и надо бы дождаться ее итога, хотя бы предварительного. В любом случае возможные церковные связи Киева с Охридом не следует понимать в том смысле, в каком их понимали раньше.

Я уже упоминал теорию А.А. Шахматова — М.Д. Приселкова, согласно которой Киевская митрополия была учреждена Константинополем только около 1037 года, а до этого юная Русская Церковь якобы управлялась из Охрида. Сейчас эту теорию нужно оставить, потому что точно известно, что Киевская митрополия была основана раньше, еще при жизни Владимира, то есть прежде 1015 года. Но как организовывалась собственно богослужебная практика, в деталях сказать трудно. Ясно, что церковные книги и отчасти, видимо, священники происходили именно из Болгарии. Об этом говорит и сам состав древнейшей русской переводной книжности, и языковые черты переводов. Кроме того, известно, что на те времена приходится покорение Западноболгарского царства Византийской империей, причем Русь, после своего крещения из Константинополя, выступала на стороне Византии. Трофеями в этой войне могли стать церковные книги и утварь, а может быть, и кое-кто из священнослужителей, попадавших в плен.

— На каком языке шло богослужение в начальный период церковной истории Руси?

— Некоторые историки думают, что оно шло на греческом. Но, видимо, это всё же не так.

— На каком основании вы это утверждаете?

— Повторю, что наша изначальная церковная книжность имеет болгарское происхождение. Когда она могла проникнуть на Русь? Естественно думать, что когда русские войска при Владимире воевали на территории Болгарии на рубеже X–XI веков. Следует помнить, что в ходе завоевания Болгарии и особенно после него византийские власти проводили политику обратной грецизации славянского богослужения на болгарских землях. Таким образом, вопрос о языке богослужения — славянский или греческий — делался еще и вопросом политическим. В этом смысле выбор Владимира выглядит глубоко продуманным шагом, который на века определил лицо не только Русской Церкви, но и русской культуры.

— Когда именно князь Владимир был канонизирован?

— Это один из очень сложных воп¬росов, к ответу на который наука приблизилась в последние годы благодаря некоторым новым источникам. Ученые обратили внимание на фрагмент месяцеслова конца XII века, который сейчас хранится в Курском музее. В нем под днем памяти святых Бориса и Глеба 24 июля написано: «Чтется житие князя Володимира». Не под 15-м июля, днем смерти князя, как ожидалось бы.
В Новгороде была также найдена берестяная грамота конца XI века (грамоты, как правило, довольно легко датируются стратиграфически — по археологическим слоям, в которых они обнаруживаются). В грамоте, представляющей собой, вероятно, список икон, которые надо заказать иконописцу для какого-то новгородского храма, дан список святых в родительном падеже: Косьмы, Демьяна и пр. И в этом ряду написано: «отча Василия, Бориса и Глеба». Василий — крещальное имя князя Владимира. Сочетание с именами Бориса и Глеба говорит, что перед нами имя князя Владимира, а не, скажем, святителя Василия Великого. Вспомним и о древнем иконографическом типе, который потом не получил широкого распространения, когда святой Владимир писался посредине, в окружении своих сыновей святых Бориса и Глеба.

Названные обстоятельства позволяют по-новому взглянуть на характер древнейшего церковного почитания князя Владимира и отказаться от категорической постановки вопроса: когда именно произошла официальная канонизация крестителя Руси? В самом деле, с одной стороны, еще митрополит Иларион около 1050 года ублажает Владимира званием «равноапостольного», а с другой — имя Владимир появляется в месяцесловах и начинает использоваться в качестве крестильного не ранее конца XII столетия, а первая известная науке церковь, посвященная святому Владимиру, относится вообще к самому началу XIV века (надвратная, в Новгороде). Очевидно, церковное прославление Владимира не было единовременным актом, довольно долго оно было «стихийным», если угодно, почитанием как бы заодно со святыми Борисом и Глебом, официальные памяти которых установились рано, еще в середине XI века. Сперва Владимир поминался под своим христианским именем, которое со временем сменилось более общеизвестным, княжеским.

— Какое значение, на ваш взгляд, имеет сохранение памяти о Владимире как крестителе Руси для церковной и государственной жизни сегодня?

— Изучение истории не только князя Владимира,но и вообще древней русской истории может дать нам очень много. Оно наглядно показывает непредвзятому исследователю непоколебимую справедливость взгляда на Древнюю Русь как на общий, нераздельный корень нынешних восточнославянских народов. Никак не возможно утверждать (как это сейчас пытаются делать некоторые), что нынешние государственные и этнические границы между Россией, Украиной и Белоруссией появились в домонгольские времена. И при Владимире, и многие столетия после него Русь представляла собой в своем славянском ядре единое этническое, культурное и политическое пространство. Черниговское княжество древнерусской поры, кроме сегодняшнего «украинского» Чернигова, включало еще «российские» Брянск, Муром и Рязань. Смоленское княжество пришлось бы поделить между Россией и Белоруссией.

Сам Владимир княжил сначала в Новгороде, потом в Киеве. Князьям того времени современные границы показались бы чем-то несуразным.
И главное, пожалуй: Церковь, над созданием которой столько потрудился князь Владимир, в последующие века оставалась единой для всех русских людей — дольше, чем государство. Еще в послемонгольское время, до самой середины XV века, церковное единство в лице общей митрополии, которая, фактически пребывая во Владимире, а потом — в Москве, официально именовалась по-прежнему Киевской, продолжало сохраняться. В эпоху политического партикуляризма Церковь идейно и организационно скрепляла русский народ, разделенный государственными границами. Церковь, основанная святым Владимиром, дольше всех сохраняла память и институт общерусского единства.

Крестился сам князь Владимир, и детей своих, и весь дом свой святым крещением просветил, и освободил каждую душу, и мужского пола, и женского, крещением святым. И возвеселился, как Давид, и возрадовался Богу князь Владимир, и «веселился, и Господу радовался», как святой пророк дивный Аввакум, Богу Спасу своему. О, блаженное время и день добрый, исполненный всякого блага, в который крестился Владимир князь и назван был в Святом Крещении Василий! И дар Божий осенил его, и благодать Святого Духа осветила сердце его, и научился по заповеди Божьей поступать, и жить добродетельно по-божьи, и веру соблюдал твердо и непоколебимо. Он крестил всю Русскую землю из конца в конец — и отверг нечестивое наваждение, и языческих богов, а вернее бесов, Перуна и Хорса, и других многих попрал, и сокрушил идолов. И церковь построил каменную во имя Пресвятой Богородицы, прибежище и спасение душам верным, и десятину ей дал, чтобы о попах заботиться, и о сиротах, и о вдовицах, и о нищих. И потом всю землю Русскую и города все украсил святыми церквами. И отверг весь дьявольский обман, и пришел от тьмы дьявольской на свет с детьми своими, пришел к Богу, крещение приняв, и всю землю Русскую вырвал из пасти дьявола и к Богу привел, и к свету истинному. Ведь сказал Господь устами пророка: «Отводящий от нечестия нечестивого, ты — как уста мои». И был князь Владимир как уста Божии и людей от обмана дьявольского к Богу привел.

«О, сколько радости и веселия было на земле! Ангелы возрадовались и архангелы, и души святых воспряли. Сам Господь сказал: «Какая радость бывает на небесах, если хоть один грешник раскается». Бесчисленны души, приведенные к Богу Святым Крещением по всей земле Русской, исполнено дело, похвалы всякой достойное и радости духовной полное».
Иаков Мних (XI в.). Из «Памяти и похвалы русскому князю Владимиру»

Александр Филиппов
5 июня 2015 г. 12:25
Ключевые слова: День Крещения Руси
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00