![]()
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации». Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач. Материал будет опубликован в 5 номере "Журнала Московской Патриархии".
5 июня 2020 г. 10:50
28 младенческих жизней сохранили в православном приюте "Нечаянная радость" Екатеринбурга Сегодня в России отмечается Международный день защиты детей. Немалую роль в этом благородном деле играют и церковные кризисные центры для беременных женщин и матерей с детьми, созданные по всей стране. Так, за четыре с половиной года православный приют для помощи женщинам с детьми в кризисной ситуации «Нечаянная радость» в Екатеринбурге сохранил от аборта 28 младенческих жизней. Всего же за этот период здесь помогли 54 мамам (30% из них были беременны) и 81 ребенку, оказавшимся без жилья и средств к существованию.
1 июня 2020 г. 09:50
Храмы у Дороги жизни Одна из героических страниц Великой Отечественной войны — это труд тех, кто стремился спасти людей от гибели в блокадном Ленинграде. Среди них не только те, кто доставлял в осажденный город грузы и вывозил блокадников на Большую землю, защищал небо от вражеской авиации, но и те, кто работал в мастерских по ремонту автотранспорта и авиационных двигателей, спасал в эвакуационных пунктах обессиленных от голода ленинградцев. Однако мало кто знает, что этими мастерскими и госпиталями на другом берегу Ладоги стали храмы, закрытые в 1930-х годах. Четыре из них оказались в непосредственной близости от линии Волховского и в зоне действия Ленинградского фронтов и сегодня находятся в Тихвинской епархии. PDF-версия
8 мая 2020 г. 10:57
|
![]()
ЖМП № 5 май 2015 /
17 июня 2015 г. 16:45
Доступное богослужение, или тайны звуковой инсталляции храмаКаждому человеку, приходящему в храм, важно понимать смысл церковной службы, содержание возгласов, молитв и песнопений. Но слова порой звучат неразборчиво, быстро гаснут, не достигая слуха молящихся. Одно дело, если в этом виноваты слабый хор или плохая дикция священника. И совсем другое, если об акустике напрочь забыли проектировщики и строители храма еще на этапе его создания. Своим опытом, как профессионально «озвучить» храм, делятся священники, архитекторы и звукоинженеры. Живая речь более естественна, но… Священник Димитрий Покровский раньше служил в храме Рождества Христова в селе Варварине (XVII век), а теперь — настоятелем в Елизаветинском храме в Щербинке (Москва), возведенном в 2001 году. 300 лет назад Рождественский храм помещик строил для себя и своих крестьян, которые все помещались в одном приделе. Поэтому записанные в четверике квартеты и квинтеты звучат прекрасно. «Однако во время службы, независимо от силы голоса клира и хора, ее было хорошо слышно только перед алтарем, но в соседнем приделе уже нет. Для небольшого числа прихожан не требовалось звуковой инсталляции», — говорит отец Димитрий. Елизаветинский храм также невелик размером. И это позволяет клиру обходиться без акустических систем, что очень радует настоятеля. «По первому образованию я звукорежиссер и поэтому, наверное, слишком привередлив к звучанию. Мне не нравится, как сочетаются разные частоты и гармоники при электронном озвучивании. Акустические системы каким-то образом искажают звук, даже высокопрофессиональные. Я считаю, что живая речь для уха — более естественна. Правда, недавно был на Кипре, там в храмах и монастырях во всю пользуются микрофонами. Маленькие, незаметные микрофоны стоят и у хора, и на престоле». В Щербинке сегодня строят еще один, больший по площади, храм — в честь иконы Божией Матери «Всецарица». И, по мнению священника, установки звуковой аппаратуры там уже не избежать. Ситуации Безусловно, храм — сложное архитектурное сооружение. Чтобы создать хорошую акустику, надо правильно организовать внутреннее пространство с учетом трех частей (алтаря, храма и притвора), подобрать соответствующие материалы. Современные бетон или гипсокартон с красивым звуком не «дружат». Однако гораздо больше случаев, когда настоятелям не удается найти специалистов. «Сколько я ни спрашивал, никто не сказал, как добиться естественной акустики архитектурным способом. Из чего сделал вывод, что этим вопросом мало кто сегодня владеет. Кто-то слышал о голосниках, но ничего в этом не понимал», — говорит настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского на Рязанском проспекте (Москва) протоиерей Виктор Сандар. Он установил в храме электронное озвучивание и теперь убежден, что в его случае это идеальное решение: «Специалисты нам всё рассчитали; кроме того, звук выведен в смежные помещения и на улицу, и служба слышна даже вне храмового пространства». В храме Святых Петра и Павла в Лефортове со звуком вообще творятся странные вещи. «Бывает, в голосовом плане легко служить, тебя везде слышат. Но иной раз достаточно сложно понять, как звук распространяется по храму, почему быстро гаснет и чем это вызвано», — говорит игумен Алексий. Может быть, проблема в тихих голосах священников? «Если кричать, то звук до конца храма может и дойдет. Но когда в храме много народа, даже тем, кто в центре, не всегда всё слышно, что произносится с амвона». Возможно, какие-то ошибки были допущены еще при строительстве или реставрации. Петропавловский храм никогда не закрывался, но, очевидно, этот факт не всегда гарантирует сохранение хорошей акустики. «Будем ставить электронное озвучивание — других решений сегодня, наверное, нет», — размышляет отец Алексий. Бывают случаи, когда хор и псаломщик находятся на балконе и для стоящих у дверей, под балконом, их голоса не слышны или не разборчивы. Например, в великие праздники при большом стечении молящихся в храме Всемилостивого Спаса подворья Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга. «В этом случае мы разместили на балконе микрофоны, а акустические системы направили на “глухие зоны” под балконом», — говорит звукоинженер монастыря Александр Мартыновских. Установка звуковой аппаратуры позволяет не только усилить голос священника или чтеца, но даже придать ему мягкий, приятный тембр. В этом убежден генеральный директор компании «Звуковое оборудование» Андрей Гончаров, за плечами которого «озвучка» без малого 30 храмов Москвы и области: «Выпускаемая сегодня аппаратура позволяет сделать и так, чтобы содержание богослужения доходило до всех прихожан в любом месте храма, не усиливая голоса клира и сохраняя их естественность». Можно по-разному относиться к электронному звуку, но сегодня это одно из наиболее эффективных решений. Какие же компоненты входят в систему звуковой инсталляции и каково их назначение? Батюшка у микрофона Система звуковой инсталляции для любого помещения, в том числе и храма, состоит из трех блоков — микрофоны, устройства обработки сигнала (микшерный пульт, эквалайзер, процессор эффектов, усилители) и акустические системы (АС) (см. словарь). По опыту Андрея Гончарова самый минимальный набор для звуковой инсталляции храма средних размеров включает в себя один радиомикрофон (для служащего священника), два проводных — в алтаре и на клиросе (если там же находится чтец), один микшерный пульт, один усилитель, один эквалайзер и четыре акустические системы. Какой микрофон лучше по качеству и надежности? Любой специалист скажет, что проводной. У проводных микрофонов звук чище, чем у радиосистемы. У них нет лишнего звена преобразования звукового сигнала, и со звуковым оборудованием (микшером) он соединяется напрямую — проводом. Радиомикрофон же должен быть всё время в зоне «видимости» приемника сигнала. И если между ними возникает препятствие — например, священник заходит за колону или в притвор — звук может пропасть. Решить вопрос помогают специальные всенаправленные антенны, продающиеся отдельно от радиосистем. «На качество звука влияет и численность людей в храме с включенными мобильными телефонами», — делится опытом алтарник и звуко-инженер храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой городской больнице Сергей Савин. Еще один недостаток — для радиомикрофона требуются батарейки. И, наконец, радиосистема дороже, чем проводной микрофон. Надежная радиосистема стоит не менее 15–30 тыс. рублей, а хороший проводной микрофон 5–6 тысяч. Единственные достоинства радиомикрофонов, заставляющие мириться со всеми их недостатками, — мобильность (им не требуется кабель) и незаметность для глаз прихожан. Не случайно один из типов радиомикрофонов из-за маленького размера называют «петличкой», так как его можно легко скрыть в одежде. Экономика и экономия Что лучше: доверить приобретение оборудования и всю работу специалистам? Купить всё самим исходя из имеющегося бюджета, а потом уже пригласить специалистов, чтобы его установить и настроить? Всё от «а» до «я» сделать самим? Найти специалистов звукоинженеров нетрудно, достаточно набрать в интернет-поисковике фразу «звуковая инсталляция храмов». Хотя «сарафанное радио» тоже никто не отменял. В некоторых случаях оно работает даже лучше. Всегда можно прийти в другой храм и послушать, как всё звучит. К слову, для Андрея Гончарова идеальный заказчик тот, кто уже немного побыл «сам себе звукорежиссером» в «озвученном» храме, пощупал руками аппаратуру и знает, в частности, чем одно электронное устройство отличается от другого. «Если у прихода есть свой звукорежиссер, инженер-электрик, инженер-монтажник, то можно делать всё самим, — уверен Сергей Савин. — Хотя это может быть долго, потому что сотрудников придется отвлекать от их основной работы». Понятно, что чем лучше оборудование, тем оно дороже. От стоимости оборудования зависят: надежность, точность передачи звука, склонность к появлению акустической обратной связи (иначе — возбуждение, или «заводка» микрофонов), уровень шумов и необходимость управления пультом во время богослужения. Где и как сэкономить? Можно своими силами провести монтажные работы, например проложить кабель. Так, в храме Царевича Димитрия никому со стороны не доверили штробить стены (в частности, в алтаре). Эту работу выполнили рабочие храма под чутким руководством старосты. «Наш храм — памятник архитектуры, любые изменения в нем — вопрос очень важный», — говорит Сергей Савин. Для трансляции в смежные помещения используется так называемая стовольтовая передача звукового сигнала, в которую включено большое количество громкоговорителей. «Говоря проще, это система радиоточек (динамиков), удаленных от источника звука до 5–100 м, которые можно встроить и в стену, и в потолок. Она относительно недорога и проста в управлении, подходит как для оповещения, так и для трансляции богослужения из храма в сопредельные помещения. В Ново-Тихвинском монастыре, например, с ее помощью проведена трансляция из храма в келейные корпуса и в трапезную», — делится опытом монастыря Александр Мартыновских. А в Александро-Невском соборе екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря на каждом из фасадов стоят по две всепогодные акустические системы Community R.5HP. «Их хватает на то, чтобы озвучить площадь в радиусе 100 м вокруг собора, — говорит Александр Мартыновских. — Одна такая система стоит около 50 тыс. рублей. Для небольшого храма можно приобрести и менее мощную всепогодную систему. Или, если она нужна всего несколько раз в году, дешевле даже брать ее в аренду, так как в звукопрокатной фирме вам подберут аппаратуру согласно вашим требованиям».
17 июня 2015 г. 16:45
Ключевые слова:
экспертиза
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Дом для мамы плюс Традиционным «Домом для мамы» сегодня удивить сложно: только на территории России за девять лет Церковь открыла свыше семи десятков подобных учреждений для женщин (в основном для молодых мам и беременных), оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Калужский опыт ценен эффективными наработками, при помощи которых такие проекты становятся ядром целой системы начинаний епархиальных социальных служб. Что необходимо для успеха этой деятельности помимо горячего энтузиазма и вдумчиво подобранного штата квалифицированных исполнителей, на месте выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
26 января 2021 г. 14:45
Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу Городец знаменит не только своими народными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
25 января 2021 г. 13:30
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим» Пандемия коронавируса обострила отнюдь не только медицинские, санитарно-гигиенические и экономические вопросы и задачи. Резко возрос интерес к природе вирусов и их роли в сообществе живых организмов на Земле, управляемости человеческой цивилизацией в условиях выраженного в той или иной степени хаоса, духовным причинам переживаемых нами проблем и верным выводам, которые из них следует сделать. В интервью «Журналу Московской Патриархии» занимающий кафедру в Омской митрополии архиерей, в прошлом ученый-вирусолог, рассуждает об оправданности карантинных ограничений, объясняет, почему Россия оказалась впереди в создании вакцины, и советует не поддаваться панике. PDF-версия.
22 января 2021 г. 14:30
|