![]()
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя» Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Фотовыставка Уильяма Брумфилда состоится в рамках Свято-Феодоровского историко-культурного форума 19 ноября на сайте Переславского Свято-Феодоровского историко-культурного форума откроется онлайн выставка и презентация работ современного американского историка русской архитектуры, фотографа-документалиста Уильяма Брумфилда:«Краеугольный камень. Вид с Запада». Автор представит в онлайн формате около пятидесяти работ, сделанных в Переславле на протяжении последних сорока лет.
8 ноября 2020 г. 19:15
Благодарственная восписуем Ти раби Твои Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный во второй половине 2000-х годов в Зачатьевском женском монастыре, обретает новое внутреннее убранство. Речь идет о целом комплексе работ, объединяющем единым творческим замыслом стенопись и мозаичные панно. Пока что завершен первый этап, коснувшийся четверика, центрального купола с главным барабаном и четверки малых куполов.
7 августа 2020 г. 10:00
Ювелирная точность Золото и серебро в Православии ценны не только как драгоценные металлы, но и как материалы, несущие определенную смысловую нагрузку. Золото символизирует солнце, свет истины и Самого Господа, а также первосвятительскую и архиерейскую власть. Серебро — нравственную чистоту и девство Пресвятой Богородицы. Ювелирное искусство во многих своих проявлениях связано с жизнью Церкви. В постиндустриальную эпоху ювелиры, как и многие другие мастера декоративно-прикладных искусств, оказались перед рядом вызовов, ответ на которые им предстоит найти. PDF-версия, Начало. PDF-версия, Окончание
14 февраля 2020 г. 10:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
«Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах» Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. По достоинству этот вклад был оценен не его современниками, а потомками. Именно с исторической дистанции стало очевидно, насколько глубоко художник вошел в евангельскую тему как вдумчивый исследователь и выразил ее как талантливый живописец. PDF-версия.
25 декабря 2019 г. 14:12
Все там будем Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» в Музее им. Андрея Рублева начинается от гробовой доски. Если точнее – от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя.
13 декабря 2019 г. 13:07
Нота как мишень Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Правда жизни и правда веры В этом году исполнилось 175-лет со дня рождения знаменитого русского художника Ильи Репина. Илья Ефимович Репин — художник-классик, один из столпов русской живописи, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и другие. Обычно Репина, как и большинство передвижников, воспринимают как художника, для которого социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Его картина «Отказ от исповеди» часто помещалась в антирелигиозные брошюрки. Но пристальное внимание к творчеству художника позволяет увидеть, что все обстоит иначе. ПДФ
18 сентября 2019 г. 16:10
Наследие Альфреда Парланда Сегодня, 16 сентября 2019 года, исполняется 100 лет со дня кончины автора петербургского храма-памятника Воскресения Христова (Спас на Крови) Альфреда Александровича Парланда (1842–1919) — выдающегося архитектора, преподавателя, мастера акварели, археолога. Парланд прожил удивительно яркую жизнь, реализовав себя в разных областях. Но, безусловно, главным делом его жизни была архитектура. По проектам зодчего были построены десятки зданий по всей Российской империи — в основном церкви в русском стиле, в которых он продолжил дело своего любимого учителя Давида Ивановича Гримма, основоположника этого направления в архитектуре. PDF-версия
16 сентября 2019 г. 14:59
|
2 октября 2013 г.
Условия открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма»1. Общие сведения о конкурсе1.1. Организаторы конкурса: Общероссийская общественная организация «Союз архитекторов России» (далее – САР), Некоммерческое партнерство «Союз благотворительных организаций России» (далее – СБОР). 1.2. Цели и задачи конкурса. Архитектурный конкурс ставит целью привлечь профессиональные творческие силы к поиску архитектурного образа современного православного храма, созданию архитектурных решений, обладающих интересной композиционно-художественной выразительностью с соблюдением необходимых религиозных требований. Конкурс призван позитивно воздействовать на современное состояние культурной и архитектурной действительности России. 1.3. Вводная информация. За последние годы на территории России построено и восстановлено большое число православных храмов и комплексов — это большая заслуга. Практика современного этапа строительства православных храмов в России показывает, что храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение. Архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без попыток осмысления современного облика православного храма в русле традиции русского храмоздательства без учёта современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий. 1.4. Предмет конкурса. 1.4.1. Предметом конкурса является концепция современного архитектурного решения образа православного храма. 1.4.2. Храм вместимостью 500-600 человек может быть выполнен в трех вариантах градостроительного размещения: в центре открытого городского пространства с размещением вспомогательных помещений в цокольной части здания; в городском квартале с тыльной частью участка, где может размещаться отдельно стоящее здание с вспомогательными помещениями; на открытом загородном пространстве без каких бы то ни было ограничений. 1.4.3. В храме должны быть предусмотрены кроме основных структурных частей (алтарь-средняя часть-притвор), подсобно-вспомогательные помещения, обеспечивающие потребности богослужений и комфортные условия для прихожан, в т.ч. доступ для маломобильных групп населения. 1.4.4. При проектировании следует ориентироваться на нормы СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» в части состава, площадей необходимых помещений храмового комплекса и инженерного оборудования. 1.4.5. При разработке художественного образа храма рекомендуется учитывать всю историю русского православного церковного зодчества.
2. Участники конкурсаК участию в конкурсе приглашаются: профессиональные архитекторы, авторские коллективы профессиональных архитекторов, а также студенты архитектурных высших учебных заведений.
3. Порядок и сроки проведения конкурса3.1. Конкурс проводится в один этап без предварительного квалификационного отбора. Количество представляемых конкурсных проектов от каждого участника не ограничено. 3.2. Сроки проведения конкурса: с 24 сентября 2013 года по 29 ноября 2013 года. 3.3.Проекты представляются в сроки и в объеме, предусмотренные настоящей конкурсной документацией (пункт № 4 и пункт № 11 условий конкурса). 3.4. Проекты считаются представленными в срок, если они переданы в оргкомитет конкурса не позднее 21.00 29 ноября 2013 года в САР Гранатный переулок, дом 12, ком. № 23). 3.5. Иногородние участники одновременно с отправкой проектов должны прислать в адрес организаторов телеграмму с указанием даты и времени отправки, копию квитанции об отправке материалов.
4. Требования к конкурсной документации4.1. Все конкурсные материалы представляются не более чем на двух лёгких планшетах из пенокартона 100х140 см с учетом их вертикальной развески. 4.2. Допускается применение любой архитектурной графики. 4.3. Все текстовые материалы выполняются на русском языке. 4.4. Конкурсные материалы сдаются под девизами. Девиз представляет собой комбинацию из одной буквы русского или латинского алфавита и пятизначного числа (высота 2 см). Девиз указывается на каждом листе графических материалов, в правом нижнем углу, в прямоугольнике размером 20 x 60 мм. Девиз также указывается на первом листе пояснительной записки. 4.5. Проекты, представленные авторами на конкурс, должны содержать следующие материалы: схема генерального плана; планы основных уровней; разрезы; фасады; визуализация; пояснительная записка с авторским описанием концепции архитектурного решения и технико-экономическими показателями (ТЭП); материалы на электронных носителях (каждый файл в формате JPEG с разрешением 350 dpi). 4.6. Электронные версии документов должны полностью соответствовать печатным версиям. 4.7. К представляемым конкурсным материалам должен быть приложен запечатанный информационный конверт № 1, на наружной стороне которого в прямоугольнике указанного размера изображается девиз, выбранный участником конкурса. Внутри конверта на листе формата А4 указывается полный список авторского коллектива с указанием персональных данных и подписями всех членов этого коллектива, процентного соотношения распределения премии между членами авторского коллектива. В конверт № 1 должен быть вложен документ, подтверждающий профессиональный статус участника. 4.8. Электронные носители информации (дискеты, CD-R и CD-RW) должны быть соответствующим образом помечены девизом (например, с помощью наклеек) и помещены в отдельный (т.н. «информационный») конверт № 2.
5. Порядок сдачи конкурсной документации участниками5.1. При сдаче конкурсных материалов организатору конкурса каждым участником будет выдан акт приема-передачи (конкурсная заявка) материалов с полным перечнем материалов и указанием даты и времени их приемки. 5.2. Конкурсная заявка должна быть подписана лицом, имеющим право действовать от имени участника конкурса. 5.3. Конкурсные материалы, выполненные или представленные с нарушением требований настоящей конкурсной документации (пункт № 4 условий конкурса), к участию в конкурсе не допускаются. 5.4. Участники конкурса могут задавать вопросы по программе не позднее 20 октября 2013 года руководителю оргкомитета конкурса Черткову Сергею Ивановичу тел. 8(985)222-68-16; E-mail: tchertkovserguei@modul.ru.
6. Жюри конкурса6.1. Задачей жюри является оценка представленных материалов, которые в наибольшей степени отвечают условиям и задачам конкурса, и определение победителей конкурса. 6.2. Конкурсные проекты оцениваются обезличенно с использованием девизов проектов. В своей работе члены жюри конкурса руководствуются принципами профессионализма, независимости мнений и объективности. 6.3. Жюри конкурса правомочно проводить свои заседания при наличии не менее 2/3 членов жюри. 6.4. Решение жюри принимается простым большинством голосов и является окончательным. 6.5. Член жюри, не согласный с решением большинства, обозначается как выступивший "против". 6.6. До вскрытия девизных конвертов с именами участников-победителей конкурса жюри составляет заключительный отчет, содержащий обоснования принятых решений по присуждению премий. 6.7. Отчет должен быть подписан всеми членами жюри. 6.8. По итогам конкурса жюри утверждает до десяти премированных проектных предложений, размер каждой премии – 100 000 (сто тысяч) рублей. Жюри оставляет за собой право изменить количество премируемых проектов, но при обязательной выплате всего премиального фонда. 6.9. В случае увеличения премиального фонда сверх 1 миллиона рублей жюри конкурса вправе увеличить количество премируемых проектов и/или увеличить размер премий. 6.10. Все авторы премированных проектов совершат паломническую поездку на Святую Землю, оплачиваемую из бюджета конкурса. 6.11. По итогам конкурса, организаторы направляют отмеченные проекты с рекомендацией для сотрудничества с авторами в соответствующие службы Русской православной церкви. 6.12. Оценка конкурсных проектов осуществляется жюри конкурса в следующем составе: Красильников Владилен Дмитриевич – народный архитектор РФ, председатель Совета по архитектуре САР (председатель жюри конкурса). Ищенко Пётр Анатольевич – президент Союза благотворительных организаций России (сопредседателя жюри конкурса). Шумаков Николай Иванович – заслуженный архитектор РФ, академик МААМ и РАХ, президент Союза московских архитекторов (сопредседатель жюри конкурса). Архимандрит Тихон (Шевкунов) – ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря в г. Москве. Гончаров Сергей Григорьевич – главный архитектор Саранской и Мордовской, Владикавказской и Махачкалинской, а также Криворожской и Никопольской епархий, заведующий кафедрой архитектуры Российского православного университета, член экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Московской епархии. Мамошин Михаил Александрович – вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, профессор IAA, академик МААМ, член-корреспондент РААСН. Пестов Евгений Николаевич – член-корреспондент РААСН, доцент кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ, лауреат Государственной премии РФ. Протоиерей Андрей Юревич – клирик Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, член-корреспондент Петровской академии искусств. Чертков Сергей Иванович – руководитель оргкомитета и секретарь жюри конкурса.
7. Экспертный совет конкурса7.1. Жюри конкурса в своей работе использует мнения, заключения и рекомендации экспертного совета конкурса. 7.2. Состав совета: Протоиерей Леонид Калинин – член Патриаршего совета по культуре (председатель экспертного совета) . Протоиерей Владимир Переслегин – член экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Московской епархии. Анисимов Андрей Альбертович – заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, руководитель мастерской «Товарищество реставраторов». Кеслер Михаил Юрьевич – председатель комиссии САР по культовым сооружениям, член экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Московской епархии. Кулагин Олег Максимович – заместитель председателя Благотворительного совета города Москвы. Пшеничников Дмитрий Владимирович – архитектор, член Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. Щенков Алексей Серафимович – доктор архитектуры, заведующий кафедрой реставрации МАРХИ. 7.3. Консультанты и эксперты содействуют работе жюри и являются резервным составом жюри.
8. Критерии оценки конкурсных проектов8.1. Оценка архитектурных решений, представленных на конкурс производится, исходя из совокупности нижеследующих критериев: выразительность архитектурного облика и актуальность художественного решения; логика пространственной организации, удобство функциональных связей и эффективное взаимодействия частей комплекса; ясность и художественные качества презентации конкурсного проекта. 8.2. Оценка предложений на соответствие указанным выше критериям будет производиться с учетом возможности практической реализации предложенных проектных решений. 8.3. Перед началом рассмотрения конкурсных материалов руководитель оргкомитета конкурса информирует жюри о любых несоответствиях, обнаруженных в полученных конкурсных материалах.
9. Результаты и завершение конкурса9.1. Результаты конкурса оформляются протоколом о результатах конкурса, в котором содержатся оценка представленных архитектурных концепций, решение об определении победителей, выплате премий и вручении дополнительных видов поощрений участникам конкурса и иные предусмотренные настоящей документацией сведения. 9.2. Протокол о результатах конкурса подписывается всеми членами жюри. 9.3. Протокол о результатах конкурса подлежит оформлению в день окончания рассмотрения материалов конкурса и определения победителей. 9.4. Информация о результатах конкурса в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания протокола о результатах конкурса размещается на сайтах организаторов конкурса (см. пункт 10.4) и направляется участникам конкурса по адресу, указанному в заявке на участие в конкурсе. 9.5. Премии выплачиваются победителям конкурса в течение 30 (тридцати) дней после подписания протокола о результатах конкурса. 9.6. Премированные конкурсные материалы остаются в распоряжении Союза архитекторов России, с авторами заключается лицензионное соглашение на дальнейшее использовании конкурсных материалов в соответствии с Гражданским кодексом РФ. 9.7. Все конкурсные материалы, не отмеченные премиями, либо другими отличиями по решению жюри, возвращаются авторам в течение 30 (тридцати) дней после объявления результатов конкурса. Получить конкурсные материалы можно по адресу: РФ, 107031, г. Москва, Гранатный пер., д.12. пом. № 23. 9.8. Победители конкурса награждаются дипломами САР. Все участники награждаются грамотами САР и СБОР. Проекты, отмеченные жюри, публикуются в архитектурной прессе и на специализированных интернет - сайтах. 9.9. После завершения конкурса организаторы конкурса предполагают выпустить полный каталог всех работ с объективным анализом результатов конкурса в итоговой статье. Все участники получают каталог с благодарственным письмом от устроителей конкурса. 10. Место и срок сдачи конкурсных проектов10.1. Место сдачи конкурсных проектов – Союз архитекторов России: Москва, Гранатный пер. 12. , пом. № 23, отв. лицо – Киселева Василиса Николаевна (тел. 8(495)691-74-85; E-mail: kiselevavas@gmail.com). 10.2. Срок приёма конкурсных работ − с 26 ноября по 29 ноября 2013 г. с 11.00 до 18.0 по московскому времени. 10.3. Объявление результатов конкурса производится не позднее 20 декабря 2013 года. 10.4. Дата, время и место объявления результатов конкурса определяются соответствующим информационным сообщением на сайтах САР (www.uar.ru) и СБОР (www.sbornet.ru).
2 октября 2013 г.
Ключевые слова:
архитектура, храмостроительство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим» Пандемия коронавируса обострила отнюдь не только медицинские, санитарно-гигиенические и экономические вопросы и задачи. Резко возрос интерес к природе вирусов и их роли в сообществе живых организмов на Земле, управляемости человеческой цивилизацией в условиях выраженного в той или иной степени хаоса, духовным причинам переживаемых нами проблем и верным выводам, которые из них следует сделать. В интервью «Журналу Московской Патриархии» занимающий кафедру в Омской митрополии архиерей, в прошлом ученый-вирусолог, рассуждает об оправданности карантинных ограничений, объясняет, почему Россия оказалась впереди в создании вакцины, и советует не поддаваться панике. PDF-версия.
22 января 2021 г. 14:30
Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней Блаженной памяти Святейшего Патриарха Сербского Иринея 1930 – 2020
21 января 2021 г. 14:00
В Тронхейме состоялось освящение вод Норвежского моря и реки Нидельвы В канун праздника Крещения Господня, 18 января 2021 года, в Тронхейме состоялось ежегодное освящение вод Норвежского моря.
21 января 2021 г. 13:20
Митрополит Волоколамский Иларион: «Господь нам вверил Церковь, которая существует более тысячи лет» Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата греческой газете «Катимерини». PDF-версия.
20 января 2021 г. 14:30
Светлые новости 2020 года Уходящий год запомнился тем, как люди Церкви — священнослужители и прихожане — объединились в молитве и труде. Совершали дела милосердия, активно помогали страждущим. Да, в карантинный локдаун несколько месяцев были закрыты храмы для прихожан, что для многих оказалось непростым испытанием. И все-таки в храмах не прекращались службы. И были в этом непростом году жизнеутверждающие новости. Вот некоторые из них. PDF-версия.
18 января 2021 г. 15:40
|