iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Документы
XIX Международные Рождественские образовательные чтения
ЦВ № 3-4 (449) февраль 2011 /  30 января 2011 г.
версия для печати версия для печати

Церковь и государство решают общие задачи


Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений

С 24 по 26 января в Москве прошли XIX Международные Рождественские образовательные чтения. Темой нынешнего церковно-общественного форума стало соработничество Церкви и государства в решении общих задач. В 2010 году были реализованы многие церковно-государственные инициативы, связанные с реформой школьного образования, профилактикой наркомании, развитием международных программ. Состоявшиеся чтения стали своего рода подведением итогов минувшего года и площадкой для определения новых перспектив сотрудничества.

Уважаемые представители государственной власти! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся на Международных Рождественских образовательных чтениях.
Созданные 19 лет назад, Рождественские чтения прошли непростой путь становления и развития. Стимулом к организации данного форума послужило стремление Церкви консолидировать усилия православной и светской педагогической общественности. Мы хотели, чтобы у всех, причастных к образованию и воспитанию молодежи, была возможность познакомиться и лучше узнать друг друга, лучше понять суть стоящих перед Русской Православной Церковью проблем, принять деятельное участие в их обсуждении и решении.

Из скромной площадки для обсуждения вопросов образования и воспитания форум со временем стал масштабным событием, имеющим важное значение не только для церковной, но и для общественной жизни.
Показательно, что тема нынешних чтений звучит как «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач». Она очерчивает одно из наиболее важных и проблемных полей новейшей истории стран, расположенных на постсоветском пространстве.

Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста. Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Участниками образовательного процесса являются миллионы людей, многие социальные и властные институты.

Образование — важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной власти. Конечно, центральным вопросом в этом блоке является преподавание «Основ православной культуры» в средней школе, но есть и другие важные аспекты.
Особую остроту в начале XXI века приобрела тема миграции. Россия входит в тройку государств мира, куда ежегодно прибывает наибольшее число мигрантов. Приезжающий из другой страны человек приносит с собой не только внешние культурные особенности, но и иные мировоззренческие установки. Эти традиции и обычаи нередко вступают в непростое взаимодействие с привычным укладом жизни местного населения.
Для того чтобы участие мигрантов в жизни страны пребывания было конструктивным, плодотворным и бесконфликтным, необходимо создать систему интеграции вновь прибывающих в культуру общества, позволяющую им освоить язык, изучить духовную и религиозную традицию большинства коренного населения.

Знание языка, культуры и доминирующей религиозной традиции, несомненно, должно послужить средством упрочения межэтнического мира и достижения общественного согласия. Именно поэтому образовательные усилия Русской Православной Церкви могли бы содействовать процессам социальной гармонизации и гражданского миротворчества. В связи с этим следует сказать о важности дальнейшего развития соработничества церковных структур с Федеральной миграционной службой. Полагаю необходимым определение долгосрочных приоритетов образовательного сотрудничества Церкви и государства в данной области.

Одной из проблем, угрожающих благополучию человеческого общежития, является радикализм, сопровождаемый экстремистской трактовкой религиозной идеи, который зачастую находит свое выражение в террористической деятельности и приводит к межнациональным конфликтам. Государство, общество и традиционные религии, имеющие многовековой опыт мирного сосуществования, должны объединить свои усилия в преодолении этого зла. И здесь роль воспитания, помогающего человеку обрести свою религиозную идентичность, научиться твердо исповедовать веру и вместе с тем уважать иные убеждения, культуру, традиции, трудно переоценить.

Убежден, что со временем значение образовательной, просветительской компоненты в антитеррористической деятельности будет только возрастать. В этой связи хотел бы поддержать идею сотрудничества с МИД России (возможно, и с другими государственными ведомствами), направленного на создание такой стратегии преодоления радикализма, особенно в молодежной среде, которая включала бы в себя образовательные программы, подчеркивающие значимость религиозных ценностей в жизни общества.
Как уже было сказано ранее, ключевым вопросом церковно-государственных отношений в сфере образования является преподавание основ религиозной культуры в средней школе.

По предложению лидеров традиционных религий Президентом России в 2009 году было принято решение о проведении федерального эксперимента по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 года.

Главная цель проекта — посредством общеобразовательной школы обеспечить возвращение в наше общество знаний о глубинных корнях культуры российского народа. Впервые после печально знаменитого декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» учителя получили возможность открыто говорить с учениками о таких фундаментальных основах человеческого бытия, как вера, религиозная традиция и культура, духовная жизнь и нравственность.

Хочу поделиться с вами некоторыми статистическими данными и итогами первого этапа апробации федерального эксперимента по введению «Основ религиозных культур и светской этики». Двадцать один регион России участвует сейчас в апробации, в ней уже приняли участие около 240 тыс. пятиклассников, и такое же количество четвероклассников включается в эксперимент с начала 2011 года. Общее количество школ, в которых преподается ОРКиСЭ, — десять тысяч, в них различные модули этого курса преподают около 15 тыс. учителей. Несмотря на то что до конца апробации еще далеко, можно говорить о некоторых существенных тенденциях, выявившихся на начальной фазе. Уместно здесь привести данные социологического исследования, проведенного в октябре 2010 года по заказу Общественной палаты Российской Федерации в рамках подготовки к слушаниям по итогам первого этапа апробации.

Итак, большинство (78%) родителей, чьи дети участвуют в эксперименте по изучению ОРКиСЭ, относятся к преподаванию религиозных культур в школе положительно. 28% родителей полагают, что их ребенок вследствие изучения курса изменился в лучшую сторону, например, стал добрее и терпимей. Почти никто из участников опроса не заявил, что введение преподавания религиозных культур разобщает детей. Напротив, около 20% родителей считают, что класс, где занимается их ребенок, стал более дружным. 41% участников опроса полагает, что их дети теперь лучше поймут представителей других религий, а примерно столько же респондентов высказали пожелание, чтобы ребята после прохождения ОРКиСЭ больше интересовались религией. Таким образом, сами факты опровергают точку зрения, будто преподавание религии в школах обречено на провал. Случилось обратное: общество приняло и одобрило эксперимент. Был разрушен стереотип о значительном конфликтном потенциале курса. Никакого межрелигиозного столкновения не случилось, да и не могло произойти в России — стране, где не было религиозных войн от Средних веков до наших дней. Положительный же эффект налицо: никем не ангажированная родительская аудитория свидетельствует о положительных переменах в сознании детей, изучающих основы традиционных религиозных культур.

Убежден, что выявляющиеся в ходе экспериментального преподавания погрешности легко устранимы и несопоставимы с тем положительным эффектом, который окажет указанная программа на формирование ценностной ориентации молодого поколения.

Заканчивающийся в этом году эксперимент, при всех его удачных сторонах, дает повод поразмыслить над некоторыми концептуальными вопросами и наметить практические шаги на будущее. В связи с этим хотел бы ответить на некоторые критические заявления о принципиальной якобы невозможности преподавания религиозных культур в светской школе.

Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди — такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года, основополагающий документ в области охраны прав личности, утверждает право родителей на выбор типа образования своих детей (26.3). Декларация прав ребенка 1959 года настаивает на предоставлении образования, соответствующего культурному развитию детей и содействующего развитию «способностей и личного суждения». Наиболее значимый после Всеобщей декларации механизм, регламентирующий поведение государств по защите прав человека, — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, который требует от стран-участников предоставлять родителям и законным представителям детей возможность обеспечивать последним религиозное и нравственное воспитание.

Хотел бы напомнить и о том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», частью которой является ОПК. Так что основы православной культуры в школе — это законно и, как свидетельствуют социологические опросы, приемлемо для общества.

Продолжающийся эксперимент по преподаванию ОРКиСЭ, при всех достижениях, отнюдь не должен настраивать нас на благодушный лад и самоуспокоение. Нам всем еще многое предстоит сделать. Скорее это побуждает нас к разработке программы практических шагов на будущее, когда религиозная культура будет повсеместно изучаться в светской школе вне зависимости от региона.

Соблюдение принципа свободы выбора одного из предметов по религиозной культуре, участие представителей традиционных религий в подготовке учителей и учебных пособий — вот, наверное, наиболее важные направления нашей работы.

Нужно использовать уже имеющийся позитивный отечественный и зарубежный опыт, при котором кандидатура учителя, преподающего религиозную культуру в школе, учебные пособия по данному курсу получают одобрение со стороны как государства, так и официальных учреждений соответствующей религии. К сожалению, в этом отношении реализация эксперимента выявила ряд недостатков, которые следует устранить.

Тема преподавания религиозных культур в школе высветила также важность сотрудничества Церкви с законодательной властью в сфере образования. Широкое обсуждение проекта новой редакции Федерального закона «Об образовании» позволяет открыто и с принципиальных позиций ставить те вопросы, которые составляют суть чаяний Церкви в этой исключительно важной области.

Не входя в рассмотрение предлагаемого текста, хотел бы отметить, что сам факт действительно всенародной дискуссии по законопроекту, отдельные положения которого, без преувеличения, касаются абсолютного большинства граждан Российской Федерации, стал явлением особой важности в общественной жизни и современной правовой культуре страны. Русская Церковь считает необходимым, чтобы закон гарантировал возможность духовно-нравственного воспитания детей на основе исторических и культурных ценностей православия и других традиционных для нашей страны религий (по выбору родителей) в течение всего времени обучения ребенка в школе. Такая практика является общепринятой во многих демократических государствах. Следует восстановить этот компонент общего образования и в российской школе, положив в основу воспитания наших детей традиционные духовно-нравственные ценности. Это отвечало бы имеющимся социокультурным условиям, способствовало бы укреплению единства образовательного пространства страны, содействовало бы сотрудничеству государства и конфессий в образовательной сфере, помогая совершенствовать межрелигиозные и межэтнические отношения в интересах всех народов, населяющих Российскую Федерацию.

Новые возможности для православного образования открываются в связи с дополненным и измененным Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Напомню, положения закона предписывают органам государственной власти и органам местного самоуправления в приоритетном порядке оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе и тем, которые заняты в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, улучшения морально-психологического состояния граждан, а также содействуют духовному развитию личности. Православные образовательные учреждения того или иного региона не должны остаться в стороне от этого процесса. Необходимо наладить прозрачный механизм участия православных проектов во всех программах, реализуемых в рамках данного закона.

Несколько слов о системе православных школ, гимназий, лицеев и детских садов. В настоящее время по моему поручению Отдел религиозного образования и катехизации проводит аттестацию этих образовательных учреждений. Общий уровень наших школ и детсадов можно в целом оценить как высокий. Выпускники православных школ успешно сдают ЕГЭ, поступают в ведущие вузы страны. Многие православные образовательные учреждения становятся в регионах своего рода центрами духовно-нравственного воспитания и образования. Они выполняют важное, в том числе и социальное, служение через приобщение к православной традиции детей-инвалидов, детей из многодетных семей, подростков, оставшихся без попечения родителей или принадлежащих к группам социального риска. Курс Русской Православной Церкви в отношении этих школ остается прежним — всемерная поддержка при строгом контроле уровня обучения. Мы должны стандартизировать содержательный компонент образования и выстроить систему непрерывного православного образования — от детсада до вуза.

Хотел бы отметить, что миссия названных мною школ заметным образом отличается от миссии обычных общеобразовательных заведений. Православные образовательные учреждения зачастую берут на себя функции социального обеспечения и профилактики правонарушений, то есть содействуют решению задач, более свойственных в настоящее время государственным органам. В этих условиях было бы справедливым, чтобы и государство позаботилось о социально значимых православных образовательных учреждениях. Свою положительную роль в совершенствовании работы православных учебных заведений могут сыграть и частные благотворители, действуя в духе востребованной ныне социальной ответственности бизнеса.

Хотел бы коснуться также и темы катехизации. Катехизическая деятельность нашей Церкви имеет основополагающее значение для развития системы религиозного образования. Она способна дать нужное направление всему процессу духовного просвещения. Вне связи со святоотеческой традицией велик риск создания системы религиозного образования, неадекватно представляющего христианские ценности, как это уже произошло во многих странах мира.

Катехизация в настоящее время — это не просто небольшое количество бесед перед таинствами, а целая система просветительской и воспитательной работы со всеми возрастными, социальными группами людей и с каждым конкретным человеком, входящим в церковную ограду. Сейчас нельзя ограничиваться лишь отдельными просветительскими программами, которые держатся на энтузиазме инициативных священников и мирян. Необходимо выстраивание системы катехизической работы на всех уровнях: от приходского до общецерковного. В каждой епархии, в каждом благочинии должна быть разработана программа развития катехизической деятельности с учетом потенциала как отдельных приходов, так и межприходского взаимодействия.

Отделом религиозного образования и катехизации Русской Церкви подготовлен проект документа «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», который сейчас обсуждается в епархиях. После получения отзывов он будет доработан и представлен на рассмотрение Священного Синода. Насущный вопрос — это подготовка и повышение квалификации кадров для осуществления катехизической деятельности. В настоящее время разрабатывается Стандарт подготовки работников сферы катехизации, который также после соответствующего обсуждения в епархиях и принятия священноначалием будет положен в основу обучения и повышения квалификации священнослужителей и мирян.

Важнейшим инструментом катехизической деятельности являются воскресные школы для детей и взрослых. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации поручена также подготовка стандарта для церковноприходских воскресных школ, содержащего образовательный минимум необходимых вероучительных знаний и церковных навыков, которые должны освоить учащиеся.

Особое внимание следует уделить воскресным школам, действующим как досуговые центры. Такие воскресные школы создают условия для общения, творчества и самореализации детей, для развития талантов, дарованных Богом. Заслуживает положительной оценки опыт тех епархий, в которых воскресные школы получили лицензии и статус учреждений дополнительного образования. Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ позволит преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве. Мы должны распространять социально значимый опыт соработничества светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию.

В заключение хотел бы сказать, что Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина Отечества Небесного, совершенного Божиего человека, на всякое дело благое уготованного (ср.: 2 Тим. 3, 17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, способных устроять ко благу жизнь Отечества земного.
Благодарю за внимание.

30 января 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00