iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Выбор сильных
21 июля 2009 года Президент России Дмит­рий Анатольевич Медведев поддержал инициативу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и других лидеров традиционных религий России о воссоздании института военного духовенства. Это решение открыло новую страницу во взаимодействии Русской Православной Церкви и Армии. За 10 лет были созданы новые органы управления, определен правовой статус священнослужителя, работающего в Вооруженных силах на штатной основе, организована система профессиональной переподготовки, издан ряд системных документов, регламентирующих деятельность священника в войсках, регулярно проводятся сборы. Об особенностях пастырского служения в воинских коллективах, значении духовного фактора в войнах и военных конфликтах, христианской воинской этике и других вопросах мы беседуем с председателем Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископом Клинским Стефаном (Приваловым). PDF-версия.
28 июля 2019 г. 21:49
Под покровом святого князя Владимира
Небольшой деревянный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира по улице Маршала Чуйкова в воскресные и праздничные дни переполнен. Ничего удивительного: в 100-тысячном столичном районе Кузьминки ныне это единственная действующая православная церковь. Случаются и будние дни, когда тут негде яблоку упасть: дом молитвы заполняется молодыми людьми в униформе. Они прилежно выстаивают всю Божественную литургию и строгим порядком приступают к Святой Чаше. И в этом тоже нет ничего странного: Князь-Владимирский храм — это еще и домовая церковь Президентского кадетского училища Росгвардии имени М. А. Шолохова. Так называемые кадетские Литургии здесь совершаются регулярно, по заранее согласованному с администрацией учебного заведения расписанию. В интервью корреспонденту «Журнала Московской Пат­риархии» духовник училища настоятель Князь-Владимирского храма священник Марк Кравченко рассказывает как в этом храме верстаются казаки (церемония посвящения в казака, предполагающая принятие в храме присяги Отчизне и Православной вере) и почему кадетам неинтересно общаться с бывшими одноклассниками. PDF-версия
1 марта 2019 г. 17:40
Документы
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Слово Святейшего Патриарха Алексия на конференции «Пастырство: традиции и современность»

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую вас на конференции, посвященной изучению опыта пастырского служения в церковной традиции и в современной жизни, а также размышлениям о будущем пастырства. В этом году конференция приурочена к 100-летней годовщине преставления одного из выдающихся подвижников нашей Церкви — святого праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн явил своим служением образец доброго пастыря, «полагающего жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11) и воплотившего евангельский идеал жертвенной любви.
Традиция окормления народа Божия, основанная на образе истинного Пастыря, Христа, и на Его учении о духовном наставничестве словесных овец, вбирает в себя тысячелетний опыт служения Богу и Его верным чадам сонма подвижников, обильно наделенных даром отеческой любви и заботы. Их наследие служит надежной опорой для современных пастырей, руководством в их ответственном служении.
Во все времена духовный наставник, последуя Пастыреначальнику Христу, стоял во главе общины верующих, созидал ее духовную жизнь в молитвенном общении с Богом посредством богослужения, церковных Таинств, и в первую очередь Таинства Святой Евхаристии. Божественная литургия таинственно соединяет со Христом и паству, и самого служителя алтаря Господня.
Устроение во Христе жизни человека и церковной общины есть предназначение пастырского труда. Однако труд этот имеет успех лишь при условии заботы пастыря как о духовном возрастании его словесных чад, так и о преодолении собственных недостатков. Наставник чад Божиих всегда должен хранить в своем сердце слова Спасителя: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12, 26). Пастырь призван воплотить в своей жизни евангельский нравственный идеал. Лишь тот, кто целиком посвятит свою жизнь служению Богу и ближним, способен привлечь ко Господу огрубевшие от житейской суеты сердца людей, помочь им обрести веру и надежду.
Порой духовный наставник, поддавшись искушению тщеславия и гордости, забывает о своем ученичестве и ставит себя на место Божественного Учителя. Не заграждать собой Христа, но открывать Его людям — вот истинный образ действия пастыря, свидетельство его духовной мудрости и опытности.
Подлинное пастырство возможно лишь тогда, когда священнослужитель осознает свою неразрывную связь с Полнотой Церкви. Единение пастыря с приходской или монашеской общиной, с собратьями по служению, со священноначалием способствует внутренней гармонии церковного бытия, препятствует возникновению и развитию конфликтов, учит «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). Послушание пастыря законной иерархии, укорененное в Слове Божием и в традиции Святой Церкви, должно быть важной частью его экклесиологического сознания, помогать ему чувствовать себя частью церковного организма. Святой Игнатий Богоносец обращается к пастырям со следующими словами: «Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался отцу по плоти и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное» («Послание к магнезийцам», гл. 13).
Современность ставит перед духовным наставником все новые вопросы, на которые он должен дать взвешенный, достойный ответ. Окружающее общество разительно изменилось за последние десятилетия. Вместе с внешней свободой пришли и соблазны, способные пленить человеческую душу ложными представлениями о смысле бытия, усыпить ее греховными удовольствиями. В этот лукавый век пастырю необходимо быть бдительным, тонко чувствовать, чем живет современник, уметь отличать правду от лжи, проповедовать непреложный евангельский закон. Большой подмогой проповеди Евангелия служат увеличившиеся информационные возможности и открытость к Церкви различных слоев нашего общества. В этих условиях пастырь призван с особой ревностью свидетельствовать об Истине, обличать грех и неправду «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2).
Сегодня невозможно укрыться от вызовов секулярного мира за стенами храмов. Пастырь должен идти навстречу людям, поддерживать слабых духом, помогать ищущим Истину обрести ее, содействовать в правильном выборе сомневающимся, возвращать надежду на спасение потерявшим ее.
Опыт духовного окормления словесных овец, завещанный нам богомудрыми наставниками, побуждает новые поколения пастырей следовать их примеру — ревностно молиться за свою паству, по-отечески любить ее, сопереживать нуждам и скорбям чад Божиих, сорадоваться их успехам. Лишь безграничная, живая любовь пастыря к Богу и своей пастве воистину созидает стадо Христово, направляя его на пути, ведущем в Жизнь вечную.
Надеюсь, что эта конференция поможет нам в духе братской любви и взаимного согласия, бережно храня церковную традицию подлинного духовного наставничества, поговорить о значении современного пастырства, о его миссии в нашем непростом мире. Пастыреначальник Христос да будет Сам нашим руководителем в сегодняшней соборной дискуссии.
 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
20 ноября 2008 г.
Ключевые слова: Патриарх Алексий II
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи