iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Документы
Рака с мощами преподобного Сергия
8 октября 2012 г. 17:04
версия для печати версия для печати

Патриарх Кирилл: Лавра - свидетельство о присутствии Божией благодати

В день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры и молебен преподобному Сергию на площади Лавры. По окончании молебна с балкона Патриарших покоев Предстоятель обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

Каждый раз, когда мы приезжаем в Лавру, мы соприкасаемся не только с историей нашего Отечества — мы соприкасаемся с ее духовными истоками. Одним из таких истоков был духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского. В далеком XIV веке он устроил здесь монастырь — в лесной глуши, вдали от населенных пунктов, и, наверное, мало кто мог в то время представить, что на этом месте воссияет Лавра Святой Руси, что духовный подвиг многих людей принесет огромные плоды, что на этом месте не единожды за историю Руси будет решаться ее судьба, в том числе в самые грозные годы татаро-монгольского нашествия и польской интервенции.

Действительно, мы с вами стоим на святой земле. Но Лавра была сильна не силой своих крепостных стен и не силой оружия, которого у нее практически не было. Лавра была всегда сильна духом и верностью православной вере. И поскольку именно сила духа, сила молитвы, сила веры была главным сокровищем этого места, сюда стекались со всей Святой Руси люди, жаждавшие духовного подвига, жаждавшие явить на деле свою веру. Что это означает? Это означает только одно — что святой человек является реальным, видимым носителем присутствия Божественной благодати в мире, он есть самое яркое свидетельство бытия Божия. И чтобы укрепить свою веру, люди всегда прибегали к духовно сильным, чтобы прикоснувшись к ним, самим стать сильнее.

И сегодня, может быть, как никогда, Лавра, являющаяся духовным центром Святой Руси, несет это свидетельство о присутствии Божией благодати. Мы приходим сюда в первую очередь для того, чтобы прикоснуться к святым мощам преподобного Сергия, почерпнуть от него благодать, и каждый, кто входит под своды Троицкого собора, чувствует эту благодать, если сердце его не окаменело. Он чувствует особые движения Духа Божиего, он чувствует, что находится в святом месте. И, припадая к мощам святого преподобного Сергия, мы припадаем к благодати Божией, являемой через эти святые мощи, и выходим отсюда утешенными, окрыленными, утвержденными в вере, способными творить добрые дела и свидетельствовать о своей вере.

Святой преподобный Сергий начал свою жизнь здесь с подвижничества. Подвижничество означает несение духовного подвига, а подвиг всегда предполагает самоотречение. Подвиг не может совершаться тем, кто заботится о самом себе, о своем благополучии, о деньгах, о карьере, кто погружен в суету. Подвиг всегда требует отдачи себя во имя ближних и дальних, во имя решения многих дел земных и небесных, и требует отдачи с человека. Подвиг есть некое сораспятие Христу. И вот с этого подвига началась жизнь преподобного Сергия, и он возрастал от силы к силе и ныне является для нас великим примером того, что если мы хотим жить так, как Господь нам повелел, если хотим следовать великим угодникам Божиим, то должны научиться совершать подвиг, большой или маленький, — все зависит от того, сколько у нас сил, какое положение мы занимаем, сколь влиятельными результаты этого подвига могут быть для окружающих. Но мы должны его совершать через отречение от самих себя, через жертвенность, через способность служить Божиему делу и высшим идеалам.

Если же человек не изменяется духовно, если в его жизни ничего не происходит, то это значит, что он деградирует. Как важно каждому из нас почувствовать, что реально с нами происходит, — растем мы или стоим на месте. Если стоим на месте, значит деградируем, значит не идем по пути преподобного Сергия, не идем по пути святых. Именно поэтому мы должны блюсти свои мысли, свои дела, свои поступки, постоянно оценивая их пред своей собственной совестью и пред лицом Божиим в молитве. И если человек стремится к горнему, если каждый день жизни добавляет хотя бы крупицу к его духовной силе, то это значит, что такой человек на пути к спасению.

С самого малого начался подвиг преподобного Сергия и завершился всероссийским игуменством, завершился тысячами паломников, которые в этот день, даже несмотря на пасмурную погоду, приходят, чтобы поклониться его святым мощам. Будем же просить святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия помогать нам возрастать духовно от силы к силе, помогать нам научиться совершать подвиг, большой или малый. Мы должны помнить, что без подвига не бывает спасения, и тогда никакие невзгоды и искушения, ни внешние, ни внутренние, не помешают нам идти тем путем, которым шел преподобный Сергий, игумен Радонежский, и вместе с ним — великий сонм Радонежских святых, прославленных и не прославленных иноков этой святой обители. Пусть благословение преподобного Сергия, его молитва за Отечество наше, за Церковь нашу помогают каждому из нас идти тем путем, который он проложил для многих и многих — тех, кто жизнью своей прославил имя Божие. Аминь.

8 октября 2012 г. 17:04
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30