iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Документы
ЦВ № 23 (467) декабрь 2011 /  17 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Владимир: Вся моя жизнь без остатка принадлежит Церкви

2 декабря за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Владимира (Самохина) во епископа Скопинского и Шацкого.

 

Слово архимандрита Владимира (Самохина) при наречении во епископа Скопинского и Шацкого

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви!

Ныне Всемилостивый Бог через определение Вашего Святейшества и Священного Синода призывает меня, недостойного, к высокому и безмерно ответственному поприщу архиерейства на новообразованной Скопинской кафедре. Особенно волнует меня то, что епископское служение предстоит совершить на Скопинской земле, где я родился и вырос, где проходило в последние годы мое церковное послушание. Сердце исполнено благоговейного трепета от осознания Божественного произволения, свершающегося надо мной, недостойным, которому вручается великий дар к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова (Еф. 4, 12).

В этот знаменательный день перед мысленным взором предлежит вся моя жизнь. Будучи с детства воспитанным в православной вере, я всегда чувствовал желание трудиться в храме Божием, работать на приходе, мечтал стать священником, но никогда не дерзал думать о высоком епископском служении. Милостью Божией по окончании Санкт-Петербургской духовной академии я стал приходским клириком, совмещая пастырское делание с административными послушаниями в Рязанской семинарии.

Оглядываясь на прожитые годы, отчетливо вижу в неясных ранее для моего разума событиях всеблагой Промысл Вседержителя, действующий в судьбе каждого человека. Особо звучат для меня теперь слова Христа Спасителя, обращенные к ученикам и апостолам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал… (Ин. 15, 16)

Новая страница открывается для меня ныне. Величие и святость предстоящего епископского служения повергают в душевное смятение и в то же время дают возможность осознать тот факт, что вся моя жизнь без остатка принадлежит Церкви.

Перед мысленным взором предстают образы чтимых мною святителей Христовой Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Василия Рязанского, Феофана, затворника Вышенского, и, конечно же, Игнатия, епископа Скопинского, священномученика, пострадавшего за веру Христову и окончившего свой земной путь на соловецкой голгофе в период безбожного лихолетья, который ныне у престола Святой Троицы возносит сугубую молитву за скопинскую паству. Взирая на сонм святых архипастырей, явивших своей жизнью «правило веры и образ кротости», страшусь, вопрошая себя: «Мне ли, недостойному, со всеми моими грехами и несовершенствами принадлежать к такому собору?» Но со смирением, преклоняя свою главу, взываю: «Господи, да будет воля Твоя, се — аз, прими меня в Свой виноградник и сотвори меня Своим рабом».

В искреннем волнении и смущении стою я ныне пред Вашим Святейшеством и святителями Христовой Церкви, готовясь принять через возложение ваших рук бесценный дар архиерейства. Верю, надеясь исключительно на всемогущее действие благодати Божией, всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей, что заступничество Пресвятой Богородицы, молитвенное предстательство и пример моего небесного покровителя святого равноапостольного великого князя Владимира и ходатайство всех святых помогут мне достойно понести крест предстоящего епископского служения.

Осознавая необходимость решения насущных вопросов церковной жизни в новообразованной епархии, почитаю важнейшим делом свидетельство людям о непреходящих ценностях евангельских заповедей и помощь современникам в обретении Христа — подлинной цели и смысла бытия человека. Мне предстоит заняться благоустроением епархиальной и приходской деятельности, созиданием новых приходов, которые должны стать настоящими православными общинами, способными к участию в церковной миссии. Полагаю необходимым уделять особое внимание включению в сферу церковной заботы молодого поколения, развитию просветительских и социальных проектов, привлечению к этой работе активных мирян и всех здоровых сил общества.

Богу содействующу постараюсь сделать всё от меня зависящее, дабы Христос вошел в сердце каждого человека.

Ваше Святейшество! Своим первосвятительским служением Вы являете для всей полноты Русской Церкви пример самоотверженного подвига во благо православия, в полной мере исполняя заповедь Спасителя, данную ученикам: Шедше, научите вся языки (Мф. 28, 19). Вы проповедуете всюду, и Ваши слова изменяют умы и сердца многих людей.

Позвольте сыновне поблагодарить Вас за то, что Вы обратили внимание на меня, недостойного, и оказали мне высокое доверие и честь, призвав к епископству. Ваши многообразные труды в винограднике Божием всегда будут для меня зримым, ярким примером того, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

От всей души мне хочется поблагодарить Высокопреосвященнейшего владыку Павла, митрополита Рязанского и Михайловского, от которого я воспринял благодать священства, облекся в спасительные монашеские ризы и под милостивым руководством которого возрастал духовно. Уникальная способность владыки придавать административной работе духовное измерение, чему я всегда старался подражать, убежден, поможет мне в предстоящих заботах о благе Церкви Христовой и народа Божия. Для меня особенно отрадно, что, направляясь в новообразованную Скопинскую епархию, я буду совершать свое служение рядом с Высокопреосвященнейшим митрополитом Павлом, от которого всегда смогу получить добрый совет и необходимую помощь.

Сердечно благодарю епископа Шахтинского и Миллеровского Игнатия, который в пору пребывания на Рязанской земле своим примером явил мне школу послушания и ныне оказывает мне братское внимание и поддержку.

Ваше Святейшество! Богомудрые святители Божии! Смиренно прошу не оставить меня вашими святыми молитвами и опытным руководством, дабы душеспасительным было мое архипастырское служение и по заповеди Христовой принесло добрый плод во славу Божию и Его Святой Апостольской Церкви.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Владимиру, епископу Скопинскому и Шацкому

Преосвященный епископ Владимир!

По премудрому Промыслу Вседержителя ныне через возложение на твою главу рук архипастырей ты обрел благодать архиерейства, стал епископом, преемником апостолов, дабы подражать им в ревности о распространении Евангелия и в служении на ниве Христовой.

Открой же сердце твое для слов назидания, произносимых под сводами этого храма при вручении тебе жезла — знака архипастырской власти, и помни эти слова всегда.

Твой жизненный путь ясно свидетельствует, что ты не искал почестей. Получив богословское образование в Санкт-Петербургской духовной академии, ты вернулся в свою родную епархию, чтобы заниматься организацией учебной деятельности в Рязанской семинарии и трудиться в качестве приходского священника на одном из скромных приходов.

Позднее, будучи назначенным на должность благочинного, ты стяжал себе имя доброго пастыря и способного администратора, со смирением готового исполнять все возложенные на тебя послушания.

Сегодня ты возведен на свещницу церковную. Как архиерею тебе предстоит отныне слышать перед совершением Божественной литургии слова Писания, призывающего тебя к духовному совершенству: Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, иже на небесех (ср.: Мф. 5, 16). И сегодня эти слова звучали здесь, в этом храме, в момент евангельского чтения. Пусть же это изречение не останется только элементом архиерейского чинопоследования, но получит реальное воплощение в жизни, будь исполнителем слова, а не слышателем только (ср.: Иак. 1, 22).

Как ты сам сказал при наречении, важнейшее влияние на твое пастырское становление оказал Высокопреосвященный Павел, митрополит Рязанский и Михайловский, ныне участвовавший в твоем возведении на епископскую степень. Не пренебрегай же его советами и впредь. Стремись во всем быть единомысленным с главой митрополии, дабы необходимое взаимодействие вы осуществляли со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 2–3).

Тебе предстоит много потрудиться для того, чтобы на должном уровне организовать епархиальную деятельность. Убежден, что в этом тебе немало будет способствовать личный, приходской и административный опыт, полученный за годы служения на Скопинской земле.

Но помни о том, что совершить это важное и ответственное дело невозможно, лишь опираясь на собственные силы, без помощи свыше, поддержки народа Божиего и соработничества пастырей стада Христова. Поэтому особое внимание уделяй подготовке кандидатов в священство, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8).

Вместе с тем необходимо содействовать мирянам, желающим послужить делу церковного свидетельства, стремящимся быть полезными православной общине и ближним. Да будут зримо исполнены слова апостола языков: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение (2 Кор. 6, 3).

Не забывай и о тех, кто более всего нуждается в заботе, утешении и помощи: о сирых, обездоленных, скорбящих и больных людях. Господь ждет от нас подвига самоограничения, умения жертвовать собой ради другого. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Подавать милостыню — большая благодать, нежели мертвых воскрешать; ибо здесь ты благодетельствуешь Христу, а там Он тебе» (Беседа 36-я).

Сеяние евангельского слова особенно бывает плодоносно в юных душах. Посему положи себе обязанностью постоянно поддерживать религиозное образование и катехизацию на высоком уровне. Системная организация воскресных школ, занятий со школьниками и студентами должна стать неотъемлемой частью твоей работы в винограднике Христовом.

Не только дети, но и вообще все люди, крещенные в православии, однако не наученные должным образом истинам веры, нуждаются сегодня в надлежащих условиях для подлинного и глубокого воцерковления.

Российская глубинка переживает ныне непростой, длящийся уже не одно десятилетие процесс постепенного исхода молодого поколения из сельских регионов в крупные города. Совершенно очевидно, что мы не можем препятствовать нашим согражданам в перемещении по своей стране. Однако задачей Церкви и в первую очередь архипастырей является духовная, нравственная поддержка тех патриотов малой родины, которые готовы созидать свою жизнь, жизнь своей семьи на земле предков, преодолевая все сложности провинциального быта.

Будь ревностен в трудах во имя Божие и во славу православия. Умей зажечь огнем своей веры сердца окружающих тебя людей. Сам же черпай силы в частом совершении Литургии, в соборной молитве. Никогда не унывай и не отчаивайся, помня слова первоверховного апостола, возвещающего волю Божию: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).

Прими сей жезл. Пусть он станет для тебя прочной опорой в предстоящих многообразных трудах. Ищи во всем пользы своей пастве и в этом обретешь свое спасение. Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4, 5). Теперь же благослови народ, с усердием возносивший о тебе молитвы к Престолу Вседержителя во время Божественной литургии. Аминь.

 

Биография

Епископ Скопинский и Шацкий Владимир (Михаил Викторович Самохин) родился 18 ноября 1979 г. в г. Скопине Рязанской обл. В 1995–1997 гг. обучался в Рязанском духовном училище, в 1997–1999 гг. — в Калужской духовной семинарии, в 1999–2003 гг. — в Санкт-Петербургской духовной академии. Затем преподавал в Рязанском духовном училище. В 2003–2004 гг. — эконом Рязанской духовной семинарии. 7 ноября 2004 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом рукоположен во диакона, 15 февраля 2005 г. — во иерея. В 2005 г. назначен проректором по учебной работе Рязанской духовной семинарии. В 2006 г. назначен настоятелем подворья Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани. В 2010 г. проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления. В марте 2010 г. назначен благочинным 1-го Скопинского округа и настоятелем Никольского храма г. Скопина. В апреле того же года удостоен сана протоиерея. В июле 2011 г. принят в число братии Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани. 23 июля 2011 г. архиепископом Рязанским Павлом пострижен в мантию с именем Владимир в честь святого равноапостольного князя Владимира. В августе 2011 г. занял должность первого проректора Рязанской духовной семинарии, назначен и.о. наместника Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани.

Решением Священного Синода от 6 октября 2011 г. (журнал № 135) избран епископом Скопинским и Шацким.

 

17 января 2012 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00