iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Документы
епископ Ейский Герман
ЦВ № 10 (455) май 2011 /  27 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Герман: Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение

1 мая в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Германа (Камалова) во епископа Ейского, викария Екатеринодарской и Кубанской епархии.

Слово архимандрита Германа (Камалова) при наречении во епископа Ейского, викария Екатеринодарской епархии

Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и боголюбивые пастыри и отцы!
Изволением Божиим, во исполнение определения Святейшего Патриарха и Священного Синода, в волнении и смущении стою пред вами, готовясь принять это превышающее меру сил человеческих служение. Такова его тяжесть — заботиться об искупленных бесценной Кровию Единородного Сына Божия и таково осознание собственного недостоинства, что страх великий переполняет душу.
А вокруг звучит пасхальное ликование, и вспоминаются апостольские слова: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 9–11). И еще большим трепетом исполняется сердце, ибо в такие дни особенно переживаешь то, что Господь наш Иисус Христос есть Пастыреначальник, о Котором преподобный Ефрем Сирин сказал: «Ради погибшей овцы щедрость Твоя привлекла Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области смерти, которая не осмелилась прекословить Тебе».
Пред Ним, пред Великим Архиереем, перед Вами, Ваше Святейшество, я уповаю лишь на то, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4).
Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение. Благодать Божия дает нам знание, что надо творить; благодать Божия, по слову отцов соборов, еще и вдыхает в нас любовь, чтобы мы могли исполнить то, что познаем. Помню также, что Бог дает благодать епископства через человека, и потому вижу особую милость в том, что принимаю ее от десницы Вашей святыни, ибо вдохновляюсь Вашим примером ревности по Бозе, заботой о том, чтобы жизнь Церкви была живой и полнокровной, чтобы голос ее был слышен, а дела очевидны, чтобы крепко хранилось церковное единство, «союзом любви связуемое».
И в эти минуты я молю Господа Воскресшего и Его Пречистую Матерь, чтобы немощная душа моя всегда была поддержана уздой благодати и любви на многотрудном апостольском пути, на который я ныне готовлюсь вступить.
Приуготовлением к этому пути были все предыдущие годы. Промыслом Божиим приведенный под святительский омофор Его Высокопреосвященства митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, я учился у него смирению и любви и сподобился монашеского пострига как милостыни последования Христу. Санкт-Петербургские духовные школы, где я учился и которым благодарен за рождение осмысленного отношения к вере, были также духовными школами владыки Исидора, где он сначала сам черпал сокровища истины Христовой, а затем и щедро одаривал этими сокровищами других. Под его богомудрым руководством проходило мое пастырское становление, а затем становление как преподавателя уже екатеринодарских духовных школ и раскрылось значение слов святителя Иоанна Златоуста: «Чего бы ни достигла человеческая мудрость, она окажется меньше, чем благодать». И теперь я, будучи призван быть Вашим помощником, милостивейший владыка, благодарю Вас в сердечном умилении за оказанное доверие и прошу смиренно и впредь не оставлять меня, недостойного послушника Вашего, своими отеческими попечениями.
Выражаю искреннюю благодарность Высокопреосвященнейшему архиепископу Егорьевскому Марку, чью внимательную заботу и мудрое руководство я постоянно чувствовал в последние три года, неся служение на Свято-Николаевском приходе города Рима.
С чувством сыновнего благоговения благодарю свою маму, которая дала мне первые уроки веры и благочестия.
Благодарю всех принимающих участие в священном чине моего наречения и испрашиваю благословения на предстоящий мне подвиг епископского служения. Епископ Игнатий (Брянчанинов), чье святительское служение проходило на Кавказе, в том числе и в Кубанской области, призывал: «Внимательно бодрствуй, чтобы сохранить, удержать при себе благодать Божию». Верю, что по вашим святым молитвам Господь Вседержитель споспешествует сохранению внимательной бодрости на всем моем пути, ибо Он блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие... Ему честь и держава вечная! (1 Тим. 6, 15–16). Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Герману, епископу Ейскому

Преосвященный владыка Герман!
Христос воскресе!
Ныне в неделю Фомину в стенах Троице-Сергиевой лавры ты был возведен на высочайшую степень священства. Благодатью Духа Святого, снисшедшей на тебя через возложение рук архипастырей, ты приобщен к сонму епископов и стал преемником апостолов, бывших очевидцами и служителями Слова (Лк. 1, 2).
Господь Своим премудрым Промыслом вел тебя к нынешнему дню. Родившись в далеком Самарканде, ты возлюбил красоту православной традиции и, приобщившись к церковному деланию в Краснодарской епархии, поступил в Ленинградскую духовную семинарию. От рук Преосвященного митрополита Исидора, участвовавшего ныне в твоей епископской хиротонии, ты принял монашеский постриг, а затем был рукоположен в священный сан и, неся на протяжении многих лет послушание в храме одной из станиц Кубани, приобрел ценный личный опыт благоустроения и организации приходской жизни.
Пришлось тебе потрудиться и на поприще окормления людей, пребывающих в заключении, преподавать в духовной семинарии, а затем в соответствии с определением Священного Синода быть клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода в Риме, где ты явил себя добрым пастырем православных христиан столицы Италии. Знай, что полученный тобой опыт не может быть случайным, а посему помни и о том, что каждый талант, дарованный нам от Бога, мы должны использовать и многократно приумножить для утверждения истины православия, для созидания Церкви Христовой, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).
Ныне ты призван к тому, чтобы, храня верность архиерейской присяге и ревнуя о правде Божией, помогать Преосвященному митрополиту Исидору в несении его нелегкого служения, ибо владыка Исидор, помимо служения епархиального архиерея, является также председателем Всецерковного суда. Особенность твоего положения состоит в том, что ты всегда можешь обратиться за советом и поддержкой к опытному архипастырю. Не пренебрегай этой возможностью, но в смирении и простоте сердца, мудро и осмотрительно совершай свое архипастырское служение.
Стремись к тому, чтобы, соработничая управляющему епархией, стать, по слову апостола, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15). Важно сделать евангельское благовестие доступным современному человеку, особенно молодому поколению, которое остро нуждается в добрых примерах чистоты, целомудрия, праведной жизни, нуждается в мудром и правдивом слове, которое помогло бы ему понять слово Божие.
Работа с молодежью должна стать главным приоритетом в твоих трудах. От того, как будет организовано это направление деятельности в нашей Церкви, во многом зависит будущее не только православия, но и страны, а поскольку страна наша великая, то в определенном смысле и всего мира.
Заботься и о том, чтобы развивать полученный тобой опыт преподавания церковных дисциплин. Религиозное образование — это побелевшая нива, ждущая усердных делателей, готовых неустанно трудиться во славу имени Божиего.
Не оставляй и попечений о подготовке кандидатов в клир, о духовном совершенствовании молодых священнослужителей, дабы, по слову Священного Писания, на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8).
Настоящая, нелицемерная вера свидетельствуется добрыми делами. Пусть же доброделание в рамках церковного социального служения всегда составляет особую сферу твоего внимания. Там, где зачастую оказываются бессильны красивые и возвышенные слова, все препятствия и средостения в деле проповеди истины преодолеваются и разрушаются искренней заботой о ближних, делами милосердия и благотворительности, готовностью разделить с человеком его скорби и радости. А если не хватает добрых дел, то это всегда становится поводом для нападок, для злословия в адрес Церкви и ее служителей, а для ревностных и благочестивых мирян — соблазном.
Краснодарский край, где тебе предстоит нести свои архиерейские труды, — это регион, исторически связанный с казачеством, которое на протяжении веков было оплотом не только Российского государства, но и хранителем православного образа жизни. Памятуя об этом, трудись над укреплением добрых традиций нашего народа. Общество может уверенно смотреть в будущее только тогда, когда оно созидается на твердом основании уважения к прошлому, к своей истории, к памяти предков.
Вместе с тем делай всё возможное для продолжения соработничества Екатеринодарской епархии со светской властью региона и общественными организациями. Плодотворное взаимодействие, ставшее отличительной чертой церковно-государственных и церковно-общественных взаимоотношений в крае, надлежит всячески развивать и совершенствовать на благо всех жителей Кубани.
Прими же сей жезл. Пусть он будет для тебя знамением действия Божественной силы, возведшей тебя ныне в архиерейское достоинство. Пусть он будет также символом полноты архипастырской власти и готовности кротко и смиренно следовать примеру Пастыря Вечного, Господа Иисуса Христа, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). А теперь благослови народ Божий, усердно молившийся за Божественной литургией о даровании тебе благодати Святого Духа для предстоящего подвига архипастырского служения. Аминь.

Герман, епископ Ейский, викарий Екатеринодарской епархии (Алексей Музаффарович Камалов) родился 22 марта 1968 г. в г. Самарканде (Узбекистан). В 1979 г. переехал в г. Краснодар. В 1985 г. поступил в Краснодарский политехнический институт. В 1986–1988 гг. служил
в рядах Советской армии.
В 1988–1997гг. учился в Ленинградской духовной семинарии и академии. 10 июля 1991 г. архиепископом Краснодарским и Кубанским Исидором пострижен
в монашество с именем Герман (в честь прп. Германа Валаамского). 12 июля 1991 г. рукоположен во иеродиакона, 19 августа 1991 г. — во иеромонаха.
В 1991–2008 гг. — настоятель Свято-Покровского храма станицы Елизаветинской (г. Краснодар). Нес епархиальные послушания: руководил епархиальным отделом по взаимодействию с ГУФСИН и являлся настоятелем домовой церкви в честь свв. блгв. кнн. Бориса и Глеба
при ИК № 14 г. Краснодара. В 2006–2008 гг. преподавал
в Екатеринодарской духовной семинарии. В 2008 г. назначен на должность клирика Свято-Николаевского ставропигиального прихода в г. Риме (Италия).
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 17) избран епископом Ейским, викарием Екатеринодарской епархии.

27 мая 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00