iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Культура
Тед Баер
4 июня 2012 г. 13:20
версия для печати версия для печати

Тед Баер: России нужен свой "Христианский Оскар"

По мнению известного американского общественного деятеля и голливудского кинокритика Теда Баера, появление в России такой награды, как "Христианский Оскар", станет стимулом для создания т.н. "безопасных зон" в сфере кино и развлечений и укрепления морально-нравственной составляющей в массмедиа.

В книге "Как преуспеть в Голливуде и не потерять свою душу" Тед Баер акцентирует внимание на том, что массмедиа влияют на человека на всех этапах его жизни - от рождения и до смерти.  К примеру, американская статистика показывает, что к тому времени, как подросток достигает возраста 17-18 лет, количество часов, потраченных им на  кинофильмы, теле- и радиопрограммы составляет 63000 часов. В то время как на школу он к этому времени потратит 11000 часов, 2000 часов – на общение с родителями и примерно 800 часов -  проводит в храме (при условии, что посещал его раз в неделю).  "Какую модель поведения он унаследует? Ту, что рекламируют СМИ и  киноиндустрия, - считает доктор Баер.  - К сожалению, в  2012 году в США на 1000 кинофильмов, выпущенных в прокат, 656 пришлось на продукцию, пропагандирующую аморальное поведение и нездоровые интересы, и только 119 кинолент несли в себе позитивные принципы". 

Стремясь изменить существующее положение вещей, возглавляемая Баером компания "Movieguide" (семейный гид по фильмам и развлечениям в США), ежегодно, за неделю до официальной церемонии вручения премии "Оскар", проводит "Annual Faith and Values Awards Gala",  мероприятие, на котором отмечаются 10 лучших и 10 лучших семейных/христианских кино- и телефильмов. Помимо наград, победители в номинации "Лучший кино- и телефильм" получают денежные призы в размере 100 тыс. долларов, а в номинации "Лучший начинающий сценарист" - 50 тыс. долларов.

"Мы ни в коей мере не соревнуемся с "Оскаром", - говорит доктор Баер. – Мы не критикуем фильмы, а лишь анализируем их с христианской точки зрения, с точки зрения семейных ценностей, и награждаем те, что заставляют задуматься о Вечном, о своем предстоянии Богу". 

На церемонии зритель получает объективную информацию о пользе или вреде того или иного кинопроизведения, а создатель последнего -  еще одну причину к созданию качественного кинематографического потока с мощной морально-нравственной компонентой, что, как показывает составляемый компанией Баера ежегодный отчет, приносит несравненно большую экономическую выгоду, чем выпуск продукции с пометкой "Детям до 16…".

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…, - цитирует Баер Первое Послание Коринфянам, 13. – Я говорю это каждый раз на нашей церемонии, и не случайно. Я считаю, что при создании кинофильма нужно руководствоваться именно этим принципом, иначе то, что вы создаете – не имеет смысла. Цель режиссера, сценариста, актера – сделать этот мир лучше, а не разрушить то, что с любовью даровал нам Господь".

Предложение американского кинокритика об организации ежегодной церемонии вручения российских "Христианских Оскаров" нашло поддержку у ведущих деятелей российского кинематографа. Так, кинорежиссер Геннадий Полока отметил, что "наш кинематограф нуждается в такой награде, ведь по производству ненужных "черных" фильмов Россия, как мне кажется, занимает сегодня первое место, стоит посмотреть те 85 картин, которые вышли в прокат в прошлом году. Собственно, во всем мире сейчас кризис, не только у нас. … Люди ждут кинофильмов, в которых есть христианская чистота, и появление награды  "за моральное содержание» появлению таких фильмов очень поможет".

Полоку поддержал первый вице-президент Гильдии актёров кино России Борис Токарев,  заявив, что всегда с радостью принимает участие в проектах, несущих в себе позитивное начало. "У Христианского Оскара в России, несомненно, есть будущее, - сказал  Токарев. – Нам нужно приобщать людей к вере, возвращать им духовные ценности".

Мысль Токарева продолжил литературовед и певец Федор Тарасов. "Я целиком и полностью поддерживаю идею Теда Баера. В России сформировался стереотип, что добро неинтересно, а зло интригующе, мы априори считаем, что позитивное кино – это приторная патока, но ведь это не так. Любое истинное отображение добра производит неизгладимое впечатление на душу,  и живет это дольше чем зло, которое несет в себе разрушающее воздействие, в особенности, на детей и молодежь, - заметил Тарасов. - Нам нужна отдельная сфера культивирования позитивных фильмов, где моральный, христианский контент будет сочетаться  с высоким профессионализмом, и «Христианский Оскар» вполне может стать этой сферой". 

Однако, как известно читателю, в России уже не один год довольно успешно проходят православные кинофестивали "Золотой Витязь", "Радонеж", "Сретение" и многие другие, в которых принимают участие российские и зарубежные государственные и независимые кино-, теле- и радиокомпании, а также частные лица, создающие произведения по духовно-нравственной тематике.  Найдется ли среди них место "Христианскому Оскару"?

Евгений Никифоров, президент Международного кинофестиваля "Радонеж": Идея доктора Баера замечательна, но для нас она не стала откровением, поскольку в России фестивально-христианское движение существует уже почти 20 лет.  К сожалению, уровень кино, которое можно назвать христианским, по-прежнему чрезвычайно низок, в том смысле, что действительно качественные картины, пропагандирующие церковные ценности – это все еще уникальный случай для российского кинорынка. Найдет ли себя в России Тед Баер? Не знаю. Мне кажется, вместо учреждения еще одной премии, целесообразнее было бы объединить усилия с уже существующими проектами, ведь, несмотря на то, что работа в этом направлении проводится давно и эффективно, мы все еще сталкиваемся с большими трудностями, в том числе финансовыми. И потом если говорить о миссионерском и катехизаторском потенциале "Христианского Оскара", то мне кажется, не совсем правильно было бы продвигать национальный кинопродукт православной направленности, так сказать, "американским путем", поэтому идею в любом случае придется адаптировать под российского зрителя.  

Сергей Кравец, руководитель Церковно-научного центра "Православная энциклопедия": Мне думается, предложенная доктором Баером идея, не решит проблемы привлечения в христианский кинематограф творческих сил. В настоящее время у нас существуют, по крайней мере, четыре подобных церемонии,  в том числе, присуждаемая раз в два года, Патриаршая премия в области киноискусства. А вот фильмов по-прежнему не хватает.  Доктор Баер говорит о вещах несравнимых. На Западе у него есть свой зритель – это устоявшаяся аудитория христианских телеканалов. У нас же, пока, даже при самом благоприятном отношении, православный кинематограф остается в маргинальной части процесса. И учреждение еще одной премии ничего не даст. Кинофильм "Орда", к примеру, имеет несомненную православную направленность, но когда мы представляли его Каннском кинофестивале, он целенаправленно трактовался нами как "историческая драма". Понимаете, если мы будем такие киноленты позиционировать как "христианский кинематограф", мы их обескровим, мы лишим их зрителей. Не лучше ли сейчас всеми силами поддерживать упомянутую мной Патриаршую премию, где христианские ценности будут представлены в кинолентах разной жанровой направленности? А доктор Баер мог бы привозить на наши кинофестивали англоязычные киноленты-победители его собственной премии, что, несомненно, дало бы нашим церемониям новое дыхание.  

Священник Валерий Степанов,  к.ф.н., специалист по русской религиозной философии XIX века, многолетний член жюри фестивалей телевизионных и кинофильмов православной тематики "Радонеж" и "Покров": Насколько я знаю, попытки учреждения такой премии за пределами США уже были, но ни одна из них не была доведена до конца. Как член жюри православных кинофестивалей я совершенно не против еще одной премии. Почему бы и нет? Кино, на мой взгляд, это самый молодой вид искусства, в котором  отображение христианских идей находит неархаичные формы. Задача Церкви – всеми силами поддержать этот процесс. Проведение православных кинофестивалей – это одна из форм нашего служения. Но мы помним, что кино, равно как и телевидение, уже ставшее частью нашей культуры – это все-таки не развлечение, и наша задача – наполнить его правильным содержанием, избегая "самопиара" и пафоса. Если  идея доктора Баера несет в себе тот же смысл, то у нас появится еще одно хорошее мероприятие. "Оскар" дал толчок многим хорошим режиссерам и сценаристам, благодаря Оскару они получили свой статус, были услышаны. В России его христианский аналог также может стать одним из социальных лифтов для талантливых православных людей, которые получат еще одну возможность заявить о себе. Пока, к сожалению, мы констатируем тот факт, что кинопродукция христианской направленности не является кассовой, фильмы не собирают большую аудиторию. Поэтому чем больше мы будем говорить о них, тем больше у нас шансов донести их до массового зрителя. Идея доктора Баера весьма перспективна. Единственное, что мне не совсем нравится, это название. Во-первых, зачем повторять то, что уже есть, а во-вторых название должно ассоциироваться с тем, что дорого сердцу человека православного.А в целом, «Христианский Оскар» в России - это более широкая аудитория, международный статус, полноценный обмен опытом и, в конце концов, серьезные финансовые возможности, что немаловажно.   

 

4 июня 2012 г. 13:20
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00