iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Культура
Конференцию открыл круглый стол в Школе искусств «Беато Анжелико», посвященный проблемам развития современного христианского искусства. Фотография: Екатерина делль Аста
8 октября 2013 г.
версия для печати версия для печати

Проблемы развития современного церковного искусства обсудили участники конференции в Милане

В Милане открылась международная конференция «Идентичность, инаковость, универсальность», организованная фондом «Христианская Россия». «Мы собрались, чтобы обсудить возможности свидетельства о Христе в современном мире, исследовать те пути, на которых человек сегодня встречается с Богом», - подчеркнул академик Амброзианской библиотеки священник Франческо Браски, приветствуя участников.

Конференцию открыл круглый стол в Школе искусств «Беато Анжелико», посвященный проблемам развития современного христианского искусства. В нем приняли участие архитекторы, скульпторы, искусствоведы и журналисты из России, Италии и Франции. Выступившие на круглом столе ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин и преподаватель Библейско-богословского института апостола Андрея искусствовед Ирина Языкова представили основные тенденции развития храмовой архитектуры и иконописи в России.

Сергей Чапнин выделил три направления развития современного храмового зодчества: традиционные формы, экспериментальные проекты и лубок. Каждое из них он проиллюстрировал рядом архитектурных решений как уже воплощенных, так и оставшихся на уровне проектов. Обрисовав масштабы храмового строительства за последние двадцать лет, докладчик обратил внимание на ряд проблем: разрыв с традициями храмового зодчества, слепое копирование стилей прошлых веков, слабое развитие творческой мысли, отсутствие профессионального сообщества церковных архитекторов и специализированной экспертной структуры внутри Церкви. Все это в значительной степени препятствует формированию современного стиля церковной архитектуры. «Поиск образа нового православного храма в России только начинается и связан он будет прежде всего с новым прочтением литургического пространства», - подчеркнул Сергей Чапнин и рассказал собравшимся о конкурсе на лучший эскизный проект современного храма, организованный Союзом архитекторов России и Союзом благотворительных организаций России при участии Русской Православной Церкви. Ряд церковных архитекторов Италии проявили интерес к условиям конкурса и в кулуарах отметили, что рассмотрят возможности участия в нем.

 Участникам круглого стола были представлены журналы «Храмоздатель» и «Arte Christiana».

Доклад Ирины Языковой был посвящен обзору тенденций в современной иконописи. По ее словам, процесс развития иконописи в России протекает бурно и хаотично, и сегодня в этой сфере больше вопросов, чем ответов: можно ли достичь уровня иконописцев прошлого; способна ли иконопись стать частью сегодняшней культуры, или она больше относится к субкультуре; в какой степени могут сочетаться традиция и свобода творчества? Эти и многие другие вопросы не теряют своей актуальности. Говоря о тенденциях, Ирина Языкова обозначила основные сформировавшиеся школы. Это древнерусское и византийское направления, а также попытки поиска собственного авторского стиля, которые можно наблюдать в творчестве священника Андрея и Филиппа Давыдовых, Ирины Зарон, Ольги Шаламовой и других.

Уникальный проект устроения новой крипты в кафедральном соборе Вероны стал предметом богословского и искусствоведческого анализа Марко Молона, директора культурных программ епархии Вероны. Функционально крипта предназначена для погребения епископов, захоронения которых прослеживаются на этом месте с  VI-VII веков. Вместе с тем концепция организации нового сакрального пространства - евангелизация через красоту. Этой цели подчинено все - геометрия лестницы, чистота и простота архитектурных элементов, символика света в целом и организация вертикального ритма световых элементов. «Этот заказ побудил меня пережить новое понимание сакрального пространства. Я убежден, что архитектура способна передать заложенную с ней идею, только если стремится создает диалог с теми людьми, которые живут в этом пространстве», - отметил Марко Моллон.

На круглом столе также выступили искусствовед Родольфо Бальзаротти и скульптор Мари Мишель Понсе.

В сообщении Родольфо Бальзаротти была предпринята попытка осмысления культуры и искусства на основе взглядов священника Павла Флоренского и французского философа Жака Маритена с одной стороны и сопоставлении часовен, созданных Матиссом и Ротко с другой.

Первая часть конференции «Идентичность, инаковость, универсальность» продлится в Милане до 8 октября. Вторая часть пройдет в Москве с 8 по 10 ноября. Одним из центральных событий станет лекция главного архитектора собора Святого семейства (Sagrada Familia) в Барселоне Джорди Фаули6 которая состоится в МАРХИ 9 ноября.

8 октября 2013 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00