iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Репортажи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Интервью
Культура

С 27 апреля по 9 мая в Москве и других городах России прошел VII Московский Пасхальный фестиваль. Его художественный руководитель Валерий Гергиев пригласил для участия в нем великолепный звездный состав исполнителей, которые представили слушателям шедевры классической и духовной музыки. Пасхальный фестиваль привлек внимание самой широкой аудитории и стал кульминацией музыкального сезона в столице. Мероприятие получило благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

14 мая 2008 г.
Принц Каспиан

Возможно ли экранизировать «Хроники Нарнии»? Говорят, сам автор неоднократно возражал против этого. Справедливое требование, учитывая уровень тогдашнего кинематографа. Наверное, кое-кто из читателей знаком с британской телеверсией 1980-х годов и может представить, что и за тридцать лет, лежащие между ней и книгой, дело сдвинулось не очень далеко. Но, говоря словами «Властелина колец», теперь «мир изменился». В современной реальности господствует образ, а слово, прозвучавшее с экрана, многократно усиливает свою власть.

Валерия Ефанова
14 мая 2008 г.

С 17 по 22 февраля в Калужской области прошел III Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча». На нем было представлено 53 конкурсных и 12 внеконкурсных фильмов из России, Австралии, США, Грузии, Украины, Приднестровья, Беларуси, Германии и других стран. Фестиваль посетили более трех тысяч зрителей и участников.

12 марта 2008 г.

«Мирской» культуре и искусству всегда было место в православной жизни. Яркий тому пример — преподобные Оптинские старцы, хорошо знакомые с миром литературы, музыки и поэзии. Эти художественные формы служили для них путями выражения и прояснения религиозных, духовных основ жизни. Многие видят в секулярной культуре и искусстве средства обработки и обогащения души, словно почвы, для благодатного воздействия Святого Духа: ведь именно искусство видит своей задачей поднять, возвысить душу человека над серой, суетливой повседневностью.

протоиерей Дэвид Мозер
25 января 2008 г.

Интервью с кандидатом культурологии, директором Ярославской школы колокольного искусства Натальей Каровской.

18 января 2008 г.

— Проект «Обетование» — это создание и разработка сайтов на колокольную тему и не только. Началось с того, что ко мне обратился один священник с просьбой помочь создать сайт. После мы сделали сайт Колокольного центра, потом еще и еще были заказы, и вот уже два года, по благословению Патриарха, мы этим занимаемся.

11 ноября 2007 г.

Начиная разговор о нарушениях догмата иконопочитания в Русской Православной Церкви сегодня, сразу следует ограничить круг вопросов, о которых пойдет речь. Мы не будем касаться церковной музыки, архитектуры и почитания мощей, хотя это тоже имеет прямое отношение к указанной теме. Определение «скрытое» вынесено в заголовок как указание на то, что иконоборчество существует в нашей Церкви скорее неосознанно и остается вне сферы интересов церковной иерархии.

Оксана Губарева
20 февраля 2007 г.
О краже ценностей из Эрмитажа

В конце июля в российских СМИ появились сообщения об исчезновении более двухсот ювелирных экспонатов из Государственного Эрмитажа. Как выяснилось позднее, пропажа была обнаружена в ходе плановой ревизии хранилища Отдела истории русской культуры еще в августе 2005 года. Спустя два месяца скоропостижно скончалась хранительница пропавших экспонатов. Хранилища опечатали, и лишь месяц спустя плановая проверка была возобновлена, к ней были подключены другие сотрудники, которым поручили принять коллекцию. Из Эрмитажа пропали предметы русского ювелирного искусства, однако характерно, что большинство из возвращенного на сегодняшний день — иконы, священные сосуды, кресты и ковчеги-мощевики. Ситуацию комментирует Александр Архангельский, известный писатель и публицист, автор и ведущий программы «Тем временем» (телеканал «Культура»).

Сергей Чапнин
30 августа 2006 г.
Страсти Христовы: богословие образа

Фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» претендует на звание серьезного свидетельства о вере средствами современного массового искусства. Для многих он будет наиболее близкой и, возможно, единственной встречей с Личностью Спасителя, что ставило перед автором миссионерскую задачу явить "целое во фрагменте": выразить, ограничившись фактически единственной темой, полноту церковной веры в Сына Божьего. Гибсон пошел путем достижения предельной эмоциональной напряженности и исторической достоверности с основным акцентом на детально натурализованных иллюстрациях истязаний Господа Иисуса. Но оправдались ли эти средства в созидании образа евангельского Христа и совершенного Им на Кресте человеческого спасения?

5 мая 2004 г.

Мы продолжаем рассказывать о работах, представленных на конкурс “Православная книга России”. В течение восьми лет издательством “Отчий дом” в серии “Православная детская библиотека” выпущено более 40 книг.

Артем Погосов
20 марта 2003 г.

В течение всей зимы нынешнего года московская общественность бурлила, узнав о планах московских властей радикально реконструировать Патриаршии пруды.

Александрина Койдан
10 марта 2003 г.

Новые иконы Пресвятой Богородицы не отражают всей глубины православного богословия и вместе с тем свидетельствуют о невоцерковленности некоторых современных иконописцев.

священник Борис Михайлов
10 января 2003 г.
Иконография Преподобного Сергия Радонежского. Развитие и осмысление иконописного образа

Иконописный образ святого Сергия начал формироваться в русском искусстве в XV веке после обретения его святых мощей. Но самым первым из иконографических памятников, дошедших до нас, считается не икона, а датируемый 1420-ми годами вышитый покров на мощи святого. О том, как складывалась иконография Преподобного Сергия, какие грани духовного подвига она отражает, чем отличаются иконы XV и XVII веков рассказывает заместитель руководителя иконописной школы при МДА священник Сергий Чураков.

иерей Сергий Чураков
23 декабря - 19 января 2014 г. Рождественский фестиваль «Дары»

Выставки, концерты, мастер-классы, круглые столы и публичные лекции в рамках Рождественского фестиваля «Дары», совместного проекта Международного содружества христианских художников «Артос» и Музея архитектуры им. Щусева.

Каноничная современность

Среди архитектурных проектов, созданных в последние два десятилетия, нет ни одного достойного образца современного церковного зодчества, убеждены в Союзе архитекторов России (САР). Помочь изменить  ситуацию призван конкурс на лучшее современное архитектурное решение образа православного храма.

 

 

иерей Евгений Мурзин
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31