iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Культура
Круглый стол "Православный храм XXI века"
17 мая 2013 г. 16:50
версия для печати версия для печати

Архитекторы обсуждают облик православного храма XXI века

Каким должен быть образ современного православного храма, как в нем должны сочетаться традиция и современность, что необходимо сделать, чтобы в нем было удобно молиться и организовывать приходскую жизнь? Об этом размышляли священники, архитекторы, искусствоведы, представители проектных организаций и сроительных компаний на круглом столе, прошедшем в рамках семинара по проблемам современного церковного искусства и храмостроительства.

«Каким будет современный православный храм зависит прежде всего от того, каким будет православие в современном мире», - открывая круглый стол, отметил ответственный редактор журналов «Храмоздатель» и ЖМП Сергей Чапнин. Поиск и воплощение образа современного храма — это творческая задача, которую не решить героическими усилиями одного человека. «Необходим соборный труд, и он будет успешным, только в том случае, если будет открытый и доверительный диалог между сообществами архитекторов, реставраторов, строителей и духовенства», - подчеркнул Сергей Чапнин.

Тему продолжил президент Союза московских архитекторов (СМА) Николай Шумаков: «Практика проектирования и строительства православных храмов в России была прервана в 1917 году». С одной стороны шедевры прошлых веков, с другой авангардные решения архитекторов и строителей храма на Западе. Нужно искать новые формы, не оглядываться все время на шедевры русской архитектуры прошлых веков и не воссоздавать ее вновь, хотя бы и используя новые технологии. «Новые технологии подтолкнут нас к новым формам, но я не призываю форсировать события. Тут не нужна поспешность, все должно сложиться постепенно», - считает президент СМА. Он также предложил редакции журнала «Храмоздатель» проводить церковные архитектурные фестивали, в рамках которых устраивать конкурсы на лучшие проекты современных храмов.

В качестве примера соработничества при возведении современного храма была рассмотрен пример приходского храма Богоявления Господня в г. Химки. О нем рассказали представитель строительной компании - концерна «КРОСТ» Алексей Кузнецов и настоятель храма священник Андрей Пирогов.

По словам Алексея Кузнецова первоначальный проект храма не отвечал современным требованиям и основывался на проектах рубежа XIX-XX веков, поэтому проект был переработан группой архитекторов при участии священника, строителей и дизайнеров. «В современном храме должны как минимум присутствовать три элемента - функциональность, прочность, красота», - отметил Алексей Кузнецов.

О требованиях, предъявляемым к современному приходскому храму, подробно говорил священник Андрей Пирогов. Он подчеркнул, что во все времена архитекторы и строители должны помнить о том, что «храм это дом Бога живого, Который будет обитать в храме после его освящения, поэтому нельзя не придерживаться изначальной, как это было сказано от Бога в Ветхом Завете при строительстве храма, его планировки. Четко отделать притвор, сам храм и святой алтарь».

Священник отметил, что по его личным наблюдениям все больше прихожан стремятся остаться в храме после богослужения для деятельного участия в жизни прихода. Эти люди занимаются социальной, миссионерской и молодежной работой. Кроме того, на приходе отца Андрея возросло число молодых мам, которые после Литургии обсуждают друг с другом вопросы воспитания детей. С этими вопросами они обращаются и к священникам, но собрать родителей вокруг  себя в храме проблематично, так как там идет исполнение церковных таинств и треб. «Поэтому в условиях современного строительства и проектирования храмов или храмовых комплексов хотелось бы учитывать не только возведение самого храма с подсобными помещениями, но и строительство рядом специального здания, где активные прихожане могли бы организовывать свое служение, встречи, беседы», - сказал отец Андрей.

Вторая серьезная проблема, как создать условия для родителей с детьми на приходе, чтобы дети на мешали молящимся на богослужении. Отец Андрей признался, что решения для этой проблемы у него пока нет.  «Либо выделять в храме для них определенное место и чтобы родители были рядом с детьми, а не так — родители молятся, не обращая внимания на своих детей, а те бегают по всему храму. Либо родители должны стоять в притворе, но это тоже не вариант. Все равно дети убегают от родителей»,- сказал священник и предложил подумать над этим всем вместе.

И здесь участниками встречи предложили  три варианта: цокольный этаж, куда проведена аудиотрансляция богослужения, либо окружающие храм помещения (пример как в храме Георгия Победоносца в г.Видное, Моск. обл.), органично вписанные в его архитектуру, либо отдельно стоящее здание, если это позволяет земельный участок.

Священник так же отметил, что современный храм должен быть светлым, просторным, удобным для богослужения и молитвы, с продуманными системами вентиляции и акустики.

Некоторые участники круглого стола высказали свои замечания и предложения, касающиеся  технологий, которые используются при возведении храмов в Программе-200. В частности, по мнению архитектора, председателя комиссии по архитектуре культовых зданий Союза архитекторов России Михаила Кеслера нельзя делать стены храмов целиком из бетона. Конечно это проще, быстрей и дешевле, но вопрос о комфортности пребывания в таком храме остается открытым. Бетон лучше использовать для отдельных элементов - столбов, рамок или перекрытий. Как решение этой проблемы в рамках Программы -200 выступающий организовал конкурс проектов «На лучшее решение образа современного храма», в котором по его мысли должно участвовать 400-600 человек (условия участия в конкурсе редакция «Храмоздателя» опубликует дополнительно).

Проблема сегодняшних храмостроителей в том, что они строят как бы «вслепую», подвел итоги круглого стола священник Андрей Юревич:. «Мы сами не осознаем, в каком времени живем и в каком стиле работаем. Архитектор Константин Тон прекрасно  знал в каком стиле работает, он сам и придумал этот стиль. Архитекторы начала XIX века  знали, в каком стиле они работают, может быть не называя его «ампиром». Но они знали  составляющие этого стиля. Кто делал готику- знали составляющие готики и т. д. И глядя на храмы прошлым веков мы  можем уверенно сказать, к какому времени оно относится»,- подчеркнул священник.

Но сегодня, видя перед собой современный храм, мы не можем сказать точно (особенно если человек не разбирается глубоко в архитектуре), эпоху, к которой он принадлежит, считает отец Андрей. Потому что там присутствуют элементы разных эпох. А на самом деле, этот храм построен 3 года назад.

«Поэтому речь о том, чтобы искать образ действительно современного храма , то есть того времени, в котором мы живем. Нам не хватает сегодня поиска образа. Как упомянул здесь Сергей Чапнин — не хватает даже богословия образа. Потому что в прошлые времена существовало богословие образа храма, которое передавалось через его формы. А сегодня этого нет. Мы строим храмы, а теоретическая составляющая очень западает. Здесь говорилось, что это не важно, т. к. храм строится для вечности. Да, для вечности, но и для времени, для истории тоже. И в нем есть что-то от вечности (например, ось-запад-восток. Или вертикаль земля-небо, как символ есть крест), а есть что-то и от современности. Речь о том, что еще мы можем принести сами? Или так и будем выкапывать артефакты своих гениальных предков? Соединять, компилировать, ставить и показывать, что это наше время?
Поэтому я считаю, что в работах участников конкурса, о котором говорил Михаил Кеслер, должна присутствовать обязательная теоретическая разработка, что именно каждый архитектор хочет сказать своим проектом, а не просто демонстрировать какую-то форму»,- заключил священник.

На круглом столе так же выступили архитекторы Александр Головкин, Александр Колосов, Евгений Быков и другие.

В рамках круглого стола прошел также показ и обсуждение проекта барельефа митрополита Питирима (Нечаева) (автор — скульптор Дарья Ефремова),  который планируется установить на стене здания Издательского совета Русской православной Церкви в связи с 10-летием со дня кончины пастыря.

Мероприятие было подготовлено редакцией журнала «Храмоздатель» и концерном «КРОСТ».

17 мая 2013 г. 16:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00