iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Культура

Музыка Светлого Праздника

С 27 апреля по 9 мая в Москве и других городах России прошел VII Московский Пасхальный фестиваль. Его художественный руководитель Валерий Гергиев пригласил для участия в нем великолепный звездный состав исполнителей, которые представили слушателям шедевры классической и духовной музыки. Пасхальный фестиваль привлек внимание самой широкой аудитории и стал кульминацией музыкального сезона в столице. Мероприятие получило благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Программу VII Московского Пасхального фестиваля можно было условно разделить на пять направлений: симфоническое, региональное, хоровое, звонильное и благотворительное. Но, по существу, все концерты из фестивальной афиши носили благотворительный характер. Значительную часть билетов выкупили спонсоры и безвозмездно передали московским социальным и образовательным учреждениям. Хоры, которые принимали участие в фестивале, дали концерты в детских домах и пансионатах для ветеранов. Концерт в Третьяковской галерее и гала-концерт в Большом зале Консерватории также были благотворительными. По инициативе артистов их гонорары вместе с концертными сборами были направлены на поддержку общеобразовательных и музыкальных школ Северной Осетии и строительство нового культурного центра во Владикавказе.

Основатель и художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев привлек к сотрудничеству наиболее ярких деятелей современной российской и мировой культуры. «В программах фестивальных концертов, на первый взгляд, очень непохожих друг на друга и охватывающих большой хронологический диапазон, мы постарались выделить единую линию, — сказал Валерий Гергиев в своем приветственном обращении к слушателям. — От Пасхальной оратории Баха через поздний шедевр Гайдна «Семь слов Христа на Кресте» мы приходим к Восьмой симфонии Малера, «Хованщине», оперным сюитам Римского-Корсакова и сочинению Софьи Губайдулиной, ставшему во многом парафразой опуса Гайдна. Тема духовного поиска и размышлений о жизни и вечности проходит сквозь века — и для нашего фестиваля такой ракурс более чем актуален».

Значительную часть симфонической программы Валерий Гергиев посвятил произведениям Николая Римского-Корсакова, 100-летие со дня смерти которого в этом году отмечает музыкальный мир. Еще одной темой фестиваля стало исполнение последних симфоний Густава Малера, редко звучащих в Москве. Главная роль в симфонической программе принадлежала солистам, оркестру и хору Мариинского театра.

На сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко прошли два балетных и два оперных спектакля знаменитой Мариинки. Волнующим событием этих вечеров стали выступления примы-балерины театра Ульяны Лопаткиной, в очередной раз подтвердившей статус ярчайшей звезды российского балета.

Участниками хоровой программы стали лучшие певческие коллективы России, Украины, Сербии, Грузии, Болгарии и Эстонии. Как и в прошлые годы, основная часть выступлений хоровых коллективов прошла в стенах московских храмов. Вход туда был свободным, и эти концерты собрали огромное число зрителей всех возрастов. В нынешний Год семьи в фестиваль была включена расширенная программа выступлений детских и юношеских хоровых коллективов.

В «Звонильной неделе» Пасхального фестиваля по традиции участвовали лучшие российские звонари. Москвичи познакомились с древними традициями колокольного звона. Впервые в программе пасхальных звонов участвовали звонари Петропавловского собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Завершилась программа Большим Пасхальным звоном. Он начался в полдень 9 мая в Храме Христа Спасителя, потом к нему присоединились 67 храмов, расположенных в центре Москвы. В финале в звоне приняли участие звонари колокольни Ивана Великого и храмов Казанской иконы Божией матери и Василия Блаженного на Красной площади.

В один из фестивальных дней, 2 мая, Валерию Гергиеву исполнилось 55 лет. Перед началом праздничного концерта юбиляра поздравил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Сложные чувства у зрителей вызвала поздравительная речь руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ Михаила Швыдкого. Обращаясь к Валерию Гергиеву со сцены Большого зала Консерватории, он, видимо в шутку, назвал его «выходцем с Кавказа» и сравнил с Фаустом, который устраивает Пасхальные фестивали «от нечего делать» («мне скучно, бес»). В атмосфере Светлой недели эта шутка прозвучала более чем двусмысленно.

В день рождения прославленного дирижера на сцену Большого зала Консерватории вместе с оркестром Мариинского театра вышли лучшие российские музыканты: альтист Юрий Башмет, сопрано Анна Нетребко, скрипач Вадим Репин, тенор Владимир Галузин. Зал стоя рукоплескал Валерию Гергиеву, его оркестру и солистам.

В день закрытия фестиваля, 9 мая, на Поклонной горе состоялся открытый праздничный концерт с участием симфонического оркестра Мариинского театра, за пультом которого вновь стоял художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев. Услышать этот концерт в День Победы смогли сотни тысяч москвичей и гостей столицы.

География Московского Пасхального фестиваля, который с 2003 года имеет статус Всероссийского, расширяется год от года. Концерты проходят не только в столице, но и других городах — от Архангельска до Владикавказа. Впервые участников музыкального форума в этом году приняла Казань. Московский Пасхальный фестиваль, продолжающий традицию европейских Пасхальных фестивалей, завоевал репутацию одного из наиболее заметных музыкальных форумов не только в России, но и за рубежом.

14 мая 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00