iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Культура
Эскизный проект храма свв.Петра и Павла. Архитектор Иван Земляков

Каноничная современность

Среди архитектурных проектов, созданных в последние два десятилетия, нет ни одного достойного образца современного церковного зодчества, убеждены в Союзе архитекторов России (САР). Новые храмы представляют собой, в основном, реплики храмовой архитектуры прошлых веков или удивляют эклектичными формами. Помочь изменить сложившуюся ситуацию призван конкурс на лучшее современное архитектурное решение образа православного храма, полагают участники пресс-конференции, прошедшей 24 сентября в Москве. 

Объявлен конкурс на лучший образ современного  православного храма

Обновление архитектурного языка

В дореволюционной России храмы, как правило, строились на конкурсной основе. Заказ получали лучшие архитекторы, которые создавали затем настоящие шедевры церковного зодчества. Храмы Щусева, Шехтеля, Покровского при всей своей каноничности абсолютно современны эпохе. В них чувствуется творческий поиск, они удачно вписаны в окружающий - городской или сельский - ландшафт.

В 1917 году органичное, эволюционное развитие культуры храмового строительства было прервано. Когда в конце прошлого века у Церкви вновь появилась возможность развернуть строительную деятельность,  возникли серьезные проблемы. У архитекторов отсутствовал опыт строительства культовых зданий - именно отсюда перепевы прошлого и склонность к необдуманным экспериментам. Заказчики, со своей стороны, имели еще куда более скромные познания в области храмового зодчества и, не глядя, ставили подписи под проектными договорами. Редкие исключения,  которые, безусловно, были, оказались не в состоянии превозмочь общее архитектурное бессилие. В итоге слепая трансляция в современный мир средневековой эстетики превратилось в норму, а любые творчески попытки вырваться за пределы строго очерченных традиционных представлений стали восприниматься как недопустимое новаторство.

Сегодня, особенно в связи с новыми грандиозными проектами храмового строительства (Программа-200 в Москве, аналогичные начинания в епархиях) интерес общества к православной храмовой архитектуре значительно вырос. Каким будет храм XXI века? Этим вопросом задаются сейчас архиереи, священники, архитекторы, живописцы, жители городов, которым небезразлично, как будет выглядеть место их обитания после реализации строительных программ. Необходимость обновления архитектурного языка очевидна всем. Теоретическому осмыслению этого вопроса были посвящены конференции, семинары и круглые столы, прошедшие в последние годы, в частности, организованные редакцией журнала «Храмоздатель».

Практическим шагом в этом направлении может стать и творческий архитектурный конкурс, объявленный Союзом архитекторов России совместно с Русской Православной Церковью и Союзом благотворительных организаций России. «По существу, наш конкурс на лучшее современное архитектурное решение образа православного храма - это попытка восстановить историческую справедливость, прерванную связь с прошлым, когда обновление художественного языка параллельно с соблюдением канонов было обычным делом», - говорит президент САР Андрей Боков.

Объявленный конкурс - это не просто узкопрофессиональное событие, но практический разговор о путях развития современного храмового зодчества, который имеет важное гражданское и культурное измерение.

 

Условия конкурса

Об условиях конкурса журналистам рассказали президент Союза благотворительных организаций России Петр Ищенко, а также председатель жюри, глава Совета по архитектуре САР Владилен Красильников и член экспертного совета конкурса Михаил Кеслер.

Прием работ на конкурс продлится до 29 ноября. Участники - профессиональные архитекторы, авторские коллективы и студенты архитектурных вузов - должны представить на суд жюри эскизный проект православного храма, рассчитанного на 500-600 прихожан. Главное условие - проект должен быть современным, но при этом соответствовать традициям русского церковного зодчества. "Мы ждем ярких творческих решений, а не реплик прошлых веков. Сегодня требуется по-настоящему актуальное искусство, идущее из глубины сердца", - говорит Михаил Кеслер. Утвержденное положение о конкурсе будет опубликовано в ближайшие дни.

Организаторы конкурса осознают всю сложность поставленной задачи и готовы к тому, что достойных работ будет немного. Ведь многое зависит не только от мастерства, но и от личности архитектора. Грубость, неискренность, нравственный релятивизм и низкий профессиональный уровень -  качества, недопустимые для церковного архитектора. «Дело тут не только в технологиях. Храм должен не просто украшать местность, но и структурировать пространство вокруг себя, служить нравственному оздоровлению общества. Поэтому в этой сфере должны работать не просто профессионалы, но честные, увлеченные, высоконравственные люди», - считает Андрей Боков.

От храмового зодчего требуются и богословские познания, убежден Михаил Кеслер. "Без правильных представлений о сакральном значении храма ничего не получится, - уверен он, - только человек, укорененный в православии, знающий догматику и традицию способен предложить настоящее творческое решение".

Призовой фонд конкурса составляет 1 млн рублей, который будет поровну распределен между десятью проектами-победителями. Организаторы подчеркивают, что отсутствие первой премии не случайно. «В наши намерения не входит выделить генеральное направление развития архитектуры. Мы создаем тенденции, которые, как мы надеемся, будут в будущем воплощены на конкретных площадках, - объясняет Владилен Красильников, - нам хотелось бы продемонстрировать в рамках конкурса широту архитектурных стилей, которая всегда была характерна для Руси».

Помимо денежной премии победители будут награждены поездкой в Святую Землю. Кроме того, они получат возможность реализовать свои творческие планы на практике. Победившие проекты передадут в Московскую Патриархию и пополнят проектный фонд храмов, который сегодня создается  в Финансово-хозяйственном управлении. Возможно, какие-то из них украсят столичные кварталы в рамках Программы-200.

На пресс-конференции были затронуты и другие темы. Участники посетовали на отсутствие профессиональной подготовки церковных архитекторов, которая во многом и становится причиной появления некачественных проектов. Ситуация тем более странная, учитывая, что ФГОС по храмовой архитектуре, разработанный с участием архитекторов, педагогов, методистов, представителей Русской Православной Церкви, уже более года находится в министерстве образования и науки.

Хотя конкурс изначально ориентирован на проект городского храма, его организаторы с готовностью восприняли пожелание уделить внимание проблемам сельской церкви и согласились посвятить этому одну из номинаций.

В качестве методической помощи было решено разослать участникам конкурса список книг по православному вероучению и храмовой символике.

Кроме профессионального жюри будет также создан экспертный совет, в который войдут представители Русской Православной Церкви, историки православного зодчества, члены Благотворительного совета Москвы и представители прессы. Итоги планируется подвести в конце 2013 - начале 2014 гг.

 

Цель - помочь Церкви

Еще не успев начаться, конкурс вызвал негативную реакцию в социальных сетях со стороны некоторых блоггеров. Его инициаторов принялись обвинять в нападках на Церковь, напускной элитарности, даже, стремлении затормозить запущенные программы храмового строительства. Вероятно, причина столь резких выпадов в недостатке информации, неумении слушать и отсутствии культуры дискуссии. На пресс-конференции не прозвучало ни слова критики в адрес Церкви. Критиковались исключительно проекты, созданные архитекторами, в силу объективных обстоятельств не слишком разбирающимися в храмовом зодчестве. Помочь Церкви как главному заказчику, расширить возможности выбора из хороших и очень хороших проектов, понять, наконец, что же такое современная архитектура - вот что движет организаторами конкурса. Удастся ли это сделать - другой вопрос. 

 

Условия открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма»: http://e-vestnik.ru/docs/usloviya_konkursa_7261/

 

Ключевые слова: храмостроительство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00