iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Культура
Новый номер "Храмоздателя"
3 февраля 2016 г.
версия для печати версия для печати

Вышел в свет новый номер альманаха «Храмоздатель»

Вышел в свет очередной, пятый номер альманаха «Храмоздатель», специализированного приложения к «Журналу Московской Патриархии» о церковном искусстве и архитектуре. 

Центральная тема номера — проектирование и строительство храма во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона в Щербинках, в Нижнем Новгороде. По мнению редакции, это самый удачный реализованный проект 2015 года, на чем сходятся все эксперты. Он возводился большим творческим коллективом мастерской Андрея Анисимова, в который входили не только архитекторы, конструкторы, инженеры, но и мозаичисты, иконописцы, керамисты, художники по металлу, резчики по камню. В храме смело и гармонично скомпонованы традиционные элементы православного зодчества. При этом здание не выглядит анахроничным, но является примером подлинно современного звучания древних архитектурных форм. Базиликальная форма храма создает пространство, в котором прихожане чувствуют себя участниками литургии. Этому в немалой степени способствует и убранство храма, решенное художественно безупречно и во многом оригинально. Например, рядом с иконами на стенах храма помещены каллиграфические тексты (Символ веры, молитвы) известного дизайнера-каллиграфа Алексея Чекаля. Тексты не только украшают храмовый интерьер, но и напоминают о том, что святые отцы сравнивал храм с книгой, развернутой в пространстве. 
Тема современного храмостроительства получает развитие в статье Михаила Кеслера «Традиции и новаторство во внешнем облике православного храма» и в интервью польского архитектора Ежи Устиновича. Польский зодчий, построивший немало храмов, делится своим опытом, показывая, как в польской православной архитектуре переплетаются элементы славянской и европейской традиции, древнего и нового. 
Как всегда, в журнале большое внимание уделено вопросам реставрации. Сразу две статьи посвящены теме сохранения памятников деревянного зодчества. Одна из них выходит также на проблему проектирования и строительства современных деревянных храмов. 
Не обойдены вниманием и проблемы реставрации каменного зодчества. Центральный материал в этом разделе — беседа с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. В Нижегородской епархии регулярно проходят симпозиумы по вопросам реставрации, здесь очень серьезно относятся к сохранению архитектурного наследия. «Методология реставрации должна быть выстроена по принципу лечения», — считает митрополит Георгий.
Статья «Платит город, реставрирует приход» посвящена реставрации памятников московского зодчества. В ней, в частности, приведены такие данные: за последние четыре года московский бюджет на реставрацию трех десятков памятников выделил 530 миллионов рублей. 
О значении восстановления архитектурного наследия Москвы размышляет на страницах журнала митрополит Волоколамский Иларион. 
Большой материал в альманахе посвящен проблеме архитектурного освещения храмов, которое сейчас повсеместно применятся, но, оказывается, тут есть свои секреты и подводные камни.
Говоря о храмостротельстве, невозможно обойти вопросы живописного убранства. Наталья Кузнецова в статье «Живая традиция» размышляет о проблемах современной монументальной декорации храма на примере росписи церкви Живоначальной Троицы в Гаретово, а Алексей Анцифиров рассказывает об иконописной мастерской «Ковчег». 
В рубрике «Страницы истории» читатель найдет интересный материал протоиерея Александра Берташа под названием «Как итальянцы в России греческую церковь ставили», в нем речь идет о храмах Северной столицы и ее окрестностях, связанных с почитанием святого Владимира, крестителя Руси.
На последней странице помещен некролог — дань памяти недавно ушедшего архитектора  Дмитрия Сергеевича Соколова (1947-2015), на его счету реставрация и строительство многих храмов. В 1990 году он организовал первую архитектурную мастерскую в Троице-Сергиевой Лавре, а в 1998 году — в Свято-Даниловом монастыре. В 2011 году ему было присвоено звание «почетный архитектор России».

 

Ирина Языкова
3 февраля 2016 г.
Ключевые слова: храмостроительство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00