iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Культура
на церемонии открытия музея церковного искусства
ЦВ № 5 (450) март 2011 /  11 марта 2011 г. 10:02
версия для печати версия для печати

Частная коллекция государственного масштаба

В начале года в столице состоялось открытие нового музея церковного искусства. Владелец коллекции, известный предприниматель Михаил Абрамов, увлекся русской иконописью шесть лет назад. Теперь в его собрании более четырех тысяч предметов, среди которых не только русские, но и византийские иконы, а также уникальная коллекция древнего христианского искусства Эфиопии.

Масштаб коллекции, которая разместилась в двух специально реконструированных под нее особняках на Гончарной улице, позволяет говорить о том, что музей готов занять особое место на культурной карте Москвы. Экспозиция оборудована по последнему слову техники и организована с помощью ведущих искусствоведов и реставраторов страны. Так, например, научным консультантом музея стала Ирина Шалина, специалист в области древнерусского искусства из Русского музея.

«Главная задача нашей экспозиции — показать весь спектр древнерусской иконописи с византийского времени до сегодняшнего дня. При этом музей наш не должен был стать неким хранилищем, он общедоступен, посещение его бесплатно», — рассказал «Церковному вестнику» Михаил Абрамов. «Реставраторам и искусствоведам было очень интересно работать с коллекцией. Это новые для публики, не изученные еще памятники», — добавил он.

Впрочем, подобная новизна не единственный принцип формирования коллекции. Значительную часть в музее занимают иконы, которые когда-то были вывезены из России. «Самая известная наша история, конечно, — это запрестольный деревянный крест XVI века, похищенный из музея-заповедника "Ростовский кремль". Он был украден в 1995 году и увезен из России, и когда мы выяснили, что купленный нами крест — это именно тот самый памятник, то сразу же вернули его в Ростов. Это была сенсационная находка», — поведал Михаил Абрамов.

Иконы передаются не только известным музеям, но и храмам. «Если мы выясняем, что этот храм существует до сих пор и есть возможность установить образ на место, то, конечно же, наша святая обязанность икону этому храму подарить, как бы ни была она нам дорога и сколько бы денег ни пришлось за нее отдать. Например, Савино-Сторожевскому монастырю мы подарили три иконы, которых не хватало в иконостасе и которые были нами найдены», — рассказал Михаил Абрамов.

Еще одна задача экспозиции — просвещение. Так, в одном из залов действует мастерская, где профессиональный иконописец может подробно рассказать и показать любому посетителю, как пишется икона.

Помимо пополнения коллекции музея в планах Михаила Абрамова есть смелые проекты по «легализации» значимых частных соб-раний. «Частные коллекционеры пока опасаются рейдерства со стороны государства, поэтому именно оно должно сделать первый шаг навстречу — одобрить инициативу создания таких экспозиций, найти соответствующее здание. Тогда в таком большом музее можно было бы устроить зал Абрамова, зал Елизаветина, зал Воробьева и других коллекционеров. Естественно, это должна быть статичная, постоянная галерея, а не салон, где что-то продается», — заключил Михаил Абрамов.

11 марта 2011 г. 10:02
Ключевые слова: иконопись, коллекция
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00