iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Культура
на церемонии открытия музея церковного искусства
ЦВ № 5 (450) март 2011 /  11 марта 2011 г. 10:02
версия для печати версия для печати

Частная коллекция государственного масштаба

В начале года в столице состоялось открытие нового музея церковного искусства. Владелец коллекции, известный предприниматель Михаил Абрамов, увлекся русской иконописью шесть лет назад. Теперь в его собрании более четырех тысяч предметов, среди которых не только русские, но и византийские иконы, а также уникальная коллекция древнего христианского искусства Эфиопии.

Масштаб коллекции, которая разместилась в двух специально реконструированных под нее особняках на Гончарной улице, позволяет говорить о том, что музей готов занять особое место на культурной карте Москвы. Экспозиция оборудована по последнему слову техники и организована с помощью ведущих искусствоведов и реставраторов страны. Так, например, научным консультантом музея стала Ирина Шалина, специалист в области древнерусского искусства из Русского музея.

«Главная задача нашей экспозиции — показать весь спектр древнерусской иконописи с византийского времени до сегодняшнего дня. При этом музей наш не должен был стать неким хранилищем, он общедоступен, посещение его бесплатно», — рассказал «Церковному вестнику» Михаил Абрамов. «Реставраторам и искусствоведам было очень интересно работать с коллекцией. Это новые для публики, не изученные еще памятники», — добавил он.

Впрочем, подобная новизна не единственный принцип формирования коллекции. Значительную часть в музее занимают иконы, которые когда-то были вывезены из России. «Самая известная наша история, конечно, — это запрестольный деревянный крест XVI века, похищенный из музея-заповедника "Ростовский кремль". Он был украден в 1995 году и увезен из России, и когда мы выяснили, что купленный нами крест — это именно тот самый памятник, то сразу же вернули его в Ростов. Это была сенсационная находка», — поведал Михаил Абрамов.

Иконы передаются не только известным музеям, но и храмам. «Если мы выясняем, что этот храм существует до сих пор и есть возможность установить образ на место, то, конечно же, наша святая обязанность икону этому храму подарить, как бы ни была она нам дорога и сколько бы денег ни пришлось за нее отдать. Например, Савино-Сторожевскому монастырю мы подарили три иконы, которых не хватало в иконостасе и которые были нами найдены», — рассказал Михаил Абрамов.

Еще одна задача экспозиции — просвещение. Так, в одном из залов действует мастерская, где профессиональный иконописец может подробно рассказать и показать любому посетителю, как пишется икона.

Помимо пополнения коллекции музея в планах Михаила Абрамова есть смелые проекты по «легализации» значимых частных соб-раний. «Частные коллекционеры пока опасаются рейдерства со стороны государства, поэтому именно оно должно сделать первый шаг навстречу — одобрить инициативу создания таких экспозиций, найти соответствующее здание. Тогда в таком большом музее можно было бы устроить зал Абрамова, зал Елизаветина, зал Воробьева и других коллекционеров. Естественно, это должна быть статичная, постоянная галерея, а не салон, где что-то продается», — заключил Михаил Абрамов.

11 марта 2011 г. 10:02
Ключевые слова: иконопись, коллекция
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00