iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 12 (385) июнь 2008 /  27 июня 2008 г.
версия для печати версия для печати

В Свято-Владимирской Академии богословы обсудили понимание примата во Вселенской Церкви

С 4 по 8 июня в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке прошла конференция на тему «Рим, Константинополь и Кентербери — Церкви-Матери?». В центре внимания ее участников был вопрос о понимании первенства и высшего иерархического авторитета во Вселенской Церкви. Организатором конференции выступило православно-англиканское Содружество святого мученика Албания и преподобного Сергия Радонежского, отмечающее в этом году свое 80-летие.В конференции приняли участие богословы и иерархи, представлявшие Православную, Римско-Католическую и Англиканскую Церкви.

Среди православных докладчиков были митрополит Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат) и епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.

На второй день работы конференции епископ Иларион выступил с докладом на тему «Православное понимание примата и соборности». Как отметил докладчик, «в силу разных исторических обстоятельств Православная Церковь никогда не имела и до настоящего времени не имеет единой административной структуры управления. “Первым среди равных” в ряду Предстоятелей Поместных Православных Церквей признается Патриарх Константинопольский, который с византийских времен носит титул “Вселенского”, однако ни данный титул, ни первенство чести не дают Константинопольскому Патриарху никаких юрисдикционных прав вне пределов своего собственного Патриархата».

По мнению представителя Русской Церкви, «принцип примата в православной традиции наиболее полно выражен на уровне отдельной епархии, где верховная власть принадлежит епископу, управляющему епархией в согласии с клиром и мирянами. Принцип соборности, напротив, наиболее полно выражен на уровне Поместной Церкви, управляемой собором архиереев во главе с соборно избранным Предстоятелем. На всеправославном уровне принцип примата вообще до конца не уяснен, а принцип соборности существует без каких-либо стабильных механизмов его воплощения в жизнь». В римско-католической традиции, напротив, «принцип примата находит наиболее полное выражение в служении Римского епископа, чья юрисдикция распространяется на все без исключения подразделения этой Церкви: каноническая власть прочих епископов вытекает из власти Римского первосвященника как преемника Петра».

По окончании доклада представитель Московского Патриархата ответил на многочисленные вопросы слушателей.

7 июня с докладом на пленарном заседании выступил митрополит Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат). Его доклад был посвящен критическому анализу документа, одобренного Смешанной комиссией по православно-католическому диалогу в Равенне осенью 2007 года. Отметив, что этот документ был принят в отсутствие Русской и Болгарской Православных Церквей, митрополит Каллист особо подчеркнул, что в документе 34-е Апостольское правило, посвященное примату на региональном уровне (т.е. на уровне группы епархий, объединенных в митрополию), используется применительно к первенству во Вселенской Церкви.

На конференции также прозвучали доклады: «28-е правило IV Вселенского Собора» (митрополит Северо-Американский Филипп, Антиохийская Православная Церковь), «Примат в англиканской традиции» (каноник Роберт Райт, профессор церковной истории Высшей богословской семинарии), «Примат и приматы в Православной Церкви» (проф. протоиерей Джон Эриксон, Православная Церковь в Америке), «Примат, авторитет и общение» (свящ. Уорен Танге, Епикопальная Церковь США), «Примат и экклезиология» (игумен Иона Паффхаусен, настоятель монастыря св. Иоанна Шанхайского, Православная Церковь в Америке), «Священное Писание и евангелизация в Америке» (свящ. Патрик-Генри Риардон, главный редактор журнала «Touchstone»).

В течение всех дней конференции в храме во имя Трех святителей Свято-Владимирской академии совершалась Божественная литургия. 5 июня, в праздник Вознесения Господня, служение Божественной литургии возглавил митрополит Диоклийский Каллист. 6 и 8 июня литургию возглавлял епископ Иларион, которому сослужили ректор семинарии, профессор протоиерей Иоанн Бэр, декан протоиерей Чад Хатфилд и другие преподаватели семинарии в священном сане.

27 июня 2008 г.
Ключевые слова: Вселенский собор
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00