![]()
Митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии: «Видеть образ Божий в каждом» В 2021 году на территории подмосковной части Московской епархии были созданы пять новых епархий, объединенных в Московскую митрополию. С какой целью был предпринят этот шаг и как изменилась церковная жизнь Подмосковья? Каким образом митрополия координирует осуществление общих епархиальных проектов. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии. PDF-версия.
13 июня 2023 г. 19:00
Протоиерей Тимофей Фетисов: «Случайных людей у нас быть не должно...» Ректор Донской духовной семинарии — о том, как удалось войти в десятку лучших духовных школ по успеваемости студентов, чем хорош принцип сетевого обучения будущих регентов и иконописцев и на кого из священнослужителей ориентирована специализация «государственно-конфессиональные отношения». PDF-версия.
26 апреля 2023 г. 18:00
Донская икона Божией Матери В Ростовской-на-Дону епархии завершается подготовка к прославлению для местного почитания точного списка Донской иконы Божией Матери, созданного восемь лет назад по патриаршему благословению под патронатом Государственной Третьяковской галереи и Министерства культуры РФ. В результате кропотливой научной и творческой работы иконописцам удалось создать не только высокохудожественную точную копию, но и образ удивительной красоты. PDF-версия.
24 апреля 2023 г. 15:00
Священник Евгений Осяк: «Работа с беженцами и вынужденными переселенцами приобрела устойчивый и стабильный характер» Руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской-на-Дону епархии и председатель правления Православной службы помощи «Милосердие-на-Дону» — о том, почему начал служение с опеки бездомных мужчин, можно ли удаленно катехизировать подопечных церковных приютов и что из опыта, приобретенного за десять лет помощи беженцам, для него самое важное. PDF-версия.
21 апреля 2023 г. 13:30
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Время, которое учит быть вместе» «В любых условиях Церковь остается Церковью. Она исполняет свою миссию, которая на нее возложена Господом: свидетельство Евангелия и спасение человеческой души. Условия могут быть мирные или далеко не мирные, они могут меняться. Но слово евангельское и служение Церкви настолько универсальны, что доносят христианские смыслы при самых сложных обстоятельствах. Меняются формы, суть остается неизменной». PDF-версия.
14 апреля 2023 г. 16:30
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году. PDF-версия.
12 января 2023 г. 13:00
Пастыри с открытым сердцем На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года было утверждено Положение о Центре поддержки миссионерских станов при Синодальном миссионерском отделе с целью дальнейшего развития миссионерской работы в отдаленных регионах России (журнал № 86). Согласно Положению, основными задачами центра являются открытие и развитие миссионерских станов на Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере; их кадровое обеспечение; проведение социологических, аналитических исследований состояния «миссионерского поля» Русской Православной Церкви в местах расположения миссионерских станов, а также предложения по организации работы миссионерских станов; обучающие мероприятия, в том числе семинары, конференции и рабочие встречи по проблемам деятельности и развития миссионерских станов. Центр поддержки возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. С какими проблемами сталкиваются проповедники сегодня и что необходимо для повышения эффективности их служения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
14 ноября 2022 г. 15:00
Епископ Владикавказский и Аланский Герасим: «Сердце монаха всегда тянется в горы» В этом году в Северной Осетии отмечают значимый юбилей. Тысяча сто лет назад предки нынешних осетин — аланы приняли христианскую веру. И несмотря на две опустошительные волны завоеваний из Азии, сумели ее сохранить, сберегая таким образом свою национальную культуру и идентичность. Как сегодня живет Владикавказская епархия, какие приоритетные задачи решает ее правящий архиерей, в чем специфика миссионерской работы и какое значение уделяется образовательным проблемам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Владикавказский и Аланский Герасим. PDF-версия.
21 сентября 2022 г. 13:00
Наследники древней Алании Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00
|
ЦВ № 22 (323) ноябрь 2005 /
24 ноября 2005 г.
Сын отечества и человек ЦерквиВ нынешнем году Автоном Семенович Климашин отметил свое 80-летие. Его жизнь, насыщенную множеством интересных событий и незабываемыми встречами с известными людьми, можно назвать неординарной. В юности фронтовой шофер Климашин прошел дорогами войны от блокадного Ленинграда до Вены. А вскоре после демобилизации Автоном Семенович начал служение на церковной ниве. Он шофер двух Патриархов — Алексия I и Пимена, сотрудник отдела внешних церковных сношений Патриархии на протяжении 20 лет, председатель приходского совета храма Воскресения Словущего на Успенском вражке. А.С. Климашин имеет множество военных и церковных наград. Недавно Святейший Патриарх Алексий наградил его орденом святого Димитрия Донского (III степени). — Автоном Семенович, у вас такое удивительное, редкое имя. Оно было дано вам при крещении? — Да, имя у меня необычное. Я им горжусь. Так звали священномученика, который был епископом в Италии и во время гонений на христиан со стороны императора Диоклетиана путешествовал по малой Азии и берегам Черного моря с проповедью о Христе. В переводе на русский Автоном означает «самостоятельный». Мои предки были крестьянами из Самарской губернии, выращивали хлеб. Жил наш крестьянский род по трудам своим: не жировал, но и не бедствовал. А когда началась коллективизация, мой дед Влас Сергеевич Климашин и бабушка Матрена Ивановна были репрессированы и высланы на поселение в Котлас. Там они и умерли. В 1998 году был издан список жертв политических репрессий Самарской губернии, названный «Белой книгой». Так вот в нем нашей семье посвящена целая страница. После смерти бабушки и дедушки четыре их сына перебрались в Московскую область. Мой отец Семен Власович Климашин обосновался в подмосковном Софрино. Будучи глубоко верующим человеком, он ходил на церковные службы, читал на клиросе. Подстать ему была и моя мама Евдокия Николаевна — она родом тоже из Самарской губернии. Можно с уверенностью сказать, что моих дорогих родителей объединяло не только место рождения и общие корни землячества, но, прежде всего, православная вера, заложенная в них с детства в тех семьях, где они выросли и получили истинно русское воспитание. Именно поэтому в сложные для нашей страны годы, когда, казалось, рушилось все, главным для моих родителей было стремление сохранить православный уклад жизни. Я родился в 1925 году. И мои верующие родители имя мне дали в честь того святого, память которого приходилась на мой день рождения. Два моих старших брата — Иван, 1921 года рождения, и Тарас, 1924 года рождения, — также получили свои имена по святцам. В те годы в моем имени ничего необычного не было. Среди моих сверстников нередко встречались Авраамы, Иоакимы, Карпы. — Когда началась Великая Отечественная война, вам было 16 лет. Как сложилась ваша жизнь в это время? — Отчетливо помню, как началась война. Я узнал об этом рано утром 22 июня, когда пошел в магазин за хлебом — это была моя обязанность. По радио о нападении Германии объявили позже, но люди с раннего утра уже обсуждали это страшное известие в магазине. Еще до начала войны — в 1938 году — отец мой умер. Я и два моих старших брата остались на попечении матери. Нужно было помогать семье, и поэтому осенью 41-го я был вынужден оставить школу и устроиться слесарем на фабрику «Красный Восток». Здесь изготовляли для фронта металлические «ежи», делали запчасти для минометов. Дежурство на фабричных крышах, сбрасывание зажигательных бомб стало для нас обычным, повседневным делом. А когда немцев начали оттеснять от Москвы, меня в числе четырехсот московских мальчишек и девчонок из Сталинского района столицы направили в Подмосковье на восстановление разрушенных железнодорожных путей. До станции Крюково нас довезли на электричке, а там мы в лютый мороз ночью пешком шли до Солнечногорска. Под утро добрались до места и набились в станционную будку, пытаясь согреться. Здесь смертельно уставшие люди спали вповалку, слоями. На следующий день нам привезли хлеб. Это были заледенелые буханки, которые, чтобы поесть, мы распиливали. В течение 20 дней больше 30 километров — от Солнечногорска до Клина — мы расчищали от снега вручную, лопатами, а дальше шли путейщики и восстанавливали дорогу. Прерывались лишь на краткий ночной сон. Снега в ту зиму было много, мороз 42 градуса. Все автомашины встали — замерзла солярка. А люди работали и выдерживали все. Потом нас по восстановленным путям на товарном поезде отвезли обратно в Москву. Осенью 1942 года, когда мне исполнилось 17 лет, я получил от военкомата направление на курсы шоферов. В автобате на станции Кузоватово Ульяновской области нас несколько месяцев учили вождению на всех типах автомашин, которые поступали к нам по лендлизу. Учили буквально круглосуточно, так что порой мы от дикой усталости просто засыпали за рулем. А в 1943 году после такой усиленной подготовки нас направили в осажденный Ленинград. Я участвовал в снятии блокады Ленинграда. Затем Карельский перешеек, Выборг. После получения нового вооружения — противотанковых пушек — отправились в Венгрию — там были сильные бои в районе озера Балатон, затем в Австрию — освобождали Вену. В Вене я и встретил День Победы. В конце мая 1945 года мне дали отпуск. Всю дорогу до дома я добирался на крыше товарного вагона. Через десять дней вернулся в свою часть. И снова добирался на крыше вагона, только теперь уже «с комфортом» — вагон был спальный. — Удивительно, что, пройдя нелегкими фронтовыми дорогами, вы ни разу не были ранены. — У меня была контузия от взрывной волны и несколько небольших «царапин», но серьезные ранения меня миновали. Был, например, такой случай. Когда начался прорыв блокады Ленинграда, во время одного из боев рядом со мной разорвался снаряд и осколок упал мне прямо под ноги. Я схватил его, и руки обжог — такой горячий. Если бы снаряд упал на несколько сантиметров ближе — мне бы не жить. После войны, вспоминая и анализируя свою жизнь, я насчитал более тридцати случаев, когда Господь на фронте спас меня от верной смерти. А я ведь с детства, можно сказать, Богом отмеченный. Когда мне было полтора года, произошел знаменательный случай. У меня опрокинулись санки, и от удара медный крестик отпечатался на груди на всю жизнь. А еще я уверен, что эта милость — остаться живым после тяжелейших боев, в которых погибли многие мои товарищи, дана мне по молитвам моей матери. Она в войну была в Самарской области, работала для фронта, шила обмундирование для военнослужащих, за что впоследствии награждена медалью «За трудовую доблесть». Мама работала и молилась. По ее наставлению и я в самые тяжелые минуты боев, под бомбежками всегда шептал молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Всю войну эту молитву повторял. И остался жив. — Как же получилось так, что после войны вы попали работать в Патриархию? — Я демобилизовался поздно — в 1948 году. С 1950 году живу в подмосковном Пушкино. Здесь я женился и обвенчался в церкви со своей женой Екатериной Федоровной. Моя мама после войны опять к нам приехала. Мы ходили на службы в Сретенский храм в селе Новая деревня. После войны действующих храмов немного было, но они не пустовали. Людей на службы приходило много. И вот отец Борис сказал мне: «Надо бы вам поучиться». И мама тоже так хотела, чтобы я получил религиозное образование — это было ее заветное желание. Отец Борис дал мне характеристику. И в 1955 году я сдал экзамен в духовную семинарию в Сергиевом Посаде. Кстати, на днях мы отмечали 50-летие начала нашей учебы в семинарии. Сейчас в живых нас осталось уже немного — всего 10 человек. У нас учились Высокопреосвященнейший митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов). А в 1963 году я поступил в Духовную академию, потом закончил первый выпуск аспирантуры, получив степень кандидата богословия. Я писал кандидатскую работу на тему «Труды алтайских миссионеров». Еще обучаясь в семинарии, я привлекался для работы в качестве водителя в Троице-Сергиевой лавре. Довелось возить мне Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Однажды мы с ним даже побеседовали. Он узнал, что я совмещаю учебу и работу, и ему это очень понравилось. Святейший поинтересовался моей семьей — у меня уже двое детей тогда было и мама жила с нами. Я ему все это рассказал. Мне в тот период часто приходилось ездить в Москву, сопровождать по послушанию разных лиц. Возил будущего Патриарха Пимена в бытность его наместником Троице-Сергиевой лавры, ректора духовной академии протоиерея Константина Ружицкого. Однажды удостоился везти в Москву епископат и, в том числе, ныне здравствующего Святейшего Патриарха Алексия. Еще до окончания аспирантуры я стал активно работать в отделе внешних церковных сношений (с 1963 года). А когда закончил учебу, митрополит Никодим (Ротов) предложил мне работать в ОВЦС. Но сказал: «На богословскую стезю я тебя не возьму, а на хозяйственную — с большим удовольствием». И вот в должности референта-хозяйственника ОВЦС я прослужил 20 лет. Они пролетели как одно мгновение. Огромный круг хозяйственной деятельности, приемы и встречи иностранных делегаций, ежедневные многочисленные ответственные поручения. Главным для меня было не потерять то доверие, которое оказало мне священноначалие. Некоторые ошибочно думают, будто работники Отдела внешних церковных сношений пользовались особыми привилегиями. Это большое заблуждение. Здесь было очень много сложнейшей работы и высочайшая ответственность. А все остальное — на втором плане. Я, например, долгие годы ютился с семьей в одной комнатке в Пушкино. И лишь спустя много лет получил ссуду на покупку собственного дома. — Вам довелось работать под началом трех председателей ОВЦС: митрополита Никодима, митрополита Ювеналия, митрополита Филарета. Чем они вам запомнились? — Владыка Никодим — это великий труженик и молитвенник. Он все время был в движении, часто выезжал за рубеж. Конференции, форумы, всевозможные симпозиумы — он успевал везде. И мы подстать ему работали — я в те годы и в отпуске практически не был. Митрополит Никодим был очень благожелателен и внимателен к людям. Как-то однажды в разговоре с ним я случайно обмолвился о том, что никак не могу купить себе зимнее пальто. На следующий день он приезжает в отдел и приносит мне новое пальто. Какое внимание с его стороны к нам, рядовым сотрудникам! И таких случаев было много. Митрополит Ювеналий очень общительный, любезный. Это, без сомнения, выдающийся религиозный деятель, человек чистых и добрых помыслов. А митрополит Филарет одно время жил Лавре, и мы с ним очень часто ездили вместе на одной электричке: он — в Сергиев Посад, а я — в Пушкино. Это очень благостный и любвеобильный к людям человек. — Автоном Семенович, в вашей жизни был еще один интересный период — работа в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке. Расскажите об этом. — В Брюсовом переулке стоит замечательная красно-белая церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке, построенная в первой половине XVII века. Это одна из немногих церквей, которые не закрывались в советское время. Я попал туда по благословению Святейшего Патриарха Пимена. Незадолго до этого в храме был пожар, и предстояла огромная работа по его восстановлению. Это предполагало не только ликвидацию последствий пожара, но полное благоустройство и обновление как собственно храма, так и всего комплекса построек, находившихся на его территории. Когда я пришел, то, честно говоря, испугался своего нового послушания — там было все очень запущено в тот момент. Росписи храма закрашены, окна не открываются, потеют, нет никакого водоснабжения, подсобных помещений. Левый алтарь в честь пророка Елисея просел. Требовал ремонта пол. А ведь храм-то не рядовой. Он находится в центре Москвы, сюда и в те годы приходили многие известные москвичи и иностранные туристы. Одним словом, я ужаснулся от того объема работа, который здесь нужно было сделать. Но Святейший Патриарх Пимен сказал мне: «С Божьей помощью все у тебя получится». И я приступил к работе, возглавив приходской совет храма. И действительно, многое мы сделали за те 14 лет, что я здесь работал. Отреставрировали все иконы, позолотили иконостас, переложили пол. Приглашали специалистов из метростроя, завезли несколько машин бетона, выровняли левый придел. Боролись с водой в подвалах. Вы не поверите, но в течение нескольких лет два огромных насоса круглосуточно откачивали эту воду! В общем, всего не перескажешь. Вспоминаю, как накануне праздника в честь иконы «Взыскание погибших» — а это главная святыня храма — Патриарх Пимен обязательно приезжал вечером. Это была уже традиция. Святейший очень любил побыть здесь в тишине — очень ему нравилось в храме, когда там все восстановили. В этом храме я работал до 1996 года. — Автоном Семенович, вы и сейчас активны, бодры и, как говорят, очень пунктуальны — не пропускаете ни одной церковной службы. Как вам это удается? — Вы знаете, я не чувствую своего возраста. Вот уже седьмой год я несу клиросное послушание в храме Живоначальной Троицы в Серебряниках. Ради этого послушания регулярно езжу из Пушкино в Москву. А кроме того 25 лет пою в мужском хоре ветеранов Великой Отечественной войны. Дважды в неделю в реабилитационном комплексе для ветеранов Вооруженных Сил на Олимпийском проспекте у нас проходят репетиции, часто мы выступаем с концертами. Стараюсь никого ни в чем не подводить. Поначалу товарищи по хору, узнав, что я пою на клиросе, относились ко мне сдержанно, а теперь — с уважением. Меня радует то, что сейчас Церковь обрела свободу для проявления своей миссии в обществе. И не так важно, где довелось тебе служить. Главное — быть причастным в меру своих сил к тому духовному деланию, которое сейчас идет по всей России. Я ощущаю свою причастность к этому великому делу, и, наверное, именно это ощущение дает мне новые силы.
24 ноября 2005 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|