![]()
«Величавое сладкоголосие» В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.
2 августа 2023 г. 16:00
Созидая храмы во славу Божию В сонме святых, в земле Владимирской просиявших, особое место занимает святитель Феодор Суздальский, первый епископ Ростова Великого, тысячелетие праведной кончины которого отмечается в этом году. С его именем связаны важнейшие события в истории Северо-Восточной Руси. О служении святителя Феодора Суздальского «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Богородице-Рождественского мужского монастыря города Владимира доктор теологии иеромонах Варфоломей (Минин). PDF-версия.
28 июля 2023 г. 16:00
Носите тяготы друг друга Двадцать второго июня 1923 года отошел ко Господу святой праведный Алексий Мечёв, известный московский протоиерей начала ХХ века, настоятель Никольского храма в Кленниках, прославленный в лике святых Русской Православной Церкви в 2000 году. PDF-версия.
22 июня 2023 г. 13:30
Начало поражения обновленцев было положено в Москве В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.
27 апреля 2023 г. 14:30
Игумен Филипп (Перцев): «Каждый день их был полностью посвящен Богу» Тридцать лет назад, 18 апреля 1993 года, на Пасху в Оптиной пустыни были убиты трое насельников обители — иеромонах Василий (Росляков) и иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). Эта трагедия стала потрясением для всей страны, где только началось возрождение церковной жизни. Восемнадцатого апреля в Оптиной пустыни особо торжественный день, который собирает множество людей почтить память убиенных братий. Над местом их погребения на монастырском кладбище установлена часовня. О том, какими были эти монахи, чем они запомнились братии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал игумен Филипп (Перцев). PDF-версия.
18 апреля 2023 г. 15:00
Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-версия.
20 марта 2023 г. 17:00
Иерей Александр Цыганов От тяжелых ранений, полученных при исполнении пастырского долга в зоне СВО, 21 ноября 2022 года скончался военный священник 76-й десантно-штурмовой дивизии Воздушно-десантных войск, клирик храма благоверного князя Александра Невского г. Пскова иерей Александр Цыганов.
13 февраля 2023 г. 15:00
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
|
![]()
ЖМП № 11 ноябрь 2010 /
5 июля 2014 г.
Преставился ко Господу Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)После продолжительной болезни 5 июля 2014 года на 79-ом году жизни скончался Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. В память о митрополите Владимире Журнал Московской Патриархии предлагает читателям воспоминания блаженнейшего о своей жизни и служении Церкви.
ДетствоБудущий митрополит родился в селе Марковцы Летичевского района Хмельницкой области в благочестивой христианской семье Маркиана и Феодосии Сабодан четвертым сыном. Малыша крестили с именем Виктор тайно на дому в селе Головчинцы, где жил священник и несколько стареньких монахинь закрытого Головчинецкого СпасоПреображенского монастыря. Детство Виктора пришлось на годы гонений и войны. «Помню, как часто мать с горькими слезами на глазах вспоминала 1932–1933 годы, — рассказывает митрополит Владимир. — Тогда родился мой младший брат. На какие-то старинные серебряные ложки мама выменяла бутылку зерна. Это давало возможность спасти ребенка от голодной смерти. Но вот в дом ворвались с обыском три красноармейца. Не найдя ничего, кроме вопиющей бедности, они схватили малыша за ногу, выбросили его из колыбели и забрали зерно, которое мать прятала под головой ребенка». Во время войны немцами в остарбайтеры были увезены два старших брата, один из которых, Михаил, погиб в угольной шахте, а другой, Алексей, чудом избежав расстрела «за вредительство», после службы в Советской армии в 1947 году вернулся в родное село. Третий сын, Степан, на три года старше Виктора. Так сложилось, что Степан занимался дворовым хозяйством, а Виктор мыл посуду, убирал в доме, подбеливал печь, каждую субботу освежал глиняный пол. «Дома родители воспитывали нас в религиозном духе, мы соблюдали посты. Что очень памятно, мы все молились, когда были еще вместе», — рассказывает Блаженнейший владыка о своем детстве. С началом Великой Отечественной войны в селе Марковцы верующие восстановили приходской храм. «В Церкви я себя помню сознательно, — говорит митрополит Владимир, — и представляю перед глазами до сих пор картину на Благовещение — светлый и радостный праздник. Мама со мной, семилетним, пришла в церковь. В этот день заболел пономарь, и священник пригласил меня в алтарь, где рассказал, к чему я могу прикасаться, а к чему — нет, что я должен буду делать и как себя вести в алтаре. С тех пор я уже не выходил из этого святого места и за это благодарю Господа Бога. Был и второй священник — протоиерей Давид. Образованный, прекрасный литератор, изумительно говорил, замечательно проповедовал. На второй день Великого поста, когда он читал на середине храма Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а я стоял возле него, приехала машина — “черный ворон”, как ее тогда называли. В храм вошли четыре человека в тужурках, велели священнику одеваться и уходить вместе с ними. Отец Давид успел сказать мне: “Дочитывай, сынок, канон — будешь в Церкви большим человеком, а я уже, наверное, не вернусь”». В школе Виктор Сабодан был круглым отличником. Однако из-за веры его постоянно клеймили на родительских и общешкольных собраниях. «Преподаватель русского языка и литературы, директор школы Казимир Карлович был типичный атеист и безбожник, но относился ко мне с симпатией, надеялся, что я “перерасту” веру, уеду учиться подальше от родных и близких и пойму свои “заблуждения относительно Бога”. Он старался вызывать меня на откровенные разговоры на разные темы... Я вспоминаю о нем с любовью. В школе было много талантливых, добрых людей, которые преподавали от души и со знанием дела. Всем им низкий поклон. Несмотря на то что меня считали “мракобесом”, многие педагоги меня любили, по возможности старались завести разговор о вере и Церкви». Семинарские годы«В Луцкой духовной семинарии мне сказали, что не прошедших армию абитуриентов не принимают. Тогда я решил поступить в Винницкий мединститут. Но пробыл там недолго — до первой встречи с мертвецом. Я понял, что это не мой путь. Несколько дней ходил под таким впечатлением, а потом поехал в Одессу...». . «Я был зачислен воспитанником духовной школы, и почти сразу меня поставили библиотекарем. Мне приходилось работать и днем, и ночью — в буквальном смысле. В свободное время мы посещали музеи, театры, выставки, это входило в программу».. В 1956 году Херсонскую и Одесскую кафедру возглавил митрополит Борис (Вик). «Как-то однажды во время занятий пришел митрополит в нашу аудиторию и сел на свободное место рядом со мной. Поприсутствовав немного на лекции, владыка сказал мне зайти в епархиальное управление. Я впервые переступил порог кабинета митрополита Бориса. “Будешь иподиаконствовать у меня, прислуживать при архиерейских богослужениях! — произнес владыка. — Устав Церковный немножко знаешь?”. Я ответил, что знаю, и научили меня этому на родном сельском приходе. В конце нашего краткого разговора архиерей добавил: “Великолепно, вижу, из тебя будет толк!”. Владыка Борис прививал нам, молодым людям — своим иподиаконам, такое важное и необходимое качество, как любовь к богослужению. Всегда говорил: “Так надо молиться, чтобы не только Господь слышал, но и люди зажигались молитвою, обращаясь к Богу”. Полюбили мы праздники, особенно двунадесятые. С первых дней Страстной седмицы он постоянно присутствовал в храме, распределял чтение между иподиаконами и каждый момент богослужения старался нам объяснить». АкадемияСвятейший Патриарх Алексий I (Симанский) присутствовал на 12м выпуске Одесской духовной семинарии. После официальной части началась праздничная трапеза. «За отдельным столом сидит Патриарх и архиереи, а мы студентывыпускники обслуживаем праздничных гостей, — вспоминает Блаженнейший. — Слышу, Патриарх Алексий, кивнув головой в мою сторону, спрашивает митрополита Бориса: “Этот юноша откуда?”. Я стою сзади за Патриархом и говорю: “Из деревни, Ваше Святейшество!” — “А тебя кто спрашивает? Почему ты вмешиваешься в чужие разговоры?”, — с умеренной строгостью произнес Патриарх. — “Простите! Благословите!”, — тихим тоном отвечаю я. — “Ты в Академию пойдешь? В какую? Конечно, не в Ленинградскую, а в Московскую”, — отвечает на свой же вопрос Святейший. Но я все же поступил в Ленинградскую». «Каждый год на первой неделе Великого поста, — рассказывает Блаженнейший владыка, — нас, группу студентов из Академии, отпускали в ПсковоПечерский монастырь. Во время постовых богослужений мы пели, вычитывали продолжительные молитвы покаянного характера, участвовали в других работах и послушаниях. Помню, как в субботу на первой неделе Великого поста приехал Псковский митрополит. “Заходите ребята! Пойдем к старцам исповедоваться!”, — предложил нам владыка. Мы увидели дивных псковопечерских подвижников: сгорбленного старца Луку; монаха Николая, светлого, как ангел, но совсем слепого; иеромонаха Михаила, у которого только один глаз немножко видел, но как он принимал исповедь! На каждый грех давал комментарии. Мы признавались ему во всем, как на духу. Этот священник все нам объяснял, потом наставлял со своей точки зрения как подвижник веры и благочестия нашего Отечества...» Вспоминает владыка Владимир эпизод, случившийся с ним в ПсковоПечерской обители: «Митрополит Псковский Иоанн (Разумов) предложил исповедаться у старцев. Мы, студенты, с трепетом и благоговением переступили порог келии, где жил слепой Николай. Ему тогда было 89 лет. Его лицо имело ангельский вид, без единой морщины. В белом подряснике, сам весь белый, словно прозрачный, сидел старец на кровати. Сотворив молитву, митрополит зашел первым, но старец сказал ему: “Владыка, пропустите сначала владыку, который за вами стоит”. Когда я подошел к нему, сложив руки для принятия благословения, он сказал: “Будешь архиереем!”». Священство, монашество, учительствоПосле получения диплома об окончании академии кандидат богословия вернулся в Одессу. 14 июня 1962 года в канун праздника Святой Троицы, митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик) рукоположил Виктора в диаконский сан. А уже на следующий день — в сан священника. Однако перед молодым пастырем еще стоял вопрос о принятии монашества. «Всякий молодой человек, — говорит митрополит Владимир, — чему-то симпатизирует, против чего-то восстает. Я не восставал против монашества, но был уверен, что это не моя дорога и не мой подвиг. Но так сложились обстоятельства, что пришлось мне принять монашество. И слава Богу за все: и за то, что было, и за то что есть, и за то что будет!» Постригал иерея Виктора Сабодана митрополит Борис (Вик) в одесском патриаршем СвятоУспенском мужском монастыре. Восприемником постригаемого был ныне причисленный к лику святых преподобный отец Кукша, бывший в то время духовником монастыря. «Меня, как это бывает при монашеском постриге, вручили подвижнику, — вспоминает Блаженнейший Владимир. — Преподобный говорил мне: “Ты будь посмелее, и пока есть с кем говорить — говори. Заходи днем и ночью, я тебе нового ничего не открою, но напомню суть и азы, без которых нет монашеской жизни”». В сентябре 1962 года иеромонах Владимир был зачислен в преподавательскую корпорацию Одесской духовной семинарии с назначением на должность преподавателя и помощника инспектора. Святейший Патриарх Алексий I в последние годы жизни подолгу задерживался в Одессе, где чувствовал себя хорошо и уютно. «Очень часто, прогуливаясь по берегу Черного моря, мы рассуждали о преподавании в семинарии. Помню, был такой разговор. Патриарх Алексий спрашивает меня: “А что ты думаешь о катехизисе?”. — “Митрополит Филарет написал его давно, — отвечаю, — он очень детальный, но трудный. Надо бы его как-то осовременить”. — “Ты еще не знаешь, что это такое. Осовременивать можно что угодно, но что касается основ веры православной, то катехизис митрополита Филарета стал символической книгой нашей Церкви. Потом, со временем, окунувшись с головой в преподавательскую и административную работу, я понял, что Святейший был прав». «Однажды в Одессе меня пригласили к Патриарху на беседу, касающуюся предмета ректорства в семинарии. Первым делом Святейший спросил, сколько мне лет. Я ответил, что двадцать шесть. Святейший сказал, что в двадцать шесть он был инспектором Новгородской духовной семинарии. А я ему в ответ спокойно говорю: “Ваше Святейшество! Так я могу быть и ректором ОДС, если благословите!”. — “Ох, чего захотел! Смелый, однако!” В окончание нашей беседы Патриарх Алексий поинтересовался, отдаю ли я себе отчет, что это за должность в наше время». Русская духовная миссия в ИерусалимеВ 1966 году архимандрит Владимир (Сабодан) впервые совершил паломничество в Святую Землю. Группа паломников была приглашена на ужин к хранителю Гроба Господня греческому епископу Германосу. Когда подошло время десерта, всем гостям был предложен торт, в который по местной традиции запекалась золотая монетка. Считалось знаком благословения свыше найти в своем куске эту монетку. Отец Владимир подумал, если ему попадется монета, он приедет на послушание в Святую Землю. Осталось два куска, сам владыка Германос любезно предложил торт архимандриту Владимиру. Тот отрезал маленький кусочек, чтобы не обижать хозяина. И именно в нем оказалась золотая монета! В январе 1966 года ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Владимир (Сабодан) назначается заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1966 году на 4й седмице Великого поста архимандрит Владимир прибыл в Амман — столицу Иордании. . Но через пять месяцев изза ухудшения политической обстановки в Секторе Газа архимандрит был вынужден возвратиться в Москву. «Я очень рад, что каждую ночь мог участвовать в Литургии на Гробе Господнем, знакомиться с историей Святой Земли, ее святынями, обителями. Кроме того, встречался с государственными деятелями, в частности трижды с королем Иордании». Архипастырство8 июля 1966 года в Троице-Сергиевой лавре была совершена архиерейская хиротония архимандрита Владимира (Сабодана) во епископа Звенигородского с назначением викарием Московской епархии. . Интересно, что епископская хиротония владыки совершилась в день праздника Тихвинской иконы Божией Матери — его семейной иконы.. Первым послушанием епископа Владимира в архиерейском сане стало представительство Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха при Всемирном Совете Церквей в Женеве (Швейцария). Одновременно он был назначен настоятелем храма Рождества Божией Матери в Женеве. К конференциям, форумам, конгрессам и ассамблеям присоединялись частые встречи с иностранными государственными и религиозными деятелями. Вспоминая годы своего церковно го послушания при Всемирном Совете Церквей, владыка Владимир рассказывает: «Вся сложность этой организации состояла в том, что невозможным было ни теоретическое, ни практическое объединение представленных в ней Церквей. Каждый жил своей жизнью, поэтому мы работали только в сфере социального служения, что было очень важным в то время...» «Я всегда дорожил и дорожу дружбой и доверием людей. Среди мо их друзей — прихожане храма Рождества Богородицы в Женеве. В Женеве сегодня живет в доме для одиноких Ольга Васильевна Татаринова. Она была прихожанкой моего храма. Мы переписываемся. Я с радостью читаю ее письма, мне всегда интересны рассуждения этого высокообразованного культурного человека, умного и благородного. Она меня наставляла: “Владыка, хотя Вы и молоды, ревностны, но не жгите свечу "о двух концах", берегите собственное здоровье. Это требуется для Церкви и для людей, которые Вас любят и уважают”». «Помню, нас с митрополитом Никодимом, — рассказывает митрополит Владимир, — принимала королева Англии Елизавета. Она спросила даже, как Церковь относится к домашним животным, в частности к собакам. Дело в том, что у нее были две собачки — неотъемлемый атрибут королевы в коронном зале. Мы ответили, что к собакам наша Церковь рекомендует относиться как к Божией твари, но без чрезмерного увлечения». В очередной заграничной командировке епископ Владимир получил срочную телеграмму из Московской Патриархии, которая обязывала его в кратчайшие сроки прибыть в Советский Союз. Это сообщение очень на сторожило владыку: в то время возможны были разные варианты развития событий. После усердной вечерней молитвы владыка увидел во сне святителя Феодосия Черниговского, тот сказал: «Не волнуйся! Вскоре ты будешь у меня». Позже епископ Владимир был назначен на древнюю Черниговскую кафедру. Но этому предшествовало еще одно назначение: 28 ноября 1968 года епископу Владимиру Звенигородскому определено было быть епископом ПереяславХмельницким, викарием Киевской епархии. Однако уже 18 февраля 1969 года епископ Владимир вступает во временное управление Черниговской епархией. ЧерниговНакануне праздника Входа Господня в Иерусалим, 5 апреля, епископ Владимир прибыл в черниговский кафедральный Воскресенский собор. Это была маленькая церквушка на рынке. В те годы в Чернигове за священниками велась тотальная слежка. Старосты храмов назначались советской властью, они всем и командовали. Пасхальное богослужение 1970 го да. Внезапно в церковь ворвались громогласные толпы юных безбожников атеистов. Богохульники выкрикивали оскорбительные слова, бросали бутылки в молившихся, свистели, играли на гитарах. Богослужения не было слышно. Наступил момент чтения огласительного слова Иоанна Златоуста. Владыка Владимир произнес его с таким усердием, что безбожная толпа будто онемела. И вдруг прозвучал голос: «Если я еще раз услышу этого попа, то стану верующим!». «Труднее всего было удержаться, не сорваться, когда уполномоченный вызывал “поговорить”, — рассказывает владыка. — Он садился в конце стола, доставал толстый “талмуд”, красный карандаш, который грыз с одного конца, а другим записывал, и начинал разговор: что и как? Странный человек: неужели не понимал, что никто из духовенства ничего “лишнего” не скажет. Мы знали, что придется вступать в подобные поединки, и готовились к ним. Собственно, были готовы к “исповедям” в любое время суток». 8 декабря 1970 года Преосвященнейший Владимир, епископ Черниговский и Нежинский, был назначен на должность редактора журнала «Православний вісник». «Меня после каждой статьи вызывали в Совет по делам религий, — вспоминает митрополит Владимир, — и говорили: “Вот из этой статьи надо убрать слово "Бог". Ну, зачем оно здесь нужно?”. Или: “Зачем пугать народ. Какой "сатана" в наше время!? Что вы себе придумываете?”. Я отвечал: “И Бога упоминать нельзя, и сатану тоже. Что ж нам, перепечатывать статьи из светских газет?”». В период служения на Черниговской кафедре по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви владыка Владимир сопровождал иностранные делегации во время их пребывания в Советском Союзе, не однократно ездил в командировки за границу. Он посетил Австралию, Новую Зеландию, Индию, Сингапур, Канаду, Японию. 18 апреля 1973 года епископ Владимир был назначен епископом Дмитровским, ректором Московских духовных академии и семинарии. РекторствоВ Московской духовной академии епископ Владимир с головой погрузился в преподавательскую, научноис следовательскую, литургическую, административнохозяйственную и представительскую деятельность. Он возглавлял ученую кафедру Священного Писания Нового Завета, преподавал катехизис, гомилетику, догматическое и нравственное богословие. Владыка имел обычай за короткое время урока опросить всех студентов, задавая краткие вопросы, и толь ко после этого начинал читать лекцию. «У властей было такое отношение: раз человек поступает в семинарию, значит, он психически больной... Существовало негласное распоряжение: делать облавы на абитуриентов, создавать им всякие проблемы, препятствующие поступлению и обучению в стенах духовной семинарии или академии. Однако желающие поступали и учились. Были определенные трудности с рукоположением на местах, поэтому в диаконов и священников хиротонисали в Загорске». В Совете по делам религий обвиняли ректора в том, что он не отчисляет неугодных им студентов, что самоуправно принимает ненужных абитуриентов, в проповедях, произнесенных в духовных школах и опубликованных в «Журнале Московской Патриархии», допускает серьезные промахи и ошибки с точки зрения политических оценок. Ростовская кафедра16 июля 1982 года, после десяти лет ректорского служения, Священный Синод переводит архиепископа Дмитровского Владимира, викария Московской епархии, на Ростовскую кафедру с возведением в сан митрополита и освобождает от должности рек тора МДАиС. «Трудная была епархия, — рассказывает митрополит Владимир, — сложными поначалу были отношения с властью и даже с духовенством». О Божием содействии новопоставленному архиерею свидетельствует интересный случай. В год празднования 60летия СССР, 30 декабря 1982 года владыка встречался с председателем облисполкома. Одна женщина, в прошлом ответственная за идеологию при обкоме партии, с насмешкой сказала: «Я бы хотела, чтобы вы вошли в контакт с небес ной канцелярией. Для вас же это ни чего не стоит? Нам бы завтра, к Новому году, снежку подбросить да морозцу». (Погода в эти дни была ужасная: туман и грязь). Митрополит ответил: «Пожалуйста. Будет вам по вашей за явке и снег, и мороз». Ночью действительно, что необычно для Ростова, выпал обильный снег и ударил сильный мороз. Снегу было столько, что ветки деревьев ломались под его тяжестью». 23 ноября 1985 года митрополит Владимир праздновал 50летие. Местные власти долго размышляли и решили наградить его медалью Советского комитета защиты мира. При этом один из заместителей председателя Совета по делам религий заметил: «Упрямому хохлу и медали будет много!». С годами возрастающее доверие Святейшего Патриарха Пимена и священноначалия Русской Православной Церкви в адрес митрополита Владимира определило новое послушание МатериЦеркви: Патриарший Экзарх Западной Европы. А постановлением Святейшего Патриарха и Священно го Синода от 30 декабря 1987 года митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, Патриарший Экзарх Западной Европы, назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода. Киевская митрополияВ связи с уходом в раскол бывшего Киевского митрополита Филарета (Денисенко) старейший по хиротонии иерарх Украинской Православной Церкви, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), 27 мая 1992 года, на основании определения Священного Синода от 21 мая того же года, собрал и возглавил Собор Украинской Православной Церкви. Митрополит Владимир большинством голосов был избран митрополитом Киевским и всея Украины, главой Украинской Православной Церкви. Новоизбранного Киевского митрополита православная паства Украины встречала 20 июня 1992 года, в день отдания праздника Пятидесятницы. В заключение хочется вспомнить еще одну историю из жизни Блаженнейшего митрополита Владимира. Она очень символична. Случилось это в 70х годах. Полет пассажирского самолета приближался к концу, но оказалось, что не выпускаются шасси. Среди пассажиров началась паника. Именно в это время в салоне самолета во весь рост встал человек в рясе. Убедительным и спокойным голосом призвал всех к порядку, выдержке и вере в благополучное приземление самолета. Тем временем самолет направился на запасные посадочные полосы. У самой земли шасси вышли из своих гнезд, и самолет благополучно приземлился. Пассажиры покидали самолет с чувством глубокого уважения и признательности к человеку в рясе. Это был будущий Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший митрополит Владимир. Последние годы владыка Владимир тяжело болел. 24 февраля 2014 года в связи с тяжелым состоянием митрополита Владимира Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры назначен митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. 5 июля 2014 года на 79-ом году жизни Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир скончался. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил свои соболезнования в связи с кончиной митрополита Киевского Владимира: «Трудно выразить словами величину утраты, которую понесла сегодня вся наша Церковь. Испытываю скорбь вместе со всеми, кто любил и почитал новопреставленного святителя. На протяжении 49 лет меня связывали с ним добрые, сердечные отношения. Всегда помнил и высоко ценил то, что в день моей архиерейской хиротонии на мою главу была возложена, среди других, и десница Владыки Владимира. Наше тесное общение продолжалось и в бытность нашу ректорами Московских и Санкт-Петербургских духовных школ, и в ту пору, когда митрополит Владимир занимал должность Управляющего делами Московской Патриархии, и особенно в годы его святительства на кафедре матери градов русских, древнего Киева. Блаженнейший митрополит Владимир был выдающимся иерархом Русской Православной Церкви, горячо любимым и почитаемым многомиллионной украинской паствой. Сам Господь Духом Святым и избранием архиереев на Харьковском Соборе Украинской Православной Церкви 1992 года даровал ей в лице Его Блаженства великого первосвятителя и пастыря, возложив на его рамена тяжкий крест ответственности за судьбу Православия на Украине. Владыка Владимир со смирением принял этот крест и нес его в течение 22 лет безропотно и мужественно в труднейших условиях становления украинского государства. Многократно вихри и треволнения мира сего восставали на Украинскую Церковь, грозя потопить корабль церковный, но твердая рука кормчего всякий раз удерживала ее на спасительном пути, позволяя оставаться непреоборимой и единой. Сохранение церковного единства — одна из главных заслуг почившего. Многими трудами, мудростью и терпением он созидал Украинскую Церковь, оберегал ее от раскола, сплачивал епископат, духовенство и верующих. Блаженнейший митрополит Владимир обрел поистине заслуженный высочайший авторитет в украинском обществе. Даже те, кто не разделял его убеждений, не могли не относиться к нему с личным уважением. Это способствовало сохранению достойных, конструктивных отношений Украинской Православной Церкви с государством, успешному диалогу во имя блага народа с политическими деятелями вне зависимости от их взглядов. По слову апостола, он для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22). Огромный вклад внес почивший в жизнь всей нашей Церкви, близко к сердцу принимая все ее скорби и радости. Особенно хотел бы отметить его роль в консолидации архиереев Московского Патриархата на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 2009 году, после кончины приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II. Блаженнейший митрополит Владимир пользовался уважением всего православного мира. Предстоятели и иерархи всех Поместных Православных Церквей высоко почитали его подвиг стояния за церковное единство, за каноническую правду. Теперь же, когда время отшествия его настало, итог жизненного пути Его Блаженства можно подвести словами святого апостола Павла: подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь ему готовится венец правды, который даст …Господь, праведный Судья (2 Тим. 4:7-8).». При подготовке материала использована книга протоиерея Владимира Коцабы «Право правящий слово Истины».
5 июля 2014 г.
Ключевые слова:
митрополит Владимир, Украина
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|