iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Первая встреча двух патриархов

4-6 июля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил с официальным визитом Константинопольский Патриархат. Предстоятели двух Православных Церквей обсудили широкий круг вопросов общеправославного значения и двусторонних отношений, а также проблемы межхристианского сотрудничества и взаимоотношений Церкви и современного общества. В частности, обсуждались задачи духовного окормления русскоязычных православных верующих в Турции и развития паломничества к христианским святыням. Особое внимание Патриархи уделили вопросам подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви. В ходе визита Патриарх Кирилл посетил Анкару и встретился с Президентом Туриции Р.Эрдоганом.

Визит Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат вышел далеко за рамки протокольного мероприятия, и достигнутые договоренности станут надежным фундаментом для дальнейшего развития двусторонних отношений. «Этот визит открыл новую страницу не только во взаимоотношениях между Константинопольским и Московским Патриархатами, но и в какой-то степени вообще в межправославном сотрудничестве», — заявил председатель ОВЦС архиепископ Волоколамский Иларион, комментируя итоги визита.

Последние годы отношения между двумя Церквами были достаточно напряженными, и серьезные расхождения в оценке ряда церковных проблем, в частности ситуации в Эстонии и на Украине, сегодня сохраняются. Тем не менее, стороны договорились о развитии сотрудничества, основанного на взаимном доверии и поддержке.
В Стамбуле на переговорах с Константинопольским Патриархом Варфоломеем Патриарх Кирилл напомнил, что история взаимоотношений двух Церквей отмечена многими взаимными дарами, и выразил уверенность, что «эпоха этого обмена дарами принадлежит не только прошлому, но простирается и в настоящее». Сегодня ни одно государство не может самостоятельно решить целый ряд задач — для их решения требуется международное сотрудничество. Та же самая ситуация складывается и в православном мире. «Ни одна Поместная Церковь — ни большая, ни малая — не может самостоятельно ответить на вызовы, которые стоят перед христианством, перед православным миром. Одной из важных возможностей обмена этими дарами являются, конечно, межправославное сотрудничество и диалог», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Особая роль в этом диалоге отводится Всеправославному совещанию. И Патриарх Варфоломей в качестве примера доброго соработничества двух Патриархатов назвал работу в рамках IV Всеправославного предсоборного совещания, которое состоялось в начале июня в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези близ Женевы. Патриарх Варфоломей высказал удовлетворение и благодарность «за конструктивный вклад, внесенный делегацией Русской Церкви».
Сегодня у Русской Православной Церкви с Турцией связаны и новые задачи пастырского служения. В последние годы Турция стала местом традиционного отдыха россиян. Около двух миллионов наших соотечественников отдыхают на турецких курортах; десятки тысяч живут и трудятся здесь на постоянной основе, много смешанных браков. «Вот почему возникает вопрос пастырского окормления этих людей. Турция является канонической территорией Константинопольского Патриархата, и мы, полагаю, нашли общий правильный подход для разрешения проблем, связанных с окормлением русских и русскоязычных православных, проживающих в Турции», — отметил Патриарх Кирилл по итогам переговоров.

Во второй день визита Святейший Патриарх Варфоломей и Святейший Патриарх Кирилл совершили Божественную литургию в Георгиевском Патриаршем храме на Фанаре и засвидетельствовали важность евхаристического общения Церквей.

«Никто не сможет отнять у нас того единства, которое мы обрели в общей Чаше, — сказал Патриарх Варфоломей, обращаясь к Патриарху Кириллу. — Мы, как говорил и божественный Апостол, скажем, что “скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч” (Рим. 8, 35), или любая другая сила, или коварный план сатаны не смогут преодолеть наше единство в Теле Христовом. Тени или тучи, время от времени возникающие в отношениях между нашими братскими Церквами, имеют лишь временный характер и “быстро проходят”, как говорил наш святой предшественник Иоанн Златоуст. Так или иначе, долг тех, кто принял на себя ответственность и служение руководителей Церквей, — находить решение всех возникающих вопросов в духе мира и любви, для того чтобы сохранить единство нашей Святой Православной Церкви».

Предстоятель Русской Православной Церкви также посетил храм Святой Софии, познакомился с экспозицией, посвященной местам паломничества на территории Турции, и вместе в Патриархом Варфоломеем присутствовал на концерте хора московского Сретенского монастыря в храме Айя Ирини.

В последний день визита Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей совершили малое освящение православного храма на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере, близ Стамбула. В храме, освященном после многолетнего запустения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

В этот же день Патриарх Кирилл посетил столицу Турецкой Республики Анкару и встретился с премьер-министром страны Р.Эрдоганом и руководителем Управления по делам религии при правительстве Турецкой Республики А.Бардакоглу.

Завершилась программа визита встречей с соотечественниками в Посольстве Российской Федерации в Анкаре.
Развитие межправославных отношений становится одним из главных направлений церковной деятельности Святейшего Патриарха Кирилла. В марте 2009 года Патриарх Кирилл поддержал усилия Болгарской Православной Церкви и Правительства Болгарии по сохранению церковного единства и противодействию раскольникам, получившим поддержку Европейского суда по правам человека.

Укрепление связей с Константинопольским Патриархатом и, в частности, лично между двумя Патриархами, может стать важным фактором развития более активного диалога между всеми поместными Православными Церквами.

12 июля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00