![]()
Пути развития современного церковного пения Напомним: предыдущий аналогичный форум прошел три года назад. За это время Церковно-общественному совету при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения удалось сделать выводы как о недостатках организации съезда 2016, так и о том, что именно в первую очередь хотят обсудить и услышать представители профессионального сообщества клирошан. Два рабочих дня регенты и певчие провели в интереснейших дискуссиях и напряженном обмене опытом. А увенчала событие Божественная литургия, состоявшаяся 26 октября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. PDF-версия
3 декабря 2019 г. 12:59
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Московской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Архиепископ Сурожский Елисей: Мы все принадлежим одной семье, в центре которой Христос В этом году исполнилось 300 лет присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах — первое богослужение состоялось в декабре 1716 года в храме Успения Богородицы при российском посольстве в Лондоне. После смерти Петра I русский приход жил небогато и на протяжении трех веков не раз менял свой адрес.
28 ноября 2016 г. 14:55
Милейший город Смоленск 20 ноября Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 70 лет. Наш сайт публикует серию материалов, посвященных юбилею Предстоятеля Русской Православной Церкви. Возрождение церковной жизни на Смоленщине тесно связано с именем митрополита Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). 26 декабря 1984 года ректор Ленинградских духовных семинарии и академии архиепископ Кирилл был назначен на Смоленскую кафедру. В 1985 году к Смоленской епархии была присоединена территория Калининградской области. С этого времени до 2009 года титул епархиального архиерея был «Смоленский и Калининградский». ПДФ-версия.
16 ноября 2016 г. 13:16
Вышел в свет «Журнал Московской Патриархии» №11 за 2016 год 20 ноября Русская Православная Церковь отмечает 70-летие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Жизнь Первосвятителя нераздельно связана с жизнью Церкви. И юбилей Патриарха — не просто личный праздник: это событие, имеющее общецерковное измерение. Семьдесят лет — важная веха на земном пути Предстоятеля Русской Церкви. Одновременно это повод оглянуться назад и понять, какой путь преодолел церковный корабль, где он находится сейчас и что в первую очередь предстоит сделать его команде.
15 ноября 2016 г.
Самый молодой ректор 20 ноября Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 70 лет. Наш сайт начинает серию публикаций, посвященных юбилею Предстоятеля Русской Православной Церкви. В этом материале мы расскажем о служении Святейшего Патриарха на посту ректора Ленинградской духовной академии, на который он, будучи архимандритом, был назначен решением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода 26 декабря 1974 года в возрасте 28 лет. ПДФ-версия.
15 ноября 2016 г.
Первая Патриаршая Литургия с сурдопереводом состоялась в российской столице Сегодня, 25 сентября, в Международный день глухих, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную Литургию с сурдопереводом в московском храме Всех святых в Земле Российской Просиявших в Ново-Косине. За Литургией молились свыше шести сотен представителей православных общин, где оказывают помощь глухим, со всей страны – от Архангельской области до Иркутской.
25 сентября 2016 г. 17:00
На Кубе состоится встреча Святейшего Патриарха Кирилла и папы римского Франциска Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые в истории встретится с папой римским Франциском на Кубе 12 февраля. Об этом журналистам рассказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
5 февраля 2016 г. 16:15
Святейший Патриарх Кирилл: перед абортом женщину следует направлять на обязательную консультацию к психологу Сегодня, 29 января, в зале заседаний Совета Федерации состоялось пленарное заседание IV Рождественских Парламентских встреч. С основным докладами выступили спикер верхней палаты Валентина Матвиенко и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
29 января 2016 г. 22:20
Святейший Патриарх Кирилл: Благодать дается нам только для достижения тех целей, которые связаны с жизнью вечной Благодать дается нам только для достижения тех целей, которые связаны не с сиюминутными проблемами, не с решением вопросов и задач, которые не имеют никакого отношения к спасению нашей души. Благодать дается только тогда, когда наши человеческие мечты и задачи, которые мы перед собой ставим, так или иначе связаны с нашим духовным состоянием, а значит, с жизнью вечной
20 января 2016 г. 15:55
|
![]()
12 января 2009 г.
Святейший Патриарх Алексий: пятнадцатый всероссийский, первый зарубежный«Се аз и дети, яже ми дал есть Бог» – Каждый священник, каждый семьянин, знает, насколько тяжело, когда духовные чада или члены семьи находятся в ссоре, в несогласии, в разделении. Мне ясно вспоминается картина одной умирающей в больнице прихожанки, у которой дети из-за имущественного вопроса были в разладе. Эта женщина мне поведала, что лучше было бы, если она лишилась всего имущества – лишь бы ее дети жили дружно и в единомыслии. Она из-за разделения в семье страдала гораздо больше, нежели от своих физических недугов и в таком тяжелом состоянии скончалась, не имея мира на душе из-за душевных мук за своих детей. Если на уровне семейном и приходском приходится переживать разделения, то насколько тяжелее это переживается на уровне глав Церквей, какая это тяжесть и ответственность. По благому промыслу Божию, Русской Церкви и русскому народу были посланы два первоиерарха, которые несли в своих сердцах скорбь о церковном разделении, острое ощущение ответственности перед Богом и людьми, мужество сделать все возможное для преодоления разделения, и благодать, без которой восстановление русского церковного единства было бы немыслимым. В начале 2008 года отошел ко Господу один из этих иерархов, Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, а в конце 2008 года второй – Святейший Патриарх Алексий. После того как они увидели первые плоды церковного единства, они чуть ли одновременно, вместе со святым Симеоном Богоприимцем вздохнули: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Теперь нам почти невозможно говорить об одном, не вспоминая другого. Так они вместе вошли в историю Русской Церкви как победители церковного разделения. В течение этого сорокадневного периода со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия возникало очень много мыслей и переживаний, а также выявлялись разные, как-то раньше не замеченные, общности между ушедшими в 2008 году двумя иерархами и духовные нити между Патриархом и русским зарубежьем. Митрополиту Лавру в начале года исполнилось 80 лет, а Святейший Патриарх два месяца не дожил до своего 80-летия. Незадолго до своей кончины Митрополит Лавр, несмотря на физические недомогания и утомленность, ездил в Россию для участия в ряде мероприятий, а Патриарх Алексий – в накаленную политическими и церковными страстями Украину. Патриарх и Митрополит всегда ставили церковные интересы выше своих личных и это не могло не отразиться на их здоровье. Перед своим уходом из земной жизни они оба в течение первой седмицы поста (Владыка Лавр Великим постом, а Патриарх Алексий – Рождественским) трижды совершили Божественную литургию и приобщились святых Христовых Таин. И Митрополит Лавр и Патриарх Алексий родились за пределами России: первый на Карпатской Руси, а второй – в Эстонии. Имена родителей Митрополита Лавра и Святейшего Патриарха совпадали: Михаил и Елена. Патриарх Алексий – первый всероссийский патриарх родившийся вне России. В этом отношении его можно назвать первым «зарубежным патриархом». Раньше заграницей было принято считать Патриарха Алексия «советским» по своей формации человеком, но на самом деле он был сформирован в патриархальной зарубежной священнической семье. В дни последующие после кончины Патриарха Алексея немало духовенства и обозревателей церковной прессы в России отмечало особенность новопреставленного именно в том, что он вырос заграницей: «Все люди которые у нас живут сейчас, включая священников и архиереев – это все люди воспитаные в советском обществе. Святейший Патриарх был воспитан в совершенно другой среде. Он был воспитан в буржуазной Эстонии. Там жили совсем другие люди, они не были затронуты этим страшным безбожным катком, который прокатился по нашей стране и изуродовал не только землю, разрушил не только храмы, но изуродовал души людей. Его душа была воспитана в совсем другом мире, совсем по-иному. Он сохранил это до конца своих дней, другое отношение к людям, другое представление о том, что хорошо, что плохо…» (протоиерей Аркадий Шатов, радио «Радонеж», передача от 5 декабря 2008). Патриарх Алексий и Митрополит Лавр говорили просто, доступно и о главном, не улекаясь красноречием и «сплетением словес пронизывающим сердца». Писали они мало, вернее писали, но не чернилами на бумаге, а иным образом. К ним можно отнести слова апостола Павла к коринфянам: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго» (II Кор. 3, 3). Писали они частым и благоговейным совершением церковных служб, жертвенностью, любовью к духовенству и пастве, отцовством, спасительной простотой, Христовым милосердием и состраданием… и таким образом ими написано множество, множество книг. Они оба обладали даром рассудительности, огромной эрудицей, способностью быстро вникать в суть дела. В своей церковной работе они прислушивались к разным мнениям, но принимали решение сами. И Святейший Патриарх Алексий, и Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр несли в своих сердцах и опирались на опыт своих предшественников и духовных руководителей. Интересно, что они оба вели дневники, а в отношении переписки были исключительно внимательны: аккуратно отвечали на письма, а во время дальних путешествий посылали домой открытки знакомым и сотрудникам. Особым объединяющим духовным звеном в жизни Святейшего Патриарха Алексия и Митрополита Лавра была икона Божией Матери «Державная». Другим объединяющим духовным звеном между этим двумя иерархами были святые Новомученики и исповедники Российские. В 2004 году Святейший Патриарх, совместно с Митрополитом Лавром, совершил закладку храма в честь Новомучеников Российских в Бутове. Три года спустя, после подписания Акта о каноническом общении они вместе освятили этот храм. Промыслительно, что свою последнюю воскресную литургию (30 ноября 2008 г.) Святейший Патриарх Алексий совершил именно в соборе святых Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене. Это была его первая и последняя литургия в храме Русской Зарубежной Церкви. В очерке об этой службе протоиерей Николай Артемов написал: «Как в заключение трапезы, так и в беседах и в телевизионном интервью он [Патриарх Алексий] подчеркивал, что теперь воочию убедился: воссоединение “достигло приходского уровня”, оно “укоренено в церковном народе”». Вот эта литургия в храме Зарубежной Церкви и общение с прихожанами конкретно и реально закрепило и засвидетельствовало, что для паствы Зарубежной Церкви Святейший Патриарх больше не чужой, а теперь в полном смысле зарубежный «великий господин и отец наш», а зарубежная паства для Патриарха – в полном смысле его дети. Думается, что Святейший это почувствовал и был этим очень утешен. Нить связывающая последние дни жизни Святейшего Патриарха с Зарубежной Церковью на этом не закончилась. Три дня после кончины Патриарха Алексия я по почте от знакомого в России получил Рождественское Послание Патриарха Московского и всея Руси. У знакомого в епархии Послание было получено еще до начала Рождественского поста. В этом последнем Послании своей пастве, написанным Святейшим до его поездки в Германию, Патриарх Алексий цитирует святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского, зарубежного чудотворца: «Блаженна ты, Земля Русская, очищаемая огнем страдания! Прошла ты воду крещения, проходишь ныне через огонь страдания, внидешь и ты в покой» (слова, сказанные св. Иоанном в 1938 году). Впрочем, в жизни святителя Иоанна праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, день в который Патриарх Алексий совершил свою последнюю литургию, имел особое значение: владыка Иоанн был пострижен в монашество Блаженнейшим Митрополитом Антонием (Храповицким) в Введенской Мильковской обители; в день Введения во храм Пресвятой Богородицы он был рукоположен во иеромонаха и в этот праздник он прибыл как в Шанхай в 1934 г., так и в Сан-Франциско в 1962 г. В этом Послании обращает на себя внимание один курьез, которому я не придаю какое-то мистическое значение, но тем не менее это что-то из ряда вон исходящее: всегда в прежние годы, и Рождественские, и Пасхальные Послания Патриарха имели факсимиле его подписи зеленого цвета. Он все официальные бумаги и поздравления подписывал зелеными чернилами. Подпись Патриарха в последнем его Послании – черного цвета. Виновата ли типография, не знаю, но в каком-то смысле цвет подписи как бы по неволе предвозвестил пастве, что это Рождественское Послание Святейшего Патриарха Алексия – его последнее. День отпевания и погребения Святейшего Патриарха Алексия, 9 декабря 2008 года, весьма символичен. Это канун дня праздника Одигитрии русского рассеяния, Курско-Коренной чудотворной иконы Божией Матери. В то время, как новопреставленного Патриарха предавали земле в Богоявленском соборе г. Москвы, в храмах Русской Церкви совершались всенощные бдения под праздник Курской иконы. Венец служения Святейшего Патриарха Алексия – восстановление русского церковного единства. Русская Церковь, подобно Курской иконе, была расколота на две части. Чудом Божиим, молитвой Пресвятой Богородицы и решительностью и верой двух великих иерархов, две части Русской Церкви, по образу Курской иконы, срослись и Русская Церковь вновь стала целой и единой. В общении Святейшего с Митрополитом Лавром наблюдалась особая простота: это были два старца, два монаха, два иерарха служивших Христу в разных условиях и остро переживающих рану разделения в Русской Церкви. Божией милостью они на земле успели залечить эту рану. Теперь вновь состоится их встреча, уже в небесном Отечестве, и, верится, что они вместе услышат зов Пастыреначальника Христа: «Добрые и верные рабы… внидите в радость Господа Вашего».
12 января 2009 г.
Ключевые слова:
Патриарх Алексий II, митрополит Лавр
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
Сергей Сергеевич Хоружий 05.10.1941 — 22.09.2020 22 сентября на 79-м году жизни отошел ко Господу выдающийся религиозный мыслитель, философ и математик Сергей Сергеевич Хоружий.
13 января 2021 г. 19:00
Монахиня София (Ищенко) 01.05.1949 — 17.10.2020 17 октября на 72-м году жизни отошла ко Господу монахиня София (Ищенко), замдиректора Духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» Калужской епархии, президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».
13 января 2021 г. 18:50
|