iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Церковь
Святитель Феофан Затворник
16 октября 2019 г. 11:16
версия для печати версия для печати

Об особенностях стиля духовных произведений святителя Феофана Затворника

В Москве прошли XIII Феофановские чтения, посвященные жизненному пути святителя Феофана Затворника. О том, какая работа сегодня ведется по изучению духовного наследия этого христианского подвижника, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель сектора Научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского совета Русской Православной Церкви священник Стефан Даниленко.


– Отец Стефан, в чем актуальность наследия Феофана Затворника для нашего времени? 

– Литературные труды святого человека несут отпечаток его духовного опыта. Поэтому для христианина духовное творчество святых будет актуально всегда. Многие вопросы, которые волновали святителя Феофана, звучат вполне современно: свободомыслие, оскудение веры, распространение нехристианских и даже оккультных учений, необходимость духовного просвещения людей. Конечно, Феофан Затворник занимался не только размышлениями об общественных нестроениях XIX века. Основной объем его произведений посвящен сугубо христианским темам – нравственность, христианская антропология, толкование Священного Писания, переводы святых отцов, назидание христианина в духовной жизни. Все это обширное литературное наследие святителя Феофана позволяет прикоснуться к его духовному пути и ощутить необходимость духовного делания, к которому неустанно он призывал.   

– В чем особенность стиля его духовных сочинений?

– Святитель Феофан писал, в основном, духовно-нравственные произведения. Их содержание посвящено спасению человека и его преображению для Царства Божьего. Уже после приходят на ум работы полемического, обличительного характера и научные труды святого. Известно, что в своей литературной деятельности он руководствовался принципом «что будет полезнее сейчас», поэтому все его писания в простой и понятной форме доносят истины христианства для своих читателей: они полны образов, аналогий и примеров из повседневной жизни, понятной слушающим и читающим. Нередко святой пользуется результатами естественно-научных открытий своего времени, чтобы проиллюстрировать те или иные законы духовной жизни. Зачастую он пренебрегает буквальностью в своих переводных работах, чтобы упростить сложный текст и донести до читателя самую суть мысли переводимого святого отца. В его эпистолярных трудах мы часто встречаем краткие, но емкие слова. Например, «мыльнопузырники» – так святитель Феофан говорил о сектантах своего времени. 

– Какую работу ведет Издательский совет по изучению наследия Феофана Затворника?

– Ежегодно мы проводим конференции и чтения, посвященные его жизненному пути. А также готовим к изданию «Летопись жизни и трудов святителя Феофана», где собраны документы, имеющие отношение к его личности и эпохе. «Летопись…» включает архивные материалы, письма, мемуарные свидетельства. Собранные в хронологическом порядке они позволяют очень точно восстановить канву жизни Вышенского Затворника: от рождения до кончины. В настоящее время реализация проекта осуществляется силами сотрудников Издательского совета, под руководством митрополита Калужского и Боровского Климента. Однако на разных этапах в этой работе принимали участие ученые епископы и священнослужители Русской Православной Церкви, светские ученые, архивные и текстологические группы, генеалогическая группа, внесшие заметный вклад в отыскании материалов, составляющих тома «Летописи…». Немалая научная работа, помогающая в составлении томов «Летописи…», ведется на научных форумах, посвященных святителю Феофану, проходящих в Издательском совете, а также в Вышенском монастыре и на Тамбовской земле.  

– Какие планы и следующие шаги по реализации Феофановского проекта?

– Основная часть работ по разысканию материалов, составляющих текст томов «Летописи…» уже проделана: исследованы архивы и библиотеки, просмотрены рукописи и периодические издания XIX-XX столетий. Однако невозможно обнаружить все упоминания о святителе, поэтому розыскная и исследовательская работа продолжается и приносит определенные результаты. Так, например, недавно в Центральном государственном архиве республики Мордовии была обнаружена ранее неизвестная переписка святителя Феофана со строителем Саровской пустыни иеромонахом Серафимом (Пестовым), установлены личности многих ранее неизвестных корреспондентов святителя. Сейчас подготовлен к изданию 4 том «Летописи…», куда вошли документы, связанные с приездом святителя Феофана в Вышенский монастырь и началом его затвора. После издания 4-го тома наша группа приступит к подготовке к печати остальных томов «Летописи…». Всего данная серия предполагает издание 6-ти томов. Кроме того, нами рассматривается возможность издания дополнительного 7-го тома, который будет освещать реакцию общественности на жизнь и деятельность святителя уже после его праведной кончины.

Справка. Феофан Затворник (Говоров), (1815-1894) – епископ Русской Церкви, богослов, публицист, прославленный в лике святителей. С 1866 года пребывал в Вышенском монастыре. С 1872 года находился в затворе. Автор произведений: «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие», «Толкования на послания св. апостола Павла» и других. Издательский совет Русской Православной Церкви реализует Феофановский проект по изучению трудов Вышенского Затворника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игорь Вратов
16 октября 2019 г. 11:16
Ключевые слова: Феофан Затворник
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи