iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Церковь
митрополит Волоколамский Иларион
ЖМП № 4 апрель 2011 /  28 марта 2011 г.
версия для печати версия для печати

Митрополит Иларион: Общецерковная аспирантура и докторантура — духовная школа нового типа

Два года назад Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял решение о создании Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Предшественницей новой духовной школы нашей Церкви была аспирантура при Отделе внешних церковных связей, созданная еще в 1963 году трудами приснопамятного архиепископа Ярославского и Ростовского (впоследствии — митрополита Ленинградского и Ладожского) Никодима (Ротова). Аспирантура при ОВЦС готовила кадры для служения на зарубежных приходах Московского Патриархата и в самом отделе. Фактически это были двухлетние курсы повышения квалификации.

Перед Общецерковной аспирантурой и докторантурой, названной во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян, с самого начала стояли гораздо более широкие и важные задачи. Во-первых, повысить уровень научно-богословских исследований, которые ведутся в нашей Церкви. Для этого, в частности, необходимо было увенчать систему аттестации церковно-научных кадров высшей степенью — доктора богословия. Ни в одной из духовных академий до недавнего времени не было специального курса по подготовке докторов богословия. В Общецерковной аспирантуре такая возможность появилась: докторская программа рассчитана на тех, кто уже имеет ученую степень кандидата, ведет исследования в области одной из богословских дисциплин и способен оформить результаты этих исследований в виде серьезной работы.

Во-вторых, необходимо было поднять уровень кандидатских работ по богословию, чтобы они соответствовали научному уровню светских диссертаций, а не были своего рода дипломными работами, которые готовят студенты при окончании духовной академии. Такая реформа уже несколько лет назад была запущена в наших духовных академиях, но Общецерковная аспирантура призвана дать этим процессам новый импульс. Обладатели новых степеней кандидата и доктора, хочется верить, смогут создать свои научные школы, а в итоге содействовать становлению церковно-научной аналитики, благодаря которой Церковь сможет более оперативно отвечать на жизненно важные вопросы. Эти проблемы «века сего», к сожалению, изо дня в день усложняются: всё труднее нести пастырское и вообще любое христианское служение в условиях хит­росплетений, ожесточения и злобы, которые властвуют в нашем мире. Чтобы адекватно отвечать на них, нужны специальные знания — от догматико-богословских и библейских до исторических, канонических, социологических. Особенно нужно отметить, что мы до сих пор плохо знаем то самое общество, в которое мы идем с проповедью. Характерной чертой дореволюционных духовных школ было ограничение доступа студентам ко всей полноте информации о современности. Это стало одной из причин того, что Церковь не всегда способна была удержать пасомых от явного беззакония и массового помешательства. Сейчас важно избежать подобной ошибки: надо, чтобы современный студент-богослов хорошо ориентировался в общественных, политических и экономических проблемах той среды, в которой он будет нести свое пастырское или иное церковное служение.

В-третьих, у Общецерковной аспирантуры сохранилась та задача, которая стояла перед аспирантурой при ОВЦС, — повышать квалификацию церковных кадров. С 2009 года была запущена долгосрочная программа повышения квалификации, которая теперь преобразуется в краткосрочную, способную стать более мобильной и оказаться полезной большему количеству ответственных сотрудников церковных учреждений и епархий. Эти курсы планируется делать тематическими. Например, в Общецерковной аспирантуре пройдут краткосрочные курсы повышения квалификации по епархиальному делопроизводству, по диаконии, по церковно-государственным отношениям, а также курсы для преподавателей тех или иных дисциплин духовных семинарий. С кафедры своим опытом делятся и будут делиться главные специалисты тех предметных областей, о которых идет речь. Кто, скажем, лучше может рассказать о церковно-государственных отношениях, чем те люди, которые отвечают за это в самой Церкви и в государстве?

Общецерковная аспирантура провела уже два полноценных набора на свои основные программы — кандидатскую и докторскую. В 2009 году набор был во многом опытным, требующим изучения ситуации. По его результатам мы составили собирательный образ нашего абитуриента. Опыт первого набора заставил через год отказаться от того, например, чтобы принимать на докторскую программу без экзаменов. Обнаружилось слишком много желающих безосновательно стать обладателем высшей ученой степени в Церкви. Среди них были и те, кто практически никогда не вел серьезной научной работы, не имел печатных пуб­ликаций. Произведя суровый «отсев» уже во время первого набора, через год ученый совет Общецерковной аспирантуры принял решение о приеме только через экзамены на все научные программы. В результате абитуриенты докторской программы в сентябре 2010 года сдавали пять экзаменов, в том числе по новому иностранному и по древнему языку. Все поступавшие писали сочинение на предложенную богословскую тему. Мы должны быть более уверенными, что у нас учатся самые образованные и способные молодые люди, без пре­увеличения, будущее Русской Церкви. В настоящее время в Общецерковной аспирантуре около 120 учащихся, но тех, кто учится небрежно, спустя рукава, мы будем отчислять.

У каждого аспиранта и докторанта в Общецерковной аспирантуре есть научный руководитель (у докторантов — консультант). Его задача — всесторонняя помощь молодому исследователю в подготовке диссертации, овладении методами поиска и обработки научно-богословской информации. Работа с источником (богословским, церковно-историческим, каноническим, литургическим) ставится во главу угла всех усилий аспиранта и докторанта.

Приобретя в процессе изучения избранной темы навыки работы с источником и уже самим фактом проведенного исследования сделав вклад в церковную науку (ученый совет Общецерковной аспирантуры утверждает актуальные и отличающиеся научной новизной темы), аспирант или докторант приобретает необходимую компетенцию для своей профессиональной деятельности на ответственных церковных должностях, требующих оперирования большими объемами информации.

Хочется верить, что хоть часть из тех, кто окончит Общецерковную аспирантуру и докторантуру и защитит свой диссертационный труд, останется потом в науке, то есть своим жизненным призванием сделает служение богословию, церковному просвещению. Слой образованных, высококвалифицированных «академистов» жизненно необходим Русской Православной Церкви. Они смогут быть и экспертами в подготовке важных соборных решений — в той напряженной деятельности, которую в настоящее время осуществляет Межсоборное присутствие.

При выборе научного руководителя Общецерковная аспирантура пользуется широкими возможностями, приглашает для этого ведущих отечественных и зарубежных ученых, как церковных, так и светских. Учебное заведение стремится создать условия для того, чтобы научное руководство не было пустой формальностью, но оказывалось действенным. С его помощью должны воспитываться новые поколения церковных ученых, обладающих всеми необходимыми навыками для самостоятельной научно-исследовательской работы и практического применения ее результатов в своем церковном служении. Первые конкретные итоги исследований аспирантов и докторантов мы заслушиваем на ежегодной научной конференции учащихся нашей духовной школы.

Общецерковная аспирантура создана почти с нуля, и до сих пор коллектив ее штатных сотрудников небольшой. При этом, однако, есть установка на развитие многочисленных контактов с церковным и светским научным миром. Практически все ведущие богословы Русской Православной Церкви стали за два года существования Общецерковной аспирантуры ее внештатными сотрудниками и друзьями: либо прочитав спецкурс для аспирантов, либо выступив с лекцией, либо взяв под свое научное руководство одного из соискателей ученой степени.

В течение прошлого и текущего учебного года подписаны соглашения о сотрудничестве с несколькими ведущими светскими вузами. Общецерковная аспирантура сотрудничает с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российским государственным социальным университетом, Московским государственным лингвистическим университетом, Русской христианской гуманитарной академией и другими университетами. Налаживается сотрудничество и с такими передовыми вузами нашей страны, как РГГУ и Высшая школа экономики.

Для нас важно всестороннее взаи­модействие с гуманитарной наукой и России, и других стран канонической территории Русской Православной Церкви, и зарубежных государств. По примеру существующих в разных странах национальных и международных индексов ведущих научных изданий ученый совет Общецерковной аспирантуры выработал свой аналогичный список. В журналах из этого списка наши аспиранты и докторанты должны опубликовать результаты своих исследований. Мы стараемся установить контакты с редакциями этих журналов.

Подготовлена почва для длительного и регулярного взаимодействия Общецерковной аспирантуры с ведущими университетами Европы. Около двадцати аспирантов, докторантов и слушателей программы повышения квалификации уже прошли в 2009–2010 годах стажировку в Англии, Ирландии, Германии, Швейцарии, Франции. Во время таких поездок, осуществлявшихся при поддержке нашего учебного заведения, учащиеся проходили языковую практику и собирали материалы, необходимые в их научно-исследовательской работе.

И российские, и иностранные ученые, политические деятели, архиереи Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей регулярно становятся гостями Общецерковной аспирантуры. Учащиеся из разных епархий зачастую специально приезжают для того, чтобы задать вопросы гос­тю. Достаточно упомянуть о том, что во время своего визита в пределы Русской Церкви с лекцией в Общецерковной аспирантуре выступил Патриарх Константинопольский Варфоломей.

Особо необходимо сказать об открывшейся осенью 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла магистерской программе Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Магистратура — это тот уровень современного образования, на котором студент постепенно превращается в самостоятельного исследователя. Для послевузовских образовательных уровней (для аспирантуры и докторантуры) очень трудно набирать кадры только из других учебных заведений. Очевидная необходимость готовить своих собственных абитуриентов и принимать лучших выпускников духовных семинарий и побудила к открытию магистерской программы.

Магистратура базируется на государственном стандарте третьего поколения по специальности «теология». Этот стандарт, соответствуя требованиям Болонского процесса, предполагает значительную вариативность в выборе изучаемых дисциплин и, следовательно, приобретаемых в результате их изучения знаний, навыков и компетенций. При этом сформулированы и базовые компетенции, которыми по окончании обучения обладают все без исключения дипломированные магистры теологии (бого­словия).

Создаются предпосылки и условия для того, чтобы часть своего обучения по магистерской программе ­наши студенты проходили либо в одном из европейских университетов, либо в одном из светских вузов нашей страны. В Болонском стандарте, которому следует Общецерковная аспирантура, заложены соответствующие возможности. Речь идет о системе кредитов, или зачетных единиц. Студент за время обучения по магистерской программе должен набрать 120 таких кредитов. При этом до половины зачетных единиц он может получить в другом вузе.

В Общецерковной аспирантуре действует девять кафедр, из них семь являются выпускающими, то есть по ним могут специализироваться студенты, аспиранты и докторанты. Это кафедры богословия, библеистики, внешних церковных связей, истории, управления и канонического права, церковно-практических наук, церковных искусств и археологии. Фактически предметы и направления этих кафедр охватывают так или иначе всю церковную науку, поэтому поступающий в Общецерковную аспирантуру может выбрать любую тему.

Следует отметить высокую квалификацию заведующих кафедрами (как, впрочем, и всех как штатных, так и внештатных сотрудников учебного заведения). Из девяти заведующих семь имеют степень доктора (западную PhD или российскую светскую), еще двое работают над докторской диссертацией. Без ученой степени к работе в Общецерковной аспирантуре допускаются только преподаватели иностранных языков и практических дисциплин на курсах повышения квалификации.

Важно уже в ближайшие годы добиться, чтобы ученые степени, которые будет присуждать диссертационный совет Общецерковной аспирантуры и докторантуры, признавались Российским государством. Диплом, имеющий государственный статус, будет в свою очередь признаваться и за рубежом, что опять же облегчит академический диалог со всеми научно-богословскими христианскими центрами мира. И самое главное: церковный ученый перестанет себя чувствовать изгоем в научно-образовательном пространстве своей собственной страны.

Общецерковная аспирантура, будучи по своему официальному статусу духовной школой, имеет еще одну отличительную особенность: лица женского пола принимаются в нее наравне с мужчинами. И если в духовных семинариях и академиях девушки могут поступать только на иконописное или регентское отделения, то в Общецерковной аспирантуре подобных ограничений не существует. Это свидетельствует в пользу важности роли женщин в современной церковной жизни, ведь они могут проявить себя на самых разнообразных поприщах: не только в качестве регентов, участниц церковных хоров, иконописцев и матушек, но и на научно-богословском поприще как ответственные сотрудницы синодальных и епархиальных учреждений.

Особое внимание Общецерковной аспирантуре уделяет инициатор ее создания и председатель наблюдательного совета духовной школы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В конце первого учебного года Общецерковной аспирантуры, в мае 2010 года, Патриарх встретился с учащимися, лично проведя беседу с каждым из них. Для размещения учебного заведения Святейшим было определено Черниговское патриаршее подворье, находящееся в самом центре первопрестольного града, в 600 метрах от Московского Кремля.

На Черниговском подворье уже действует отремонтированный летом 2010 года небольшой учебно-административный корпус. 15 декабря 2010 года во время актового дня Общецерковной аспирантуры состоялось его торжественное освящение, на котором присутствовали как учащие, так и учащиеся.

Академический храм Общецерковной аспирантуры — один из самых древних в Москве. Он посвящен святому праведному пророку и Крестителю Господню Иоанну. Здесь за каждым богослужением возносится молитва «о зде начальствующих, учащих и учащихся». Сейчас ведется ремонт храма, в подклете которого будет располагаться актовый зал Общецерковной аспирантуры. Идет подготовка по реставрации здания странноприимного дома по улице Пятницкой, в котором разместятся кафедры, дополнительные учебные аудитории и жилые комнаты.

Да благословит Господь сей вертоград наук, который да принесет пользу Церкви Христовой и народу Божиему через образованных, грамотных и высококультурных пастырей!

 

СПРАВКА

По состоянию на март 2011 г., в Общецерковной аспирантуре учатся 119 человек, из которых 77 являются клириками Русской Православной Церкви. Среди аспирантов три архиерея, из которых один архиепископ и два епископа. Кроме того, один учащийся является клириком Русской Православной Старообрядческой Церкви. В аспирантуре также проходит курс обучения один слушатель католического вероисповедания.

Московскую епархию представляют 15 священнослужителей, при этом десять человек несут свое служение в городе Москве, а пять — в Московской области. Помимо этого, в Общецерковной аспирантуре учатся представители Санкт-Петербургской митрополии — пять человек, Калужской епархии — пять человек, Минской епархии — четыре человека, Екатеринодарской епархии — три человека.

Некоторые учащиеся, клирики Московского Патриархата, несут свое служение за рубежом. Так, в Грузии, Египте и Италии на ниве Христовой трудится по одному священнослужителю.

Кроме того, в Общецерковной аспирантуре проходят обучение 42 мирянина, в том числе четыре женщины.

На данный момент в Общецерковной аспирантуре открыты девять кафедр:

- кафедра библеистики,

- кафедра богословия,

- кафедра внешних церковных связей,

- кафедра истории,

- кафедра управления и канонического права,

- кафедра церковно-практических наук,

- кафедра церковных искусств и археологии,

- кафедра древних и новых языков (невыпускающая),

- кафедра философии (невыпускающая).

Больше всего аспирантов учится на кафедрах богословия (29 слушателей) и истории (14 слушателей). Более подробную информацию можно узнать на сайте www.doctorantura.ru.

28 марта 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00