Митрополит Калужский и Боровский Климент: Рождественские чтения — это свидетельство глубокого интереса к проблемам духовно-нравственного образования и жизненной необходимости его развития

ЦВ № 3 (352) февраль 2007 / 14 февраля 2007 г.

http://www.e-vestnik.ru/church/mitropolit_kaluzhskiy_i_1105/

митрополит Калужский и Боровский Климент

Рождественские чтения — это свидетельство глубокого интереса к проблемам духовно-нравственного образования и жизненной необходимости его развития, о чем просто и кратко сказал А.С. Пушкин: «Знать Россию — это знать ее тело, ее душу и ее дух. Знать ее историю, географию, статистику, ее словесность и искусство, ее веру».
За 15 лет этот крупнейший в России форум стал для многих школой, дающей возможность приобщения к огромному опыту православной культуры, открытия для себя высших ценностей человеческого бытия, которые должны лежать в основании любой системы образования.
Это время развития сотрудничества Русской Православной Церкви и Министерства науки и образования России, богословов и специалистов в области светской науки, пастырей и тех, кто служит, оберегая Родину, поддерживает правопорядок, заботится о здоровье людей, сохраняет и развивает культуру. Проводимые в рамках Рождественских чтений конференции, круглые столы и семинары способствуют развитию во многих регионах разных форм взаимодействия Церкви с системой школьного образования в области духовного просвещения. Само возникновение этого соработничества является естественной реакцией народного организма, стремящегося к сохранению в жизни общества христианской нравственности и возрождению духовных традиций. Поэтому представители всех слоев и групп нашего общества обращаются к Церкви в поисках духовной опоры, все яснее понимая, что без нее невозможно ни жить, ни творить будущее нашего Отечества.
Россия нуждается в одухотворенных гражданах, умеющих грамотно использовать гуманитарный потенциал, суммарный опыт исторического развития народа.
Нравственная, интеллектуальная и творческая личность, образованная и воспитанная на базе отечественных педагогических и научных традиций, в отличие от нефти и газа, — неисчерпаемое богатство, вложение в которое с лихвой компенсирует и исчерпание природных ресурсов, и изменения конъюнктуры цен на ресурсы на мировом рынке.
Современное общество ориентируется почти исключительно на научное знание, однако сегодня стало очевидным, что этого недостаточно для решения надвигающихся на человечество глобальных кризисов. Настало время для нового осмысления важности мировоззренческого знания, базирующегося на истинах Откровения.
Действительно, разрешение подобных проблем невозможно без оздоровления духовного и нравственного состояния человека, без укрепления семьи. Борьба с детским сиротством и распространением наркотиков, защита общества от наплыва порнографии, пропаганды насилия и жестокости в средствах массовой информации только тогда будет эффективной, когда будет опираться на восстановление христианских норм в общественных отношениях и нравственности.
В связи с этим мы обращаемся к руководству Министерства науки и образования с предложением об объединении усилий по введению в образовательные программы основ духовной культуры и этики.
Будущее любой страны во многом решается за школьной партой. Надо иметь мужество каждому из нас спросить себя: кто завтра будет созидать Россию? Духовно и интеллектуально возрастающая нация или духовно опустошенный народ, для которого деньги важнее чести, совести, у которого нет понятия любви к ближним, к Родине. Не ответив на это, бессмысленно проводить бесконечные реформы образования. Именно поэтому мы сегодня прежде всего должны поставить вопрос о том, как спасти наших детей, сделать их невосприимчивыми ко злу и способными творить добро. А этого можно достичь одним единственным способом — дать воспитание, основанное на духовных корнях жизни государства и его народа.
Образование, из которого исключено слово о Боге, дающее знания о природе и социальном мире, не дает познания внутреннего мира человека, то есть мира свободы от греха, мира нравственного. Для молодого человека нравственный закон без веры в Бога становится моралью, а мораль в таком случае воспринимается как отвлеченная, абстрактная категория.
Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики, следует сказать, что школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребенке гражданина Великой России, укорененного в ее истории, вере и культуре. Без этого сами по себе знания могут обернуться против страны, которая дала образование.
Следует признать социально опасным утверждение, что средняя школа должна соответствовать нуждам рыночной экономики. Образование не может и не должно являться придатком экономики, главной целью обучения должен быть нравственный и интеллектуальный рост учеников.
При несомненной важности поддержания на должном уровне высшей школы как научно-образовательного учреждения, все же именно средняя школа должна быть признана государством базовым и ключевым образовательным институтом, определяющим культурный, нравственный и интеллектуальный уровень всего народа. Государство обязано сделать все, чтобы среднее учебное заведение могло дать ученику глубокие знания широкого спектра дисциплин, практические навыки и навыки саморазвития, что позволит сформировать самостоятельную личность, способную найти достойное место в быстро меняющемся мире.
В связи с этим в школьном образовании обучение, основанное на усвоении специальных научных знаний, должно быть дополнено элементами мировоззренческих знаний, в основе которых лежит система духовных ценностей. И при всем понимании светского характера нашего государства нужно ясно отдавать себе отчет, что в вопросах формирования мировоззрения, особенно при изучении теорий происхождения жизни на Земле и процессов развития человечества, религиозный фактор является не менее важным, чем научный. Да и какая наука может доказать, как зарождалась жизнь на Земле тысячи лет назад? Поэтому Православная Церковь не может оставаться в стороне от процесса формирования системы духовно-нравственных ценностей в специальных, особенно в естественных, дисциплинах.
Современный кризис образования проявляется прежде всего в том, что школа все более обособляется от других институтов общества. И в первую очередь, от родителей и семьи, откуда в нее пришел ученик и где ожидают, что школа будет способствовать не разрушению, а созиданию семейных и родовых ценностей, будет учитывать волю родителей, их духовные и мировоззренческие предпочтения. В то же время школа обособилась от научной среды, которая по своему положению должна определять содержательную и методическую стороны образования. В результате в школе появляются низкокачественные учебники и учебные пособия, далекие от истинных научных знаний и практики.
В России необходимо построить систему воспитания и обучения на принципах нравственного просвещения, создать школу, которая станет центром воспитания просвещенной нравственной нации и вернет себе позиции лучшей интеллектуальной школы мира.
Возникает вопрос: можно ли выстроить духовно-нравственное воспитание в нашей стране вне опыта православной педагогики? Считаем, что практически это невозможно. Потому, что нравственность вне ее духовных корней невозможна. Более того, без духовного фундамента мы не сможем даже говорить с учениками о нравственности. Об этом немало пишут отечественные и зарубежные педагоги. Этот вопрос обсуждался и на заседании Общественной палаты, и она считает, что «духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, ответственного и безопасного поведения школьников». Реальной каждодневной задачей государственной и общественной школы в связи с этим должно стать выстраивание образования и воспитания на ценностях евангельской этики и морали, систематическое духовно-нравственное совершенствование подрастающего поколения в духе отечественных традиций.
Мы просим Министерство науки и образования признать культурологическую значимость преподавания духовной культуры и этики во всех школах страны, и чтобы в федеральном стандарте была образовательная область «Духовно-нравственная культура и этика». Непонятны попытки заменить предмет, дающий нравственные и этические установки поведения подрастающего поколения, на преподавание истории религий, в том числе и тех, которые никогда не были духовной основой нации. И здесь возникает вопрос, почему, когда мы говорим о введении ОПК, нам отказывают, ссылаясь на права меньшинства, и при этом забывают, что и у большинства тоже есть право изучать свою духовную культуру.
Мы предлагаем в сфере образования и науки идти по пути не противостояния, а синтеза двух типов двух типов познания — пути разума и пути веры. Вспомним, сколько сделал М.В. Ломоносов, чтобы прославить отечественную науку. И был глубоко верующим человеком. Он писал, что «наука и религия суть две сестры, и одна без другой существовать не могут». Бог дает нам разум, и от нас требуется использовать его наилучшим образом.
Большое значение для воспитания подрастающего поколения имеет личность учителя. Из современной возрастной психологии известно, что с поступления в школу, то есть с семи или даже шести лет, у ребенка меняются авторитеты. Место родителей в значительной степени замещает учитель. Сам образ учителя вызывает у ребенка доверие. Ребенок, придя из школы домой, начинает говорить маме: «А мне так учительница сказала». Тот, кто дает знания об окружающем мире, становится и нравственным авторитетом. Если учитель подаст пример безнравственности, если слово его расходится с делом и жизнь не является образцом для подражания, то привести это может к цинизму в мировоззрении его учеников. Просто проявленные учителем несправедливость или жестокость могут вызвать у ученика такую нравственную травму, последствия которой будут сказываться всю жизнь.
Духовно-нравственный потенциал российских учителей еще достаточно высок, несмотря на разрушительные процессы последнего пятнадцатилетия. Но достойный многовековых традиций российской педагогики учитель должен иметь достойные условия труда и жизни, быть в центре внимания государства и общества.
Не менее важным и весьма полезным представляется организация школы продленного дня, в которой после обеда уроки приобретают более вольную форму, проходя в школьных технических и художественных мастерских, лабораториях, актовых и спортивных залах. Крайне важно, чтобы была предоставлена возможность творческого развития для всех учащихся, а не только из обеспеченных семей, имеющих возможность оплачивать внеклассное обучение своих детей.
Данный вопрос имеет особую актуальность, поскольку жизнь современной семьи зачастую устроена таким образом, что родителям физически не хватает времени для общения с детьми. Чада остаются предоставленными сами себе, будучи вынуждены самостоятельно искать себе занятие, дабы развлечь свою праздность, и, таким образом, по известной пословице, праздность становится матерью пороков. Здесь необходимо и нашим приходам выходить на новый уровень работы с молодежью, не только в рамках воскресных школ после службы в воскресенье, но и в другие дни, создавая при приходах кружки творчества.
Несомненно, самая главная проблема, которая является угрозой для будущего нашей страны, — это кризис российской семьи. Святейший Патриарх Алексий II, оценивая состояние общества, сказал: «Первопричина всех бед и несчастий, постигших современный мир, коренится в человеческом сердце. Только одухотворенный верой мир начинает жить полноценной жизнью, а человек обретает истинный смысл своего существования и способность к самоотверженной созидательной деятельности».
В условиях глобального демографического кризиса общество обращает свои взоры на Церковь как на одну из немногих сил, способных встать на пути распада традиционных общественных отношений и связей, чреватых постепенным вымиранием нации.
Фундамент семьи закладывается с самого рождения будущих супругов, так как именно в семье ребенок усваивает правила взрослой жизни. В наши же дни ребенок часто воспринимает отрицательный опыт — безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих, растлевающую теле- и видеопродукцию, демонизированные компьютерные игры и т.п. Все это оказывает тлетворное воздействие и на самого ребенка, на его будущую семью, на его потомство.
Сегодня даже крепкие, счастливые семьи направляют все свои силы на достижение любыми средствами земного благополучия, оставляя в пренебрежении самое главное — любовь, евангельскую веру и жизнь по этой вере. В этих семьях вырастают эгоисты с потребительскими взглядами на жизнь, чуждые духовной жизни и нравственных устоев, основанных на вере и любви.
Здоровая семья является ключевой, фундаментальной ценностью для нормальной жизнедеятельности общества и государства, в частности, для позитивного демографического развития. Но в современном мире супружество рассматривается как нечто архаичное, ограничивающее свободу человека. Вместо освященного Церковью брака допустимыми считаются такие отношения между людьми, которые воспринимаются с позиций христианского мировоззрения постыдными и аморальными, растлевающими личность.
Сегодня мы все заинтересованы в созидании социальной и экономической стабильности, построении гражданского общества, живущего в атмосфере мира и взаимоуважения. В связи с этим, думается, что Церковь, власть и институты гражданского общества должны быть соработниками и партнерами на этом поприще, ибо у нас общие задачи.
Печатается в сокращении


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011