Плоды благословенного труда

1 марта 2011 г.

http://www.e-vestnik.ru/church/iuliania_sokolova_1602/

30 лет назад ушла из жизни монахиня Иулиания, в миру Мария Николаевна Соколова, крупнейший русский иконописец XX века. Служение монахини Иулиании можно назвать уникальным, поскольку во многом благодаря ей возродилась иконописная традиция, прерванная в богоборческие годы. Значительную часть своей жизни матушка провела в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Здесь она основала иконописную мастерскую, которая стала alma mater для нескольких поколений современных иконописцев. В Московской духовной академии особо чтят память матушки. Ежегодно в день кончины монахини Иулиании, 16 февраля, в Покровском академическом храме совершается панихида. В этом году ее отслужил заведующий Иконописной школой игумен Лука (Головков), вместе с ним об упокоении приснопамятной рабы Божией молились учащиеся Иконописной школы и насельники Троице-Сергиевой лавры. Своими воспоминаниями о подвижнической жизни матушки Иулиании с читателями «Церковного вестника» поделилась ученица матушки и ее внучатая племянница Наталья Алдошина.

Монахиня Иулиания на протяжении шестидесяти лет занималась иконописью. Можно сказать, именно она возродила икону в Русской Церкви. В то время, когда Церковь была гонима, когда было так тяжело, так страшно жить. Это было подвигом. Монахиня Иулиания всей своей жизнью, подвижническим трудом, глубокой верой являла пример того, каким должен быть иконописец.

Духовным отцом монахини Иулиании был московский старец праведный Алексий Мечёв. Его окормление определило весь творческий и жизненный путь подвижницы. Можно сказать, что община, которая сложилась на Маросейке вокруг отца Алексия Мечёва, в миниатюре отражала жизнь всей Русской Церкви во время гонений.

Одной из самых ценных работ матери Иулиании является создание в 1928 и 1929 годах зарисовок и копий древних фресок Новгорода, Пскова, Вологды во время путешествия по северным городам и закрытым монастырям. Некоторые из этих ансамблей (такие, как церковь Успения на Волотовом поле, церковь Спаса Преображения на Нередице) уже не существуют, поэтому работы матушки являются бесценными свидетельствами и представляют большой интерес для изучения данных памятников. Монахиня Иулиания сумела осознать необходимость сохранения и развития древних традиций иконописи, твердо сохранить веру в то, что это не должно умереть.

Особое место в ее творчестве занимает иконография русских святых. В конце 20-х — начале 30-х годов она по благословению святителя Афанасия, епископа Ковровского, углубленно работает над иконой «Всех святых, в земле Русской просиявших». Впоследствии ею было создано несколько икон этой новой иконографии.

Святитель Афанасий (Сахаров) был глубочайшим знатоком литургики и русской агиологии. Несомненно, их творческое содружество с матушкой содействовало углубленному пониманию и выражению иконографическими средствами смысла и значения подвига русских святых, пронизанного любовью к Богу, своему Отечеству и народу.

В 1946 году была вновь открыта Троице-Сергиева лавра. Монахиня Иулиания получила приглашение от наместника лавры архимандрита Гурия (Егорова) для участия в восстановлении древней обители. На этом поприще в полной мере раскрылось ее художественное дарование. С этого времени начался основной период в ее творческой жизни. Роспись Серапионовой палаты (посвященная житию Преподобного Сергия Радонежского), выполненная в 1949 году, открывает перечень крупных работ этого периода.

С 1955 по 1957 год в Троице-Сергиевой лавре в храме Преподобного Сергия наместником Пименом (Извековым) были устроены два боковых придела во имя преподобного Серафима Саровского и во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Монахиня Иулиания выполнила проект иконостасов и написала все иконы для обоих приделов.

К сожалению, на протяжении всей своей жизни монахиня Иулиания сталкивалась с непониманием в церковной среде духовной ценности изобразительного языка древней иконы. Подчас отдавалось предпочтение живописным изображениям. Для утверждения иконописных традиций именно в лавре Преподобного Сергия, среди братии монастыря, среди будущего духовенства, в 1958 году она организует иконописный кружок в стенах Московской духовной академии. Монахиня Иулиания создала свою программу и метод обучения иконописанию. Она подготовила письменный труд по технике иконописи с последовательным изложением этапов работы. Монахиня Иулиания руководила иконописным кружком в течение 23 лет.

В 1990 году при Московской духовной академии создана первая в стране иконописная школа. Образы, написанные матерью Иулианией, и метод ее обучения легли в основу программы школы.

Нужно отметить, что реставрационные работы, которые проводились во всех храмах лавры до 1980 года, осуществлялись под руководством матушки и при ее непосредственном участии.

Сейчас уже невозможно с точностью сказать, сколько было написано ею икон, даже трудно установить, где многие из них находятся. Монахиня Иулиания всегда откликалась на бесконечные просьбы желающих иметь иконы ее письма. Они находятся в разных монастырях, храмах и у частных лиц.

Труды монахини Иулиании высоко оценены священноначалием Русской Православной Церкви. В 1970 году она была награждена Святейшим Патриархом Алексием I орденом князя Владимира III степени. В 1975 году Святейшим Патриархом Пименом — орденом князя Владимира II степени, а в 1980 году — орденом Преподобного Сергия Радонежского.

До последних дней жизни монахиня Иулиания неустанно трудилась. 16 февраля 1981 года последовала ее блаженная кончина. Чин погребения совершался в лавре в храме Преподобного Сергия. Первым простился с покойной Святейший Патриарх Пимен. Похоронена монахиня Иулиания на кладбище микрорайона «Семхоз» в Сергиевом Посаде.

Отец Иоанн Крестьянкин говорил: «О монахине Иулиании надо и должно вспоминать не как об иконописце только, но как о человеке-христианине, жившим Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси…»


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011