Епископ Бронницкий Феофилакт: Мы должны любить молодежь, как садовник любит свой сад

ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 / 22 января 2009 г.

http://www.e-vestnik.ru/church/bronnitskij_feofilakt_0109/

Сергей Чапнин

Что такое православные молодежные организации, каковы их задачи и смысл существования? В какой помощи от священноначалия они нуждаются? Своими размышлениями о вопросах миссии к молодежи поделился с ответственным редактором газеты «Церковный вестник» епископ Бронницкий Феофилакт, председатель комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете г. Москвы.

— Ваше Преосвященство, вы служили во многих московских храмах. Заметна ли там молодежь?

— Я с радостью могу сказать, что в Москве не нашел храмов, где не было бы молодежи. Молодежь молится, трудится на разных послушаниях, служит в алтаре, поет на клиросе, помогает и за свечной лавкой.

Меня особо впечатляет, что в Москве очень много смелых молодых людей, которые могут не просто прийти в храм, они могут говорить в своей среде о церковной жизни так же естественно, увлеченно, интересно, как если бы говорили о поездках, встречах среди своих знакомых. Эта смелость, на мой взгляд, дает нам возможность заниматься молодежной миссией и молодежным служением.

— Недавно журнал «Встреча» осуществил попытку создать каталог православных молодежных организаций и общин. Не все организации, естественно, в него вошли. Задача оказалось сложной — некоторые организации не имеют формального статуса и больше напоминают объединения друзей. Ставите ли вы перед собой задачу создания полного перечня православных молодежных организаций, приходских инициатив?

— Я имел счастливую возможность встречаться со многими молодежными организациями, общаться с их участниками. На меня произвели впечатление ребята, которые трудятся в Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Довелось познакомиться и с некоторыми певческими коллективами.

Опыт показывает, что многие объединения уникальны, каждое из них занимается своим делом, имеет свои особенности. Одни организации имеют немалый многолетний опыт в миссионерстве, оказании адресной помощи, в других трудятся замечательные специалисты. К примеру, психологи, помогающие молодым людям в решении психологических проблем в семье, в учебном заведении, на работе, где юноши и девушки делают свои первые самостоятельные шаги. И такая поддержка востребована и нужна.

Если говорить о нашей комиссии, то ее задачи — помогать молодежным организациям, консолидировать и упорядочивать их деятельность. Очень важно, чтобы комиссия тесно взаимодействовала со всеми организациями, чтобы мы могли отчетливо знать, какие силы можно употребить в разных ситуациях. Кроме того, на нас лежит ответственность по накоплению и обобщению опыта. Очень важно составить перечень молодежных объединений, постоянно обновлять его. Такой начальный перечень сегодня уже есть, в нем более 30 организаций — это, как правило, те, что существуют на протяжении уже нескольких лет, имеют определенный опыт, выпуск, если это учебные заведения.

В планах нашей комиссии — создание своего собственного медиа-пространства, такой открытой дискуссионной площадки, где православная молодежь могла бы встречаться, обмениваться своими мнениями, обсуждать насущные проблемы. И конечно, самое главное — не только высказывать свое мнение, а искать правильное определение, решение или понимание тех или иных проблем, как внутрицерковных, так и внешних.

— Разработка интернет-проектов такого рода — задача достаточно сложная. Но даже когда проект создан, огромную роль играют в его работе модераторы, которые направляют дискуссию, задают темы для обсуждения. Можете ли вы рассказать подробнее о том, как будет происходить оформление медиа-пространства? Кто будет этим заниматься?

— Мы еще только начинаем работать. Я хотел бы пригласить к сотрудничеству тех, кому интересна подобная деятельность и кто имеет опыт, чтобы мы, объединив наши усилия, смогли создать такую площадку. На последнем заседании руководителей и членов комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете я уже дал поручение найти в московских молодежных православных организациях ребят с инициативой и с умениями профессионального использования интернет-пространства для создания расширенного состава редакционной коллегии. Сама концепция этого портала и его наполнение — тема для предстоящих обсуждений. Надеюсь и на сотрудничество с молодежным приложением «Церковного вестника».

— В последнее время проходят достаточно острые дискуссии о том, что такое православные молодежные объединения. Существуют очень разные подходы к их определению. Понятно, что новый «комсомол» создавать не следует, и единая организация, скорее всего, не имеет смысла. Но как все-таки можно объединить православную молодежь?

— Объединения, прежде всего, должны давать молодому человеку уверенность в том, что он не одинок. В современном мире очень остро стоит проблема одиночества и убежденности, что до тебя нет никому дела. Это заблуждение сталкивает очень многих молодых людей в пропасть. Встречаться с близкими по духу и вере людьми, узнавать и видеть на опыте, что твое одиночество может, в конце концов, уступить место общению, дружбе, помощи — это очень важно. На мой взгляд, православные молодежные объединения создаются именно для этого.

Очень важны совместная молитва, совместное участие в богослужениях. Какие бы интересные, яркие площадки для встреч ни создавались, — если на них отсутствует совместная молитва, то не будет и основания, которое могло бы скрепить молодежь. В наступившем году нами намечено проведение совместных богослужений, «молодежных» богослужений, во время которых поют молодежные хоровые коллективы, ребята участвуют в богослужении, пономарят. Действительно, труд и молитва во многом объединяют людей. Мы стремимся к тому, чтобы все мы были объединены вокруг чаши, вокруг престола. А если все наши встречи не приводят к храму, не приводят к реальной духовной жизни, воплощенной в таинствах, то все эти усилия могут быть тщетными.

— Практика «молодежных» литургий — новое и пока малозаметное явление. Как часто они могут быть, и будет ли это происходить где-то в одном храме или в разных местах? Как молодежь узнает о том, что можно принять участиве в такой литургии?

— Я думаю, что окончательно решение о богослужениях для православной молодежи Москвы будет принято после благословения и утверждения Предстоятелем нашей Церкви. Мы планируем, что это произойдет 15 февраля, в день празднования Сретения Господня, который является Днем православной молодежи. На этот день планируется встреча с Патриархом участников и руководителей молодежных организаций.

Богослужения для молодежи регулярно осуществляются в Патриаршем молодежном Центре при Даниловом монастыре. Конечно, мы будем их продолжать, и, наверное, не только в одном храме. Как показывает практика, эти богослужения не только утешают самих молодых людей, но еще каким-то особенным, удивительным образом действуют на постоянных прихожан. Видя в молодых людях, собирающихся в храме, свою неиспользованную или неправильно истраченную молодость, которая прошла вдалеке от храма, они находят внутреннее удовлетворение, надежду на продолжение традиций, обретают замечательное воплощение отеческой веры.

— Молодежные организации очень разные. Одни объединяют 10 человек, другие — 300 и более. Очень сложно найти общий подход к работе с ними. Вы будете ориентироваться только на большие группы или будете стараться привлекать и маленькие неформальные объединения? Или главное — это молодежь как таковая?

— Конечно, вы совершенно правильно сказали: главное — это молодежь как таковая. Для нас принцип очень простой, евангельский. Господь говорит: где двое или трое собрались во имя Мое, — там и Я среди них. Наше служение и забота должны быть посвящены именно таким объединением молодежи. Я надеюсь, что в нынешнем году у нас выстроится система таких взаимоотношений. Это будут и учебные заведения. С ректорами некоторых из них мы уже договорились о встрече. Есть крупные организации, например, «Молодая Русь». У нас есть план работы на 2009 год, где мы предлагаем им не только участвовать в совместных акциях и форумах, но и помочь нам своими ресурсами и опытом.

— Существует такое понятие — «молодежное служение». Пока у этого термина наполнение скорее теоретическое. Нужно ли разрабатывать какую-то программу по развитию молодежного служения? Возможна ли разработка практических программ на три-пять лет? Очень важно оформить некий концептуальный документ, формулирущий цели и задачи в рамках Москвы. Планируете ли вы это делать? Или теоретическая работа, на ваш взгляд, не очень важна, а главное — практика?

— На самом деле, важно и то и другое. Сейчас подобные программы уже есть. Среди тех форумов, мероприятий, которые были запланированы, многие существуют не один год. Наверное, сегодня самое важное для комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете — помочь молодежным организациям, особенно тем, которые активно трудятся и имеют большой потенциал, обрести твердую почву под ногами. Включая и решение финансовых вопросов, вопросов территориального размещения. Свои цели и задачи мы видим прежде всего в восстановлении прочного, долгосрочного диалога с государственной властью, с муниципалитетами — чтобы оказывать всяческую поддержку деятельности этих молодежных организаций. Ведь если нет помещений, нет стабильного финансирования, говорить о каких-то перспективах сложно.

— Говоря о финансировании, вы имеете в виду поддержку конкретных инициатив из консолидированного бюджета или на основе грантов?

— Несомненно, это будет грантовая система. Мы уже провели ряд встреч в Общественном совете Центрального федерального округа и запланировали в новом году несколько совместных мероприятий, которые будут проводиться под патронажем Совета по делам молодежи. Кроме того, возможно привлечение меценатов, благотворительных средств.

Вы затронули один из острейших вопросов о том, что многим молодежным объединениям просто негде встретиться. Значит ли это, что вы будете побуждать приходы, если у них есть возможность, выделять для этой цели помещения? Бывает, даже если молодежная группа при храме и создана, настоятель далеко не всегда воспринимает ее работу как дело прихода.

— На любого настоятеля, который сегодня возглавляет ту или иную общину, возложена не только ответственность за совершение богослужений, но в большей степени и та ответственность, о которой говорит Христос: «идите и научите», и потом уже крестите. Это «идите и научите» мы должны делать вместе. Епархиальный Совет города Москвы готов оказывать самое широкое содействие в диалоге с настоятелями.

— Вы упомянули о том, что 2009 год объявлен Указом Президента Годом молодежи. Государственная власть разных уровней готовится сделать акцент на молодежной работе. Существуют ли планы более широкого сотрудничества с московским правительством и с административными округами по проведению совместных молодежных мероприятий?

— Как правило, те, кому доверена государственная, муниципальная и прочая власть, всегда готовы к сотрудничеству. Наша задача — правильно сформулировать то, что мы хотим, и совершенно точно показать цели и задачи.

В Москве в этом году пройдет несколько совместных молодежных мероприятий. Одно из самых ярких мы планируем провести под патронажем Правительства Московской области в день памяти святых Петра и Февронии, День любви, семьи и верности. Мы также проведем традиционный форум «Вера и Дело», пасхальные фестивали, «Георгиевские игры», детско-юношеские спортивные игры — также с поддержкой администрации города.

Для нас самым важным источником общения является богослужение. Но прежде чем человека привести к храму, мы должны свидетельствовать о собственной вере, о нашем образе жизни. И это та самая точка соприкосновения, которая может быть использована в любом сотрудничестве — показать тот образ жизни, который может вести человек, и при этом быть совершенно счастливым.

— Молодежь постоянно меняется. Взрослея, мы утрачиваем тонкое восприятие молодежи. Нам кажется: наверное, она такая же, как десять лет назад. Но сегодняшние старшие школьники, студенты не видели тех фильмов, не читали тех книг, у них другие кумиры, им навязали совершенно другие ценности... Существует ли, на ваш взгляд, проблема нашего восприятия молодежи?

— Конечно, существует. И говорить о том, что этого нет — значит, говорить неправду. Вы очень точно определили, что мы живем совсем в другое и социальное, и политическое, и культурное время — время, которое очень резко отличается от того, что было даже десять лет назад. Я думаю, что в общении с молодыми людьми можно употреблять разные методы — от жесткого нравоучения и декларации тех или иных требований до совершенно либерального, свободного отношения. Но самое главное, что должно быть и в том и в другом случае — мы должны как садовник любить свой сад, независимо от того, что одно дерево в этом году плодоносит, а второе нет. Мы должны одинаково любить и одно, и второе, иначе этот палисадник может превратиться в пустыню.

Как только мы отнесемся с непраздным интересом к тем проблемам, которыми сейчас живет этот молодой человек, эта девушка, — мы сделаем самое большое, что можем сделать.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011