iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Церковь
10 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Церковная собственность: правовое регулирование

19 ноября Государственная дума Российской Федерации приняла закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Он устанавливает единый порядок передачи имущества религиозным организациям. Теперь Русская Православная Церковь может получить храмы и другие объекты недвижимости в собственность на безвозмездной основе.

Этот закон — попытка государства выполнить взятые на себя еще в 1996 году международные обязательства по возвращению имущества религиозным организациям. Тогда при подаче заявки на вступление в Совет Европы Россия (согласно пп. xii п. 10 Заключения ПАСЕ) обязалась «в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций». Тем самым Российская Федерация дала адекватную правовую оценку фактам конфискации имущества  религиозных организаций советской властью.

Однако Русская Православная Церковь не требует от Российского государства возвратить всё имущество, которое принадлежало Церкви до его национализации. Речь не идет о реституции.

Тем не менее закон, регулирующий передачу имущества религиозным организациям даже в весьма ограниченном объеме, стал объектом жесткой критики со стороны представителей музейного сообщества, вызвал волну полемики в СМИ.

В отношении закона высказывались опасения, что он допускает возможность изъятия из государственной собственности особо ценных объектов культурного наследия; что он не предусматривает механизмов контроля за сохранностью и целевым использованием объектов культурного наследия, передаваемых религиозным организациям; что он может ограничить доступ широкого круга граждан к объектам культурного наследия.

В процессе обсуждения закона представители Русской Православной Церкви неоднократно пытались убедить его противников в том, что их опасения напрасны. Так, на парламентских слушаниях по обсуждению закона, состоявшихся 15 сентября 2010 года в Государственной думе, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, в частности, сказал, что «все здания, которые находятся в собственности религиозных организаций или в их пользовании, открыты для посещения любым людям», при соблюдении последними определенных правил, точно так же, как при посещении музеев необходимо следовать некоторым общепринятым нормам поведения.

В проект закона были внесены поправки, учитывающие интересы музейного сообщества. В частности, более четко прописаны обязательства религиозных организаций, касающиеся содержания памятников культуры, условий доступа к ним, порядка и сроков проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по их сохранению. Не ставится также и вопрос о передаче в собственность религиозных организаций музейных коллекций, они могут быть переданы только в безвозмездное пользование. «То есть озабоченность, которую высказывали многие представители культурного сообщества, встретила достойный ответ. Очевидно, что религиозные общины должны заботиться о сохранении памятников культуры и будут это делать, как они это делают до сих пор», — пояснил председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Следует отметить, что подобные нормативно-правовые акты уже приняты в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. Лишь на Украине в настоящее время проект закона, аналогичный российскому, еще только обнародован для обсуждения. Украинский законопроект «О возвращении культовых зданий религиозным организациям» призван урегулировать процесс передачи культовых сооружений в собственность религиозным организациям, чтобы восстановить их права, нарушенные в СССР.

Новый российский закон, по мнению экспертов, восстанавливает элементарную человеческую справедливость по отношению к религиозным организациям, которые в результате декретов советской власти были ограничены в правах. Он может способствовать формированию новой материально-хозяйственной базы для активизации социального служения Русской Православной Церкви в современном обществе.

10 декабря 2010 г.
Ключевые слова: имущество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00