Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Временное высшее церковное управление на Юге России в 1919–1920 годах Творческое воплощение достижений Поместного Собора 1917–1918 годов началось сразу же после того, как его прервали большевики. Ведь далеко не вся Россия тогда контролировалась красными. Уже в мае 1919 года в Ставрополе, несмотря на отсутствие связи с Патриархом и Высшим Церковным Советом, состоялся Юго-Восточный русский церковный Собор. В его задачу входила организация временной высшей церковной власти на территории Юга России, занятой вооруженными силами армии генерала Деникина. PDF-версия
28 декабря 2018 г. 08:50
На пресс-конференции в Храме Христа Спасителя подвели итоги Архиерейского Собора В Храме Христа Спасителя состоялась пресс-конференция, участники которой назвали основные итоги Архиерейского Собора, проходившего в Москве с 29 ноября по 2 декабря.
2 декабря 2017 г. 22:25
Состоялась третья секция конференции ПСТГУ «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» В рамках Международной научной конференции «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» состоялась секция «Поместный собор как итог синодальной эпохи».
15 ноября 2017 г. 20:13
Священный Синод образовал новую епархию, подвел черту под важным подготовительным этапом к Архиерейскому собору и принял ряд ключевых кадровых решений На состоявшемся вчера, 24 декабря, заседании Священный Синод подвел черту под подготовкой к запланированному на 2 – 3 февраля 2016г. Архиерейскому собору и принял ряд важных кадровых решений. Приняты (в виде проектов) регламент Собора, его повестка дня и программа работы, составы мандатной, редакционной и счетной комиссий, а также кандидатура секретаря, которые поступят на рассмотрение самому соборному заседанию. Помимо членов Священного Синода, которые согласно Уставу Русской Православной Церкви составляют президиум Архиерейского собора, в состав последнего дополнительно включены митрополит Токийский и всея Японии Даниил, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий.
25 декабря 2015 г. 14:40
Священный Синод образовал четыре новых митрополии и десять епархий Решение об образовании четырех новых митрополий и новых епархий в их составе принял Священный Синод 5 мая на своем первом в 2015 году заседании.
6 мая 2015 г. 14:45
В Москве завершилось Архиерейское совещание Оно одобрило (с последующим утверждением Архиерейским собором) документ «Об участии верных в Евхаристии», которым отныне должно руководствоваться в церковной практике всему духовенству и мирянам. Также одобрено «Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви». Священному Синоду предстоит придать этим документам каноническую силу.
4 февраля 2015 г. 16:40
Два разрабатываемых Межсоборным присутствием документа предполагается вынести на общецерковное обсуждение Сегодня, 30 января, пленум Межсоборного присутствия рассмотрел в первом чтении тексты двух документов: «Церковь и культура» и «Церковь и экономика в условиях глобализации». Как говорится в их преамбулах, они базируются на соответствующих частях Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (п. XIV.2 и главы VI — VII соответственно). Но с момента принятия последней назрела необходимость дополнить и уточнить некоторые положения; кроме того, перед человечеством постоянно возникают новые вызовы, на которые Церковь не может не отреагировать соборным суждением.
30 января 2015 г. 16:00
Синод Украинской Православной Церкви принял ряд важных кадровых и структурных решений Вчера, 16 сентября, в Синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Синод принял несколько важных кадровых решений. В связи с избранием Митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия на киевскую кафедру он освобожден от должности председателя Церковного Суда. На это место назначен Митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор. Управляющим Черновицко-Буковинской епархией стал Преосвященный архиепископ Хотинский Мелетий. Викарным Хотинским епископом Черновицко-Буковинской епархии, в свою очередь, определено быть наместнику Иоанно-Богословского Крещатицкого мужского монастыря архимандриту Евсевию (Дудке). Наместником этой обители назначен архимандрит Серафим (Дудка).
17 сентября 2014 г. 16:30
|
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /
22 января 2009 г.
Выборы патриарха жребием: мужество веры или инфантилизм?Новый патриарх будет избран на Поместном Соборе тайным голосованием. Однако в истории Церкви кроме голосования известны случаи избрания патриарха жребием. Если только жребий позволяет увидеть волю Божию, то с какой целью собирается Поместный Собор? Какие выборы более соответствует церковной традиции? Человечество наработало немало способов сбросить с себя ответственность за свою же собственную историю. Тут и понятие «объективной необходимости», и безудержная конспирология, и присвоение себе и «своим» статуса невинной жертвы, вечно подвергающейся неспровоцированной агрессии соседей… Можно «нейтрализовать» историю еще и таким способом — просто вычеркнуть себя из нее. Я сам ничтожен. В истории меня нет. Небо распоряжается всем на земле, не оставив людям ни толики свободы. В этом же ряду находится одна из архаических форм отказа от человеческой свободы (а значит, и ответственности) — метание жребия. И вот в 2009 году люди, претендующие на то, чтобы быть умом, честью и совестью России, решили вернуться в пра-историю: по православному Интернету пошла гулять идея, что лучше всего Патриарха всея Руси избрать жребием. Иначе, мол, «мы, церковный народ, смутимся». Один из аргументов в пользу жребия — это уверение, будто иначе власть непременно вмешается в ход Собора… Во-первых, потому что это достаточно очевидное нарушение заповеди «не искушай Господа Бога твоего». Ведь любой христианин вспомнит эту заповедь, если ему предложить пойти в казино. Так отчего же считается, что в храм и на Собор можно перенести то, что осуждается даже в светской жизни христианина? Во-вторых, это то смирение, которое паче гордыни. Зачем Бога унижать до статуса «повелителя соломинок и монеток»? Но зачем-то ведь дал Господь людям разум и свободу. Когда же ими и пользоваться христианину, как не на выборах Патриарха? Как справедливо заметил один из участников интернет-дискуссий: «Вообще, если жребий, зачем собирать Собор? Зачем он нужен? Ну собрались, скажем, 5 человек, кинули жребий, всем потом сообщили и все. Наша Церковь называется Соборной, а не “жребийной”». Да, в Ветхом Завете рассказывается об использовании жребия. Но в те времена много что происходило «по жестокосердию вашему». Тут несомненно действие Бога через народные голоса, а не через жребий. Объяснений этому эпизоду в христианском богословии много, но важно то, что потом апостолы сами отошли от такого порядка. Главой общины апостолов, первым патриархом Иерусалима стал Иаков, брат Христа. Но разве жребием апостолы определяли, Иакову или Петру быть главой первенствующей Иерусалимской Церкви? Избрание семи дьяконов уже прошло обычным путем. И вопрос о том, принять ли в число апостолов бывшего гонителя Павла решался без бросания жребия. И первых епископов, своих преемников, апостолы избрали не через жребий. Так что избрание Матфия жребием осталось случаем, не положило начало традиции. А «то, что редко, не закон для Церкви, и одно мнение не в состоянии опровергнуть предания всей Церкви» (Прп. Иоанн Дамаскин. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы). Поэтому неясно, зачем же брать лишь первую апостольскую пробу и не обращать внимания на то, что затем стало повседневной практикой Апостольской Церкви и, соответственно, устойчивым преданием Церкви Православной. Авторы ультраправых интернет-сайтов врут, что по правилам патриарха надо избрать жребием. Правил на эту тему церковное право вообще не знает, и каждая Церковь в каждую эпоху сама определяет их. Из 15 московских патриархов трое избирались жребием: В истории Вселенского православия выборы патриарха с помощью жребия также встречались. Но еще более редко. А вот у неправославных христианских общин выборы патриарха жребием иногда становились традицией. Уже во времена мусульманского владычества в Египте несторианский способ ухода от навязчивого внимания властей переняли египетские копты (Болотов, с. 191). Кстати, на Руси в 1642 году царь Михаил Федорович сам предложил жребием избрать патриарха. Им стал Иосиф. Логика царя при этом была прямо противоположна ходу мыслей несториан или коптов. Он приказал бросать жребий для того, чтобы не допустить консолидации епископской оппозиции ему (см. Руденко В.Н. Избрание по жребию церковных иерархов // Вопросы истории. — М., 2008, № 4, с. 136). «В решении этом проскальзывало пренебрежение к сану, настолько зависимому от светской власти и столь непопулярному среди архиереев, что Русская православная церковь и не помыслила сама избрать себе главу», — пишет другой историк (Богданов А.П. Русские патриархи. — М., 1999, т. 1, с. 371). Итак, в православии выборы патриарха жребием — не правило, а исключение из церковных правил. И никак нельзя сказать, будто обращение к такому исключению давало особую милость Божию, благодаря которой Церковь и страна успешно развивались «во всяком благочестии и чистоте». Жребием был избран патриарх Иосиф. Но он так и не был допущен царями к управлению Церковью. Жребием был избран в 1990 году и Сербский Патриарх Павел. Что с тех пор произошло с Югославией, памятно всем. Церковь всегда помнила о первых «выборах» в своей истории, но удивительным образом отказалась от их повторения. В православии же нет такой иерархической ступени — «патриарх». Церковь знает только диаконов, пресвитеров и епископов. Все остальное — человеческие украшения (прото-, архи-). Выборность патриарха важна потому, что речь идет о делегировании власти, а не о благодати. Благодать, даруемая епископу, не прибавляется от места его служения. На Чукотке она та же, что и в Риме или Москве. И она была дарована еще при хиротонии. Но поскольку от Москвы зависит многое и в жизни Чукотки, то региональные епископы добровольно делегируют часть своей власти столичному епископу, с тем чтобы он, зная «дворцовые коридоры», мог отстаивать перед обще-имперской властью интересы обще-церковные. И если человек отдает часть своих полномочий, то логично дать ему право делать это сознательно и открыто, глядя в лицо тому, кому он их отдает. Если же ради избрания патриарха надо бросать жребий, то как и почему надо остановиться на этом? Отчего бы тогда и другие вопросы церковной жизни не решать таким же путем? Достоин или нет семинарист посвящения в священный сан? Восстанавливать ли разрушенный большевиками городской собор на прежнем месте или же построить новый храм в новом «спальном» районе города? Можно жребием решать вопрос о том, когда именно «время молчать» и «время говорить» перед лицом государственных властей… В сегодняшней увлеченности «жребием» отчетливо ощущается какой-то странный инфантилизм: мы маленькие, мы дети, нам нельзя доверять, мы не можем ни за что отвечать. Но члены Собора, епископы, владыки (по-гречески — «деспоты») как это вдруг усвоят себе роль неразумных детишек? Им-то уж точно не с руки в бирюльки играть! Есть замечательная максима: «Делай то, что ты должен, и будь что будет». Если ты член Собора, то реши сам, каким ты желаешь видеть нового патриарха. А решив, попробуй убедить в этом других членов Собора. Если же ты заранее не веришь в такую возможность — значит, ты уже отделил православную Церковь от Правды и Бога. Но если Собор — съезд нечестивцев, то в нечестивых руках и жребий будет не более свят, чем в руках у крупье в казино. Вполне очевидно, что нынешние громкие сторонники «жребия» просто хотят навязать Церкви свою личную волю. Они знают, что они маргиналы в Церкви. Но хотят найти способ сделать ничтожным мнение большинства. Выборы Патриарха нужны. Хотя бы для того, чтобы дать надежду стране, уставшей от нескончаемой череды избирательных кампаний, которые лишь пародируют свободное волеизъявление народа. В христианстве история воспринимается как пространство диалога и соработничества Бога и человека. И сегодня мы переживаем решительную минуту церковной истории. Пусть люди, избранные всей Церковь, напрягут свой слух, чтобы расслышать голос Творца, свой разум и свое совестное чувство — и определят будущее Церкви.
22 января 2009 г.
Ключевые слова:
Поместный Собор
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|