Мораль для робота Искусственный интеллект — одно из самых спорных явлений, связанных с развитием цифровизации в современном мире. С одной стороны, все мы ежедневно сталкиваемся с его проявлениями — смартфоны и голосовые помощники, обработка персональных данных, диагностика заболеваний и многое другое. С другой стороны, есть этические вопросы разработки и использования интеллектуальных компьютерных систем, которые до конца не решены и тревожат православное сообщество. Существуют ли перспективы создания машинного разума в обозримом будущем, какие цифровые технологии допустимы с точки зрения Евангелия, в чем действительно могут помочь умные роботы и можно ли доверять их выводам относительно человека, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказал руководитель рабочей группы Межсоборного присутствия епископ Переславский и Угличский Феоктист. PDF-версия.
14 декабря 2021 г. 15:00
От вас учения не приемлем Святому благоверному князю Александру Невскому не случайно отводится ключевая роль в русской истории. Его военные заслуги, талант дипломата и мудрость правителя на многие века определили вектор развития нашего государства. Пример святого князя и сегодня живет в наших душах и руководит нашими поступками. Это засвидетельствовал и немецкий историк Ф.Б. Шенк, на шестистах страницах описавший феномен исторической памяти о князе как краеугольном камне российского национального самосознания1. Раздроби этот камень — и пошатнется Россия. Вот и выискивают некоторые историки «неудобные факты» из жизни князя Александра, которые заставили бы усомниться в твердости его веры. PDF-версия.
14 апреля 2021 г. 16:30
Александр Слесарев: «От церковных расколов государство страдает не меньше, чем Церковь» Об истории церковных расколов написано немало книг — и художественных, и документальных, и научных. Уже больше века существует предмет «Расколоведение», который преподают будущим священнослужителям в духовных семинариях и академиях. В издательстве «Познание» выходит книга преподавателя Минской духовной академии Александра Слесарева «Расколоведение», в которой он разбирает саму суть этого явления в церковной жизни, показывает, какие формы раскол может принимать, дает анализ причин, ведущих к разрыву церковного единства. PDF-версия.
29 января 2021 г. 14:25
Бездомные верят в Бога и в собственные силы В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00
В Издательском Совете обсудили насущные вопросы взаимодействия Церкви с учеными-историками Первое после карантинных ограничений публичное мероприятие в Издательском Совете Русской Православной Церкви – всероссийская научная конференция «Церковь и историческая наука» - прошло под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента. На нем обсуждались актуальные и давно назревшие проблемы диалога представителей Церкви и профессионального сообщества ученых-историков.
2 июля 2020 г. 23:00
Теория эволюции и ее интерпретация В этом году исполнилось 210 лет со дня рождения основоположника теории эволюции и автора теории происхождения видов Чарльза Дарвина. Английский ученый на основании своих наблюдений и размышлений полагал, что биологические виды не являются неизменными, но изменяются под воздействием различных факторов. Из этого может следовать, что у человека и человекообразных обезьян мог быть общий предок. Это предположение до сих пор вызывает споры. Чтобы приблизиться к раскрытию этой проблемы, доктор философский наук Олег Давыдов предлагает взглянуть на нее под другим углом зрения, проанализировать, как происходило обсуждение теории эволюции и ее отношения к религии в публичном пространстве в XIX–ХХ веках. PDF-версия.
7 апреля 2019 г. 22:16
Борьба за людские души на пространстве интернета Ежегодный форум «Религия и мир», организуемый Союзом за содействие сохранению традиционных духовных ценностей «Христианский мир» при поддержке московского правительства, прошел в российской столице уже в четвертый раз. Международное представительство по традиции получилось весьма солидным: для участия в мероприятии прибыли делегации из Греции, Кипра, Сирии, Ливана, Иордании, Палестины, Израиля, Сербии, Болгарии, Словакии, Армении и Казахстана. PDF-версия
11 января 2019 г. 11:40
Научная конференция «Религия и русская революция» проходит в Академии народного хозяйства и госслужбы Вчера, 26 октября, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ открылась трехдневная научная конференция «Религия и русская революция». Это крупнейшее мероприятие в рамках светской науки, посвященное осмыслению влияния трагедии вековой давности на Русскую Церковь.
27 октября 2017 г. 14:50
Аттестат зрелости для светской науки Научную отрасль «теология» можно считать окончательно признанной в России. Первого августа прошлого года тогдашний министр образования РФ Дмитрий Ливанов подписал приказ об утверждении состава экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по теологии. Напомним: годом ранее, в октябре 2015 года, президиум ВАК при Министерстве образования и науки РФ одобрил паспорт научной специальности «теология», открыв тем самым путь к созданию диссертационных советов по этой дисциплине — совсем новой для светской высшей школы страны.
19 сентября 2017 г. 20:14
Состоялась презентация монографии «Колокольный звон Белой Руси: тысячелетние традиции» Этот объемный 460-страничный труд (Минск, Братство в честь св. Архистратига Михаила, 2015, с электронным приложением на двух DVD) – плод 15-летних кропотливых научно-исследовательских изысканий музыковеда-кампанолога кандидата искусствоведения Елены Шатько, предпринявшей титанические усилия первопроходца по систематизации, каталогизации и периодизации истории церковного звона в Белоруссии. Книга включает обширный обзор литературных источников и подробное описание методологии исследования, содержит данные по колокольному фонду белорусских православных церквей и судьбам колоколов в лихолетья прошлого века, знакомит с персоналиями сельских звонарей – хранителей местной колокольной традиции.
12 октября 2016 г. 23:59
|
ЖМП № 7 июль 2011 /
20 июля 2011 г.
Старая и новая метафизика, или Мировоззрение и откровениеРазные модели использовала наука для описания развития Вселенной. В новое время научное мировоззрение стремилось опровергнуть библейскую картину мира, однако в XX веке произошел неожиданный поворот: развитие фундаментальной науки позволило преодолеть разногласия между христианским и научным мировоззрением. Сегодня наука продолжает движение в сторону религиозного понимания мира. Естественное и сверхъестественное откровение Успехи фундаментальной науки в ХХ веке при исследовании Вселенной и ее материи привели не только к интенсивному процессу изменения материальной жизни человечества, но и к пересмотру многих мировоззренческих концепций: о Вселенной, об окружающем нас мире и о соотношении науки и религии. Этот пересмотр обусловлен прежде всего развитием квантовой механики (науки о структуре микромира) и космологии (науки, описывающей свойства Вселенной). Из квантовой механики следует принципиальная вовлеченность наблюдателя (человека) в неизбежное взаимодействие с объектом наблюдений (микромиром) и, следовательно, взаимосвязанность наблюдающей и наблюдаемой систем. С точки зрения православного мировоззрения в этом случае человек выступает и как творение Божие, и как исследователь Вселенной и законов ее природы, созданных Богом, и как соучастник творчества Создателя. «Бог соделал человека участником в творчестве», — замечает преподобный Ефрем Сирин [1]. Поэтому у православного ученого вера в Божественный разум как в высшую рациональность сосуществует с верой в рациональность человеческого ума, сотворенного по образу Божию. Святитель Григорий Нисский пишет: «Сотворенность по образу Божию означает, что царственность присуща человеку с момента творения… Божественность есть премудрость и логос (разум, смысл). Ты видишь в себе разум и мысль, что является образом перворазума и первомысли…» [2] Для такого ученого сотворенная Богом Вселенная и ее природа являются отражением Божественного разума, и Бог-Творец открывается человеку при изучении природы в ее закономерностях. Святой Дионисий Ареопагит указывает: «Мы можем познать Его, во-первых, созерцая благоустроение сотворенной Им вселенной, которая в некотором роде является отражением и подобием Его божественных прообразов…» [3] Кроме того, природа, как творение Божие, достойна бережного и мудрого отношения. Взирая на ее красоту, величие и премудрые закономерности, человек в восхищении славит Создателя. «Ты явил предвечный строй Вселенной через силы, действующие в ней, Ты, о Господи, сотворил мир, Ты, верный во всех родах, праведный в суде, чудный в силе и славе, премудрый в творении и делах…» — восхищается священномученик Климент Римский [4]. Так природа подвигает человека к молитве [12]. Поэтому в православном мировоззрении и Вселенная, и ее закономерности, созданные Богом, рассматриваются как естественное откровение Творца, которое изучается учеными и является частью диалога человека с Создателем. Другая часть диалога человека с Богом представлена сверхъестественным откровением и исследуется богословами. Отсюда в православном мировоззрении фундаментальная наука выступает как «богословие природы» и возникают проблемы согласования естественного откровения со сверхъестественным. Согласование разных частей единого откровения является задачей герменевтической, которая часто решается при изучении различных частей сверхъестественного откровения. Здесь же она несколько усложнена, поскольку, кроме всего прочего, естественное откровение требует знаний различных разделов науки в их историческом развитии. Исторические соотношения частей откровения Две части единого диалога человека с Богом в истории человечества часто противопоставлялись друг другу, что хорошо прослеживается на примере такой науки, как космология [5]. В построенной Птолемеем во II веке геоцентрической системе космос, который в те времена представляла только Солнечная система, считался ограниченным в пространстве и во времени. Центром такой Вселенной считалась Земля, а сама Вселенная имела начало и была статичной, то есть неизменной. Такая модель Вселенной более или менее удовлетворительно описывала движение планет Солнечной системы и вполне соответствовала толкованию Книги Бытия. Некоторые заметные расхождения между обоими описаниями (например, возникновение «света» раньше Солнца и звезд) сглаживались при переходе к символической трактовке отдельных понятий. Однако по мере получения новых астрономических результатов система Птолемея утрачивала свое научное значение, а вместе с ним изменялись и мировоззренческие представления о Вселенной [5]. В XVI веке система Птолемея была заменена гелиоцентрической системой Коперника, в которой Солнце рассматривалось как центр Вселенной. В этой Вселенной Земля теряла свой антропоцентрический статус, а накопленные астрономические знания свидетельствовали о Вселенной, состоящей не только из Солнечной системы. Таким образом, отказ от геоцентрического космоса способствовал возникновению идеи о бесконечной Вселенной. Однако и гелиоцентрическая космология в какой-то мере продолжала соответствовать библейскому описанию. Первые идеи о бесконечной Вселенной начали появляться только во второй половине XVII века среди философов, которые не смогли их четко сформулировать. Ученые же при рассмотрении бесконечной Вселенной в рамках ньютоновской теории тяготения сталкивались с неразрешимыми научными парадоксами. Сам Ньютон считал Вселенную пространственно бесконечной и ограниченной во времени. Кроме того, представление о бесконечности не было освоено ни математиками, ни физиками [6]. Только к середине XIX века при попытках объяснить оптический и гравитационный парадоксы, противоречащие бесконечной Вселенной, понятие «бесконечная Вселенная» впервые появилось в научной литературе [7]. Распространению представлений о бесконечности Вселенной способствовала секуляризация науки, начавшаяся в XVI веке и особенно усилившаяся в атеистическую эпоху Великой французской революции и позднее. Вместе с распространением атеизма в научном мировоззрении появляется и идея бесконечной во времени и пространстве Вселенной. Такая Вселенная не нуждается в Творце: она всегда была, есть и будет, а на бесконечности всегда можно предположить зарождение и самоорганизацию материи, которой приписывается и законотворчество. Таким образом, Творца природы в научном мировоззрении заменила самодостаточная сущность — вечная и бесконечная Вселенная. Однако такая Вселенная не поддается научному исследованию: в ней должно быть бесконечное число физических взаимодействий и, следовательно, бесконечное количество форм материи. Возникает метафизический парадокс «бесконечности всего». Видимая часть Вселенной оказывается крохотным островком бескрайнего космоса, лишенного конкретных особенностей для изучения. Вселенная в среднем остается неизменной, статичной и, как следствие, не имеющей ни истории, ни эволюции. Актуальная бесконечность исследуется в математике [6], но бесконечный космос не постижим. Отсюда очевидно, что определение «бесконечная Вселенная» сформулировано скорее из-за предпосылок атеистического мировоззрения. Несмотря на это, к концу XIX века идея бесконечной Вселенной прочно утвердилась. Тогда же в материалистической философии материя была объявлена вечной. Таким образом, произошло обожествление Вселенной и ее материи, а ученые, исследуя сотворенную природу, перестали распознавать ее Творца. Космологическая модель расширяющейся Вселенной Именно бесконечную во времени и стационарную конечную Вселенную пытался описать Альберт Эйнштейн в рамках общей теории относительности в 1917 году [5, 7, 8]. Естественно, что согласование такого взгляда на Вселенную с Книгой Бытия невозможно. Это мировоззрение опирается на явный пантеизм. В 1922 году петроградский физик А.А. Фридман показал, что в рамках той же общей теории относительности описывается нестационарная Вселенная, которая расширяется вместе с пространством [9]. Из математической модели следовало, что в прошлом, когда объем такой расширяющейся Вселенной был равен нулю, возникли материя, пространство и время, то есть Вселенная имела начало. Отметим, что А.А. Фридман был христианином и придерживался православного мировоззрения. (Он умер в 1925 году и похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, а на его могиле стоит каменный обелиск с крестом.) В 1929 году расширение Вселенной было обнаружено экспериментально американским астрономом Э.Хэбблом, измерившим спектры далеких галактик [5, 7, 8]. В свою очередь бельгийский ученый аббат Ж.Лемэтр в 1927 году сопоставил разлетание галактик с расширением Вселенной и назвал рождение и расширение Вселенной Большим взрывом [8]. Следует подчеркнуть, что материя, пространство и время возникли одновременно и пространство расширяется вместе с материей во времени, то есть происходит разбухание Вселенной, а не взрыв. К 1932 году идея расширяющейся Вселенной была принята и А.Эйнштейном [8]. Таким образом, в науке возникла космологическая модель расширяющейся Вселенной, которая позволила изучать ее в целом как конечный расширяющийся объем, возникший вместе с пространством, временем и, следовательно, имеющий историю и подверженный эволюции. С 1952 года возраст Вселенной оценивается в 10–15 млрд лет, что согласуется с предсказанием модели А.А. Фридмана [9]. В небе нет звезд старше этого возраста, и эта оценка является вторым экспериментальным фактом, подтверждающим достоверность космологической модели расширяющейся Вселенной. К концу ХХ века появилось еще несколько экспериментальных фактов [10], подтверждающих то же. На рис. 1 представлена схема расширяющейся Вселенной, начиная с Большого взрыва. Здесь видно время возникновения некоторых объектов Вселенной: реликтового излучения, звезд, сверхновых звезд, черных дыр, протогалактик, галактик. Экспериментально подтвержденная космологическая модель расширяющейся Вселенной позволяет оценить не только размеры и возраст Вселенной, но также плотность и температуру (энергию) ее материи в любой момент времени после начала возникновения. Из модели следует, что в начальный момент Большого взрыва материя Вселенной находилась при гигантских плотностях и температурах [5, 7, 8]. Это состояние материи описывается «горячей моделью» материи Вселенной, которая, используя энергетические зависимости взаимодействия элементарных частиц, предсказывает состав материи на разных этапах расширения Вселенной. При гигантских температурах материя Вселенной представляла собой различные виды плазменных состояний вещества и излучения, составы которых менялись при расширении и остывании Вселенной. Так, например, при временах, равных менее одной стотысячной доли секунды от начала, реализуется кварковая плазма (кварки — элементарные частицы: три кварка образуют протон или нейтрон), позже — адронная плазма, состоящая из протонов, нейтронов и других тяжелых частиц, а также из излучения [5, 7, 8]. Именно «горячая модель» предсказывает возникновение света (излучения) до образования звезд и Солнца, что согласуется и с библейским описанием [5, 8]. Далее в процессе эволюции материи во Вселенной образуются атомы водорода и гелия, при этом вещество отделяется от излучения, которое охлаждается по мере расширения Вселенной. «Горячая модель» предсказывает, что отделившееся излучение охладилось к нашему времени до низких температур и, следовательно, должно наблюдаться в микроволновом спектральном диапазоне. В 1965 году оно действительно было зарегистрировано американскими учеными и названо «реликтовым тепловым излучением» [5, 7, 8]. Таким образом, достоверность «горячей модели» Большого взрыва была подтверждена еще одним важным экспериментальным результатом, связывающим развитие Вселенной с эволюцией ее материи. На рис. 2 схематически показана эволюция материи Вселенной во времени, начиная с элементарных частиц до образования атомов, из которых формируются звезды и планеты. Таким образом, к концу XX века имелось по крайней мере восемь экспериментальных фактов, подтверждающих достоверность космологической модели, что весьма удивительно для столь глобальной и сложной физической теории. Она вошла в научную космологию и описывает, как возникли и эволюционируют Вселенная и ее материя. Модель развивается уже более 80-ти лет, названа «Стандартной космологической моделью» и формирует физическую картину мира, органически входя в общую систему знаний. Некоторые варианты этой модели предсказывают и конец развития Вселенной [5, 7, 8]. Такая Вселенная в целом обладает своими специфическими особенностями и поддается научному исследованию. Следовательно, научная космологическая модель изгнала из научного мировоззрения «обожествление» Вселенной и ее «религиозное» почитание как бесконечной и вечной сущности. А во второй половине ХХ века антропоцентрические идеи вновь вернулись в научное миропонимание в виде «антропных принципов», постулирующих возникновение Вселенной для человека-наблюдателя [11]. Сопоставление модели с изложением творения Вышеприведенное научное описание возникновения и эволюции Вселенной в общих чертах согласуется с творением «неба и земли» Книги Бытия [5, 8]. Таким образом, современные научные данные о происхождении и эволюции Вселенной позволяют говорить о заметной согласованности естественного откровения со сверхъестественным. Следовательно, «наука в своем развитии проэволюционировала к религиозному пониманию мира» [13]. Естественно, что ученые с атеистическим мировоззрением не приняли такую космологию, согласно которой Вселенная возникла «из ничего», продолжает расширяться и даже предсказан ее конец. В СССР, где атеистическое мировоззрение было официальной идеологией, такая космология была объявлена «поповщиной» и запрещена к преподаванию в школах и вузах [8]. В то же время среди православных ученых существовала потребность сформировать непротиворечивое религиозное мировоззрение, которое согласовалось бы с современным научным миропониманием и противостояло бы атеистической пропаганде. Такую работу в начале 60-х годов выполнил Г.А. Каледа, доктор геолого-минералогических наук (с 1981 года) и тайный священник (с 1972 года). Он впервые сопоставил результаты исследований космологии, астрономии, физики, геологии и других дисциплин с описанием творения Вселенной в Книге Бытия и показал, что научные данные скорее согласуются с библейским повествованием о происхождении мира, чем противоречат ему. Следовательно, нет никаких оснований для критики библейского описания творения Вселенной с точки зрения современных научных представлений, а науку не корректно использовать для атеистической пропаганды. Естественно, что этот труд содержал апологетику православного мировоззрения и распространялся через «самиздат». Работа отца Глеба впервые была опубликована только в 1996 году, уже после смерти автора [5]. Однако сегодня в защите нуждается не только православное мировоззрение, но и фундаментальная наука, и, следовательно, научное мировоззрение. Возродившиеся и распространившиеся неоязычество и оккультизм беззастенчиво спекулируют как на религиозных представлениях, так и на научной терминологии. Кроме того, наблюдаются попытки и протестантов-фундаменталистов навязать православному сообществу свою идеологию искажения и дискредитации выработанной человечеством системы накопленных знаний. Креационизм На Западе появилась антинаучная идеология протестантов-фундаменталистов — креационизм, согласно которой Творец создал все формы материи и человека точно за шесть дней. Далее Он уже не вмешивается ни в существование сотворенной природы, ни в жизнь отдельных людей [14, 15]. При этом природа и человек остаются неизменными после творения. Значительное место в этой доктрине «невмешательства» Творца занимает буквальное толкование Книги Бытия и отрицание эволюционного принципа (закона развития) в природе, установленного посредством фундаментальной науки. До эпохи перестройки креационистская литература иногда проникала в СССР нелегально, но сейчас она не редкость на прилавках православных храмов [15]. Более того, появились и «православные креационисты», которые также ведут борьбу с фундаментальной наукой и научным мировоззрением, используя литературу протестантов-креационистов [16, 17]. Протестанты-креационисты объявляют всякую эволюцию природы современным мифом [16], а «православные креационисты» — ересью [17]. В православном мировоззрении креационизм понимается как создание Вселенной Творцом «из ничего». Этот Божественный акт является таким же великим чудом, как Боговоплощение и Воскресение Спасителя. В свою очередь к определению «научный креационизм», которым часто пользуются креационисты [16, 17], эпитет «научный» не применим, так как в нем нет положительного научного содержания: он не описывает совокупности экспериментальных фактов, не говоря уже о предсказуемости явлений. Креационизм не согласуется с современной научной системой знаний. В то же время православные ученые, исповедующие «творение из ничего», являются не только креационистами в буквальном смысле этого слова, но и эволюционистами, изучающими развитие (эволюцию) сотворенной природы по законам Творца [5, 6, 8, 11, 15, 18, 19]. Для них развитие (эволюция) природы подтверждается экспериментальными фактами. Православное мировоззрение и научное миропонимание сосуществуют в диалектической динамике. Таким образом, разногласия между православием и научным мировоззрением, которые обнажились как итог секуляризации, в значительной степени преодолены благодаря развитию фундаментальной науки в XX веке. Стало возможным согласование естественного откровения со сверхъестественным, а для фундаментальной науки потребовалось создание новой метафизики, в которой ученые с атеистическим мировоззрением отводят определяющую роль «антропным принципам» [11]. Кажется, что возможно и дальнейшее согласование православного мировоззрения и естественного откровения при последующем развитии фундаментальной науки и православного богословия.
1. Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия. Творения. Троице-Сергиева лавра, 1901. Ч. 6. С. 234. 2. Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. 3. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Общественная мысль: исследования, публикации. М.: Наука, 1990. Вып. II. С. 207. 4. Св. Климент Римский. Первое послание к Коринфянам. Ранние отцы Церкви. Б/м. Б/г. С. 60. 5. Каледа Г., прот. Библия и наука о сотворении мира // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). С. 16–29; 1997. № 2(13). С. 34–51. 6. Катасонов В.Н. Концепция актуальной бесконечности как «научная икона» божества. «Христианство и наука». Сб. докладов конференции // XII Международные Рождественские образовательные чтения. М., 2004. С. 123–148. 7. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М.: Наука, 1990. С. 192. 8. Гриб А.А. Большой взрыв: творение или происхождение? // Взаимосвязь физической и религиозной картин мира. Кострома: МИИЦАОСТ, 1996. С. 153–167. 9. Зельдович Я.Б. Теория расширяющейся Вселенной, созданная А.А. Фридманом // Успехи физических наук. 1963. Т. 80. Вып. 3. С. 357–390. 10. Решетников В.П. Астрономические задачи начала XXI века, или 23 проблемы Сэндиджа // Природа. 2003. № 2. С. 32–40. 11. Гоманьков В.И. Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм // Той повеле, и создашася. Клин: Христианская жизнь, 1999. С. 149–165. 12. Блаженный Августин. Исповедь. Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. 1914. С. 347. 13. Каледа Г., прот. Введение в православную апологетику // Альфа и Омега. 2003. № 1 (35). С. 200–216. 14. Кураев А., диак. Может ли православный быть эволюционистом? // Той повеле, и создашася. Клин: Христианская жизнь, 1999. С. 82–113. 15. Зворыкин Д., диак. Творение и тварный мир с позиций православия и протестантизма // Той повеле, и создашася. Клин: Христианская жизнь, 1999. С. 114–128. 16. Тимофей, свящ. Православное мировоззрение и современное естествознание. Уроки креационной науки в старших классах средней школы. М.: Паломник, 1998. 17. Буфеев К., свящ. О триединстве эволюционизма, гуманизма и экуменизма // Благодатный огонь. 2001. № 6. С. 96–103. 18. Иоанн (Вендланд), митр. Библия и эволюция. Ярославль, 1998. С. 128. 19. Гоманьков А.В. Книга Бытия и теория эволюции // Той повеле, и создашася. Клин: Христианская жизнь, 1999. С. 172–188.
20 июля 2011 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
Жемчужина древнего Арзамаса «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно необыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-версия.
14 февраля 2024 г. 14:00
|