iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Аналитика
Протодиакон Александр Киреев
7 июля 2012 г.
версия для печати версия для печати

Протодиакон Александр Киреев - 50 лет служения в священном сане

Клирики и прихожане храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, где уже более 30 лет служит протодиакон Александр, сердечно поздравляют священнослужителя с юбилеем и молитвенно просят Господа подать ему долгоденственное и мирное житие, здравие и спасение и еще многих лет служения.

Протодиакон Александр Киреев родился 2 марта 1936 года в Москве в православной семье. Детские и юношеские годы будущего священнослужителя прошли в подмосковном городе Домодедове. Отец Иван Васильевич в первые дни войны ушел на фронт и героически погиб в сражениях под Мосальском, защищая Родину.

Мать Надежда Ивановна воспитала сына в свете веры Христовой, приучая к молитвам и посту, вручив его будущее Господу и духовному покровительству преподобного Александра Константинопольского, Начальника обители Неусыпающих. Храма поблизости от дома не было. Когда Александру исполнилось девять лет, он стал самостоятельно ездить в Москву к родителям матери, там он ходил в храм Рождества Христова, там венчались родители и сам он был крещен. В этом храме служил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). На протяжении многих лет отец Александр ежегодно получал от отца Иоанна праздничные поздравления с Пасхой и Рождеством.

По окончании средней школы в 1954 году поступил в Одесскую Духовную Семинарию. В одном классе учился вместе с Виктором Сабоданом (ныне - Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины). Во время учебы они вместе иподиаконствовали у архиепископа Одесского Бориса (Вика, + 1965 г.). По окончании семинарии, по благословению архиепископа Бориса и рекомендации Совета Семинарии, поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1962 году со степенью кандидата богословия за представленную курсовую работу ко кафедре Патрологии "Святой Иоанн Дамаскин и его богословские воззрения по сочинению "Точное изложение православной веры". По окончании Академии женился на Левшиной Алле Матфеевне (+1994 г.).

7 июля 1962 года рукоположен в сан диакона архиепископом Дмитровским Киприаном (Зерновым, + 1987 г.). Сначала служил в храмах Московской епархии свв. мчч. Флора и Лавра г. Каширы, Сретения Господня в с. Новая Деревня Пушкинского района. С 1965 года Указом Святейшего Патриарха Алексия I был переведен в московский храм Свв. мчч. Адриана и Наталии, что в Бабушкине. Затем три года служил в родном храме Рождества Христова, что в Измайлове. С 1981 года служит в храме Воздвижения Креста Господня, что в Алтуфьеве.

Отец Александр всегда молитвенно вспоминает священнослужителей, с которыми служил на протяжении своего диаконского служения, особенно протоиереев: Григория Кржижановского (+ 1977 г.), Михаила Кузнецова (+1967 г.), Валериана Николаева (+1987 г.), Владимира Соколова (+1995 г.) и ныне здравствующего настоятеля храма св. мч. Иоанна воина протоиерея Николая Смирнова. Отец протодиакон многому научился у старшего поколения.

Отец Александр начинал служения в самый разгар хрущевских гонений: закрывались храмы, монастыри, духовные учебные заведения. Отец Александр вспоминает случай в Кашире, когда он вернулся после службы в свою церковную квартиру, где находились его личные вещи, а она уже была опечатана комиссией из городского Исполкома.

На протяжении всего своего служения отец Александр бережно собирал материалы о современной ему жизни епархий и служении архиереев. В 1997 году Святейший Патриарх Алексий II благословил опубликовать собранную информацию. Первое издание книги "Епархии и архиереи Русской Православной Церкви" вышло в 2002 году. Сейчас готовится четвертое к переизданию.

За многолетнее служение отец Александр был удостоен многих церковных наград: в 1985 году он был возведен в сан протодиакона, в 1997 году награжден камилавкой. Также имеет ордена преп. Сергия Радонежского, св. благоверного князя Даниила Московского III и II степеней и св. равноапостольного князя Владимира III степени. Кроме того имеет награды Украинской Православной Церкви.

У протодиакона Александра два сына: старший Сергей скончался в 2010 году, а младший, протоиерей Димитрий, служит в Московской епархии.

За этой вместительной биографией полувекового служения Церкви виден образ примерного служителя, труженика на ниве Христовой, смиренно следующего за Господом и предавшего себя Ему во всех обстоятельствах жизни. Духовно-нравственные качества отца Александра: жизнерадостность, сердечная доброта, простота и братолюбие, собрали вокруг него много друзей и духовных чад, близких по духу людей, посланных ему Господом за верность.

7 июля 2012 г.
Ключевые слова: Москва, юбилей, духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00