Помочь выжить российской семье: план действий

ЖМП № 8 август 2012 / 11 июля 2012 г.

http://www.e-vestnik.ru/analytics/pomoch_vyzhit_rossiyskoy_5297/

Алексей Реутский

"Помощь семье как сфера ответственности Церкви и государства" - такой стала тема II Общецерковного съезда по социальному служению, который завершился вчера. В нем приняли участие более 800 делегатов из России, стран СНГ, Эстонии, Великобритании и США (всего 124 епархии). Это не первый форум, где Церковь обсуждает демографические вопросы и соборно ищет на них ответы. Однако в этот раз участники съезда обсудили и выработали структуру опробованной в регионах общецерковной помощи для конкретно взятой семьи.

Проблема номер один

"Семейная проблема — это проблема номер один, - сказал в своем Первосвятительском слове перед началом II Общецерковного съезда по социальному служению Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. - Семья формирует личность, либо, отказываясь это делать, отдает формирование личности иным силам - улице, средствам массовой информации, произведениям кинематографии, подчас низкопробным. Мы должны бороться за то, чтобы семья продолжала сохранять свои важные функции, неся главное бремя воспитания подрастающего поколения; но для этого семья сама должна быть образцом отношений мужа и жены, детей и родителей".

Сегодня государство предпринимает много усилий для восстановления экономики, сделать ее более эффективной, возобновить научные исследования, поднять уровень образования, освоить новые технологии, для совершенствования транспортной инфраструктуры и т.д. Эти меры направлены на улучшение материальной жизни людей. Но все это напрасно, если в основе общества нет здоровой семьи.

"Из-за абортов страна теряет детей больше, чем рождается, если иметь в виду не официальные, а реальные цифры этого национального бедствия. И потому одна из самых главных наших задач — это оказание помощи матерям, тем, кто не уверен, должны они или не должны рожать ребенка, - подчеркнул Предстоятель. - Нужно сделать все для того, чтобы склонить женщину к рождению, и добрых слов для этого мало".

Нужно создавать свою собственную, церковную систему социальной поддержки тех, кто отказывается от абортов. Отрадно, что государство готово поддержать Церковь в этой работе, поскольку понимает, что не только в решении социальных, но также и проблем сохранения семьи, Церковь готова подставить свое плечо.

Государство нам поможет

"Большую помощь семье оказывает и Русская Православная Церковь, закладывая важнейшие духовные основы человеческих отношений, нравственности, добродетели. Велика помощь Церкви не только социальному институту семьи, но и конкретным семьям", - такие слова звучали на съезде в послании министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой. С ней согласна и зам. председателя правительства РФ Ольга Голодец: "Российская Федерация и Русская Православная Церковь исходят из необходимости объединять усилия для борьбы с недугами общества, улучшения нравственного климата, взаимодействия в области демографической политики, укрепления института семьи".

Сегодня государство последовательно предпринимает шаги для сохранения жизни еще не рожденных детей и поддержания семьи. Так, по словам епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона, законом "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" введено обязательное "время тишины" перед совершением аборта. В регионах принимаются дополнительные меры поддержки многодетных семей – выделяются земельные участки для строительства жилья, выплачивается региональный материнский капитал, вводятся ежемесячные выплаты семьям при рождении третьего и последующих детей.

"Однако принимаемые меры не всегда эффективны и не способны кардинально изменить ситуацию, потому что они носят разрозненный и несистемный характер, - считает епископ Пантелеимон. - Содержание и уровень государственной поддержки многодетных семей зависят от места проживания семьи. Поддержка многодетных семей регулируется Указом Президента РФ, а нужен закон о поддержке многодетных семей в РФ, в котором должны быть прописаны меры государственной поддержки и минимальные гарантии государственной помощи многодетным семьям".

Ситуацию не переломить, пока главной национальной ценностью не станет благополучная многодетная семья. Но для этого должно "измениться сознание людей: надо, чтобы люди делали выбор в пользу рождения ребенка, чтобы семья получала весомую помощь", - считает епископ Пантелеимон.

"Количество абортов может снижаться или даже аборты могут вообще прекратиться, а количество детей не будет увеличиваться, - отметил выступающий. - Если мы заботимся о сохранении семьи, мы должны напомнить, что уклоняться от рождения детей - это грех, и семья, где супруги с помощью различных ухищрений избегают рождения детей, не может называться семьей в подлинном смысле этого слова".

В феврале этого года на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России Владимир Путин заявил, что намерен настраивать все государственные структуры на самое тесное сотрудничество с религиозными организациями по поддержке семьи. Президент поддержал предложение Патриарха Кирилла об организации центров помощи семьи в каждом городском округе и муниципалитете, а также создание кризисных центров для беременных женщин.

Поэтому так важен и востребован сегодня подобный церковный опыт. Именно им делились на пленарной части и в кулуарах делегаты форума. Условно его можно разбить на два направления: социальная церковная инициатива и проекты, частично финансируемые государством.

Церковный опыт

К первым, например, можно отнести проект Марфо-Мариинского сестричества милосердия (Белгородская митрополия). Как рассказал его духовник протоирей Сергий Клюйко, силами сестричества в Белгороде недавно открыт епархиальный кризисный центр помощи беременным женщинам и многодетным мамам. "Мы купили 3-х комнатную квартиру, оборудовали ее всем необходимым, одновременно жить там могут три женщины с новорожденными детьми. Мы собираем для них вещи, помогаем материально. Например, у одной из них трое детей, младшему - 4 месяца. Они с мужем снимали квартиру, но он умер от сердечного приступа", - говорит отец Сергий. Кроме того, удалось договориться с местными вузами, чтобы девушки-студентки (30-40 человек), будущие теологи и соцработники, на практику приходили в Марфо-Мариинское сестричество. Вместе с сестрами они посещают больницы, помогают многодетным семьям и семьям с детьми- инвалидами. А в конце практики сдают зачет. А потом 2-3 из них приходят трудиться в свободное время в сестричество.

В Ржевской епархии (Тверская митрополия) уже полгода действует момобильная группа "Сотвори добро". "Раз в месяц мы выезжаем в села и деревни области и помогаем одиноким старикам, семьям с детьми инвалидами, одиноким мамам, многодетным семьям в решении социальных проблем, - говорит Галина Ляпина, зам.пред. епархиального отдела по социальному служению. – С нами всегда ездит священник, потому что не везде есть храмы, хотя потребность в духовном окормлении и в требах существует".

О проекте, в котором участвует государство, в частности, рассказал директор Курского областного Центра "Милосердие" иерей Михаил Никитин. Местная власть, узнав, что на попечении Центра находится 21 многодетная семья (в которых воспитываются 82 несовершеннолетних ребенка), помогает покупать для нуждающихся двуъярусные кровати для малогабаритных квартир по льготной цене. Всего же на помощь многодетным здесь в год уходит порядка 700 тыс. рублей.

В более чем 25 епархиях (наиболее успешно - в Волгограде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Владивостоке) ведется предабортное консультирование женщин в женских консультациях. С 2009 года в нескольких десятках общеобразовательных школ на территории Екатеринбургской митрополии реализуется экспериментальный проект преподавания в 10-11 классах предмета "Нравственные основы семейной жизни". По примеру Екатеринбурга подобные программы реализуются в других регионах. Клирики Воронежской, Белгородской и других епархий отвечают на вопросы и беседуют со вступающими в брак в отделениях ЗАГС.

О некоторых социальных проектах участники форума с интересом узнали на видео-презентации. Были объявлены 17 победителей конкурса региональных социальных проектов по защите семьи, материнства и детства, организованного Отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Все они получат гранты на свою работу. В их числе "Приют для мам", православная религиозная организация "Южно–Сахалинская и Курильская епархия Русской Православной Церкви", швейные мастерские для безработных женщин, обитель милосердия во имя Новомучеников и Исповедников российских (Псковская епархия), детский сад для детей-инвалидов, приход храма Рождества Христова г. Саратова (Саратовская митрополия) и другие.

Кроме того, организаторы съезда предоставили всем желающим возможность посетить и познакомится с опытом церковных социальных учреждений Москвы. Вот что, например, увидел корреспондент ЖМП, побывав в Кризисном центре помощи беременным "Дом для мамы".

"Круглосуточно орущее счастье"

Когда входишь сюда, то невольно отмечаешь, что вместо угнетенной атмосферы, которую ожидаешь подсознательно, душу наполняет радость от счастливых глаз и улыбок. Здесь очень тихо, уютно и светло. Есть вся необходимая бытовая техника. Много икон и картин на стенах. Но все это подобрано с прекрасным вкусом. Кризисный центр помощи беременным "Дом для мамы" действует в Москве только полгода.

Судьбы женщин, которых берут на полный пансион и помогают в течении трех месяцев после родов во многом схожи. Наталье 40 лет. Приехала в столицу около 10 лет назад. Выучилась на медсестру-стоматолога, работала, снимала жилье. Теперь учится на госслужащую. Но учебу и работу прервала беременность от любимого человека. Правда, когда тот все узнал, у него, по словам Натальи, "случилась "амнезия". Он не узнает уже ни Наталью, ни своего сына. Наталья предполагала, что хозяйка выгонит ее из квартиры, что подруги будут уговаривать на аборт, а восемнадцатилетняя дочь от первого брака - ревновать, но сомнений в том, чтобы оставить ребенка не было никогда. Узнав из телерекламы о "Доме для мамы", пришла сюда на последних сроках. И ее приняли.

"Нет личного счастья, пусть будет хоть материнское",- улыбается она в то время, как ее Вадик уминает молоко из бутылки. У нее нет обиды на его отца, хотя некоторые женщины называют здесь своих мужчин "биомассой". "Вадик спокойный, про него не скажешь "круглосуточно орущее счастье",- продолжает она. - Еще беременной я ходила на молебны в ближайший храм св.Алексия, митрополита Московского, родила легко, как будто в магазин сходила. И еще до рождения объяснила Вадику, что рассчитывать нам особо не на кого, мы друг за друга держаться должны, поэтому во всем должна быть дисциплина и послушание. Похоже, он это усвоил". Она спокойно смотрит в будущее – "мы образованные люди, не пьем, не курим, не пропадем". В "Доме для мамы" могут продлить пребывание, могут разместить в своем филиале, можно вернуться в Белгород, можно снимать жилье с подругой в такой же ситуации и посменно сидеть с детьми. Ну, и, может быть, к папе вернется память. Главное, прожить этот год, ведь потом можно пристроить малыша в ясли-сад и работать.

"За полгода в нашем Доме нашли приют 15 женщин в возрасте от 19 до 40 лет, - говорит руководитель Центра Мария Студеникина. – Сейчас у нас проживает 7 мамочек (всего 8 койко-мест, плюс три - изолятор). Кроме того на первом этаже Центра для всех желающих проводят консультации юрист, психолог, соцработник. Когда приходит время рожать, мы вызываем "скорую помощь". Центр прикреплен к детской поликлинике № 100, и наши мамочки всегда могут обратиться к ее специалистам, нас регулярно навещает врач-педиатр. В основном наши подопечные - иногородние без собственного жилья, но живущие в Москве". В день открытия съезда по социальному служению пришло известие, что мэр Москвы Сергей Собянин передал здание "Дом для мамы" в собственность Церкви.

Разделяя скорбь других, узнаешь радость во Христе

По итогам работы съезд принял документ по церковной работе в укреплении семьи и обращенный к священноначалию. В нем поэтапно описан план действий.

Во-первых, это создание структуры взаимопомощи многодетных семей на приходах и создание сообществ семей. Это не потребует значительных материальных ресурсов.

Второй этап предусматривает организацию регионального (епархиального) Центра поддержки семьи с пунктом вещевой помощи, службой юридического консультирования, детским садом, возможностями для дополнительного образования детей. Такой Центр должен создаваться в тесном сотрудничестве с региональными и муниципальными органами власти, под попечительством Советов по делам семьи и детей при губернаторах и главах городов и районов.

Наконец, третий этап - создание сети центров поддержки семьи в муниципальных районах и городских округах, а на базе регионального Центра - приюта для беременных женщин и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, курсов подготовки к родам, детского сада для детей-инвалидов, школы приемных родителей.

"Я очень доволен, что съезд состоялся, мы благодарны Святейшему Патриарху за совместную молитву и очень важные напутственные слова, определившие программу дальнейшего развития социального служения Русской Православной Церкви, - подвел итоги форума епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. – И, кроме того, мы увидели замечательные видео рассказы из Нью-Йорка, Бурятии, Москвы, Петербурга и других регионов о том, что делается в разных частях нашей Церкви. Они были так трогательны, что многие не могли удержаться от слез. Мы увидели, как именем Христа люди помогают нуждающимся и находят в этом радость. Ведь разделяя скорбь других людей, приобщаясь к их страданиям, мы приобщаемся радости жизни с Богом. Потому что там, где страдания - там Христос. И эта радость, и наша общая молитва, и благословение Патриарха - это все залог того, что социальное служение в нашей Церкви будет развиваться. Все больше людей узнают радость этого служения, и оно, может быть, станет частью их жизни".

Справка:

По информации, которую привел епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон на 1 млн 215 тыс. браков в 2010 году приходилось почти 640 тыс. разводов. В 2011 году родилось 1 млн. 814 тыс. детей, а абортов 1 млн. 230 тыс. Сравнение переписей 2002 и 2010 годов - не в пользу семей с детьми. Население уменьшилось на 2 млн. 300 тыс. человек. Доля домохозяйств, состоящих из двух и более человек с детьми до 18 лет снизилась с 52 до 44%. 20% женщин, то есть каждая пятая не имели детей на конец репродуктивного периода, то есть вообще не испытали радости материнства. Для сравнения даже в развитых странах с низкой рождаемостью таких женщин меньше - в среднем 15%.

Почти 70% семей в городе и 55 % на селе - однодетные. В ближайшие 10-12 лет почти вдвое снизится численность женщин в активном репродуктивном возрасте 20-29 лет, на которых приходится более 60% всех рождений. Россия падает в демографическую яму, связанную с низкой рождаемостью 1990-х, что повлечет снижение абитуриентов, призывников и вообще трудоспособного населения.

За последнее десятилетие доля бедного населения в России снизилась в 2 раза, но среди многодетных динамика обратная: доля бедных семей с детьми среди всех бедных домохозяйств выросла до 57% (данные Росстата). Бедность среди семей с детьми возрастает по мере увеличения числа детей: среди полных семей с 1 ребенком - 16% бедных, среди полных семей с 2-мя детьми - 30%, семей с 3-мя и более детьми - 50%.

Численность многодетных семей, по данным Росстата, составляет 7% от всех семей с детьми. При этом в них воспитывается примерно 18% всех детей.

Половина многодетных семей испытывает трудности с жилищем (ветхое, сырое, требует срочного капитального ремонта), почти 40% - с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью, треть многодетных вынуждены ограничивать себя в продуктах. При этом большая часть многодетных городских семей (более 2/3) активно пытается улучшить свое материальное положение. По данным Росстата, 25% женщин, родивших второго ребенка в 2007-2009 гг. и 40% - в 2008 г., отметили, что на это повлияло начало реализации демографических мер. Благодаря этим мерам суммарный коэффициент рождаемости (СКР) увеличился с 1,3 до 1,6 ребенка на женщину, что позволило России переместиться с 35 на 12 место среди стран Европы. Это лучшая динамика рождаемости в Европе. Традиционная семья и брак сохраняются как ценность для большинства россиян: в развитых странах до 60% детей рождается вне брака, в России пока менее 30%. При этом желаемое число детей в российской семье 2,3 - выше требуемого для уровня воспроизводства (2,1). Примерно столько же в демографически успешных странах, например Франции. Более половины семей хотели бы иметь двоих детей, а более 25% – троих.

Итоговый документ II Общецерковного съезда по социальному служению


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011