iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Ковчег для Заступницы усердной
Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника. PDF-версия.
6 сентября 2021 г. 13:45
Православие как судьба
Традиция получения образования в российских духовных школах иностранными студентами имеет давние корни. В XIX веке Россия оказалась не только оплотом Православия в мире, но и центром церковного образования. Начиная с 1850-х годов в российских духовных академиях и семинариях получали образование греки, болгары, сербы, черногорцы, а также сирийцы. Одни из них после учебы возвращались на родину, другие оставались в России. Среди иностранцев-выпускников были будущие архиереи, богословы, церковные деятели. Сегодня среди иностранцев по-прежнему популярна идея получения богословского образования в России. Какое применение они планируют найти знаниям, полученным в российской духовной школе, легко ли дается изучение предметов, о чем они мечтают и планируют ли служить на родине, отправился выяснять корреспондент «Журнала Московской Патриархии» в Санкт-Петербургскую духовную академию. PDF-версия.  
31 августа 2021 г. 14:30
Аналитика
Семинаристы в библиотеке
ЖМП № 8 август 2021 /  9 сентября 2021 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Пастырское воспитание души

ПЕРМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ИСПОЛНИЛОСЬ 220 ЛЕТ

«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.

Чтобы дети наипаче научались благонравию

На Пермской земле нет ни одного учебного заведения, которое бы имело столь почтенный возраст, превышающий два столетия. Даже первое светское высшее учебное заведение в Перми — Государственный университет — младше духовной семинарии на 116 лет.

С самого начала существования Пермской духовной семинарии была совершенно определенно сформулирована цель ее образовательной деятельности, которая обнаруживается в резолюции правящего архиерея Иустина (Вишневского)1: «Семинарии учреждены с тем намерением, чтобы дети при просвещении умов научались наипаче благонравию, благочестию и благоговению к Богу и чтобы по окончании наук и знании исходили из семинарии достойными, примерными и полезными Церкви священнослужителями» [1, с. 109].

В своей истории Пермская духовная семинария переживала, по крайней мере до революции, четыре реформы учебно-воспитательного процесса, которые были направлены на совершенствование подготовки будущих пастырей. Учебный процесс трансформировался от подражания западным духовным школам с доминированием просветительского характера образования до утверждения отечественной духовной традиции, которую один из самых известных церковных деятелей и мыслителей Русского Зарубежья XX века протоиерей Георгий Флоровский определил как «Вперед — к Отцам».

Пермская духовная семинария была одной из лучших духовных школ в дореволюционной России. За время ее существования в семинарии получили духовное образование более трех тысяч человек. Ставя себе главной задачей подготовку добрых пастырей Церкви, Пермская семинария в то же время создавала достаточный простор для развития индивидуальных способностей каждого из своих воспитанников. Среди ее выпускников, помимо служителей Церкви, многие выдающиеся деятели России: врачи и педагоги, судьи и администраторы, представители науки и литературы.

Собирательный образ воспитанника Пермской духовной школы выражен как «старинный человек», который «уясняет ценность нормы или долга до такой степени, что привыкает поступать по норме или по долгу так же легко, как он легко действует руками, так же просто, как он просто ступает ногами. Положительность или устойчивость точно следовать усвоенному направлению — постоянные спутники у подобного человека. Отмеченный тип — родное дитя Пермской духовной семинарии» [2, с. 38].

Этот образ был характерен для жизни и деятельности многих известных выпускников семинарии. Среди них: Высокопреосвященный Иннокентий (Сельнокринов-Коровин), архи­епископ Волынский; Преосвященный Палладий (Пьянков), епископ Олонецкий и Петрозаводский, — духовный писатель, магистр богословия; Преосвященный Иона (Капустин), епископ Екатеринбургский; архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, — ученый, археолог, византолог, астроном, дипломат; протоиерей Евгений Попов — писатель, богослов; протоиерей Матфей Салмин, профессор Московской духовной академии; священник-математик Иван Михеевич Первушин, член Парижской академии наук; известный математик Василий Александрович Щапков, магистр Московской духовной академии; церковные историки протоиерей Александр Луканин, священномученик Иаков Шестаков — известный миссионер, автор книги «История Пермской духовной семинарии», и многие другие.

Здесь начинали свой научный и творческий путь русские писатели Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк и Павел Петрович Бажов; изоб­ретатель радио Алексей Степанович Попов; Павел Николаевич Серебренников, доктор медицинских наук; Дмитрий Петрович Никольский, доктор медицины в Санкт-Петербурге, подготовивший 153 научных туда по медицине, антропологии, этнографии; Василий Макарович Флоринский — известный ученый, один из основоположников отечественной генетики; последний обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода, а затем министр исповеданий Временного правительства Антон Владимирович Карташев (известный церковный историк); Константин Дмитриевич Носилов, известный полярный путешественник; Николай Васильевич Арефьев, доктор философии Берлинского университета; Александр Варушкин, доктор философии Мюнхенского университета; Иван Васильевич Ястребов, профессор Варшавского университета, и многие, многие другие известные деятели.

Герои духа

Безусловно, подавляющая часть выпускников Пермской духовной семинарии — это священнослужители, повсеместно исполнявшие и исполняющие свой пастырский долг. Надо отметить, что духовенство, вышедшее из стен Пермской духовной семинарии, было одним из самых образованных сословий общества, которое занималось учительством, могло оказать людям медицинскую помощь, обладало аграрными познаниями.

Любовь к Богу и земному Отечеству в годы гонений на Пермской земле явили 34 священнослужителя — это выпускники Пермской духовной семинарии, претерпевшие самые лютые истязания за исповедание веры Христовой, впоследствии канонизированные Русской Православной Церковью.

В начале XX века молодых людей, которые, несмотря ни на какие преграды, приходили в Церковь и отдавали себя на самоотверженное служение, священномученик архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский) называл героями духа. Владыка Андроник на одном из последних заседаний Поместного Собора в 1918 году, накануне своего мученического подвига, говорил о том, что семинарии — это духовные образовательные школы, предназначенные исключительно для подготовки будущих священников, и самым важным здесь является воспитание. Он подчеркивал: «Для пастырства же, как церковного служения по преемству от апостолов, необходимо не только образование умственное в смысле богословского обучения, но, главнее того, необходимо пастырское воспитание души кандидата во священство» [3, с. 70]. По его мнению, обучая семинаристов, следует вести дело так, чтобы будущий «пастырь Церкви был богат духом ревности пастырской, без которого он все равно что светильник без елея» [4, с. 191].

С установлением советской власти все духовные школы Пермской епархии были закрыты. В июле 1919 года, после оставления Перми войсками Сибирской армии адмирала А. В. Колчака, Пермская духовная семинария на 90 лет прекратила свое существование. Некогда стройная, всеобъемлющая система богословского образования в Прикамье была полностью разрушена.

В последующий богоборческий период предпринимались попытки создания условий для подготовки пастырей (в 1920 году протоиереем Леонидом Зубаревым — Богословского института с трехлетним сроком обучения [5]; в 1944 году епископом Александром (Толстопятовым) — годичных пастырских курсов с замыслом последующих преобразований их в духовную семинарию [6]). Но все попытки остались безуспешными.

На пути возрождения

Первым шагом на пути возрождения Пермской духовной школы в постсоветский период стало открытие в 1993 году по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия (Кудюка; 1984–2002) краткосрочных Пастырских курсов при Свято-Троицком кафед­ральном соборе [7].

По прибытии в 2002 году на Пермскую кафед­ру епископа Иринарха (Грезина) им были предприняты меры по возрождению духовного образования на Пермской земле. Спустя год было получено благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытие в Перми духовного училища, задачей которого стала подготовка священноцерковнослужителей для Пермской епархии.

Ректором училища стал Преосвященный Иринарх, предпринявший энергичные меры по подбору профессорско-преподавательского состава и организации учебного процесса.

Созданное им Пермское духовное училище разместилось в старинном здании бывшей Константиновской церковно-приходской школы при Свято-Троицком кафедральном соборе. И хотя помещений было недостаточно для проживания воспитанников училища и для проведения занятий, все причастные радовались тому, что училище открылось, духовное образование на земле святителя Стефана Великопермского было вновь возрождено.

В марте 2010 года определением Священного Синода на Пермскую кафедру был назначен Высокопреосвященнейший Мефодий (Немцов), митрополит Пермский и Кунгурский (тогда Пермский и Соликамский), который вскоре стал ректором вновь образованной Пермской духовной семинарии. Опытному архипастырю удалось в кратчайшие сроки найти новое здание для духовной школы. Уже 4 декабря 2010 года богослужение в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы совершалось в новообретенном семинарией здании бывшего пермского лицея № 30. Возрожденная семинария обрела здание, состояние которого требовало немалого ремонта, но в последующем архипастырским попечением оно было приведено в порядок в соответствии с требованиями к учебно-воспитательному процессу в высшем духовном учебном заведении.

Не прервалась и традиция преемственности небесного покровителя семинарского храма. По благословению главы Пермской митрополии в новом здании, как и до революции, был обуст­роен и освящен храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Прикоснуться к сокровенным глубинам бытия

Сегодня семинария — это высшее духовное образовательное учреждение, предназначенное для подготовки молодых людей к служению в Церкви в качестве священнослужителей и церковных работников, которое включает в свой состав отделения священноцерковно­служителей, регентов, иконописцев и отделение дополнительного религиозного образования и катехизации.

Созданная учебно-материальная база семинарии позволяет успешно решать самые сложные образовательные задачи. Семинарское общежитие обеспечивает проживание семинаристов не только очной формы обучения, но и студентов, прибывающих на сессии заочного обучения.

В условиях карантинных мероприятий учебный процесс продолжался в строгом соответствии с расписанием занятий. Использование дистанционных технологий обогатило арсенал учебно-методических приемов преподавателей. Этот опыт решено использовать в последующем обучении тех студентов, кто в силу необходимости вынужден приобретать знания удаленно.

Попечением ректора Пермской семинарии в стенах учебного заведения проходят ­научно-практические конференции с участием представителей профессорского состава ведущих вузов России.

К настоящему времени в Пермской духовной семинарии сформирован профессорско-преподавательский состав, способный решать главную задачу — достойную подготовку священно- и церковнослужителей по программе высшего богословского образования. Сегодня среди преподавателей семинарии есть те, кто имеют ученые степени, в том числе по богословию, доктора наук, священнослужители.

Набирает силу научно-исследовательская работа, которая тесно связана с учебно-воспитательным процессом и находит выражение в повышении уровня выпускных квалификационных работ, в защите диссертационных исследований преподавателями в общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Стали традиционными две научно-богословских конференции: в ноябре — «Духовное пространство России: история и современность» и в мае — «Язык и духовность», участие в которых принимают ученые-богословы из церковных учебных заведений, ведущих вузов страны, а также из других стран. Непременным участником всех научных мероприятий является митрополит Мефодий — ректор семинарии, который всегда выступает лично, касаясь основных моментов научно-образовательного процесса, в том числе вопросов эффективности ведения исследовательской работы.

Материалы научных изысканий публикуются в «Научно-богословском вестнике Пермской духовной семинарии». Лучшие студенты ежегодно принимают участие в научных ­конференциях Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Екатеринбургской, Тобольской, Оренбургской духовных семинарий и других учебных заведений. На пастырском отделении обучаются семинаристы не только из Пермской митрополии (а это Пермская, Кудымкарская и Соликамская епархии), но и из Удмуртской и Вятской митрополий, а также Сыктывкарской и Воркутинской епархий.

В течение последних десяти лет после учреждения в Перми семинарии большая часть ее выпускников посвятила свою жизнь священнослужению, многие стали церковными работниками.

Цель возрождения духовного образования в Прикамье педагогический коллектив видит в том, чтобы образовательный процесс в семинарии имел самое непосредственное отношение к сокровенным глубинам бытия Церкви, а богословское образование находилось в самой сердцевине церковной жизни. При этом важно учитывать все изменения, происходящие в российском обществе, с тем чтобы быть готовыми достойно выполнять свою миссию при любых современных вызовах.

 

Список источников и литературы

1. Лаговский Иоанн, прот. Открытие Пермской семинарии и история ее до преобразования, бывшаго в 1818 г. Пермь: Типография Поповой, 1867.

2. Остроумов Г., прот. Слово в день 100-летия Пермской духовной семинарии // Столетний юбилей Пермской духовной семинарии. Пермь: Типо-литография губ. правления, 1900. С. 38.

3. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 9: Документы. Материалы. Деяния 118–136. М., 2000.

4. Андроник (Никольский), архиеп. Как должно жить и действовать русским людям / сост. Виктор Королёв. М., 2003.

5. Королев В. А. Простите, звезды Господни: Исповедники и соглядатаи в документах, или Зачем русскому Церковь? Фрязино, 1999. С. 94–95.

6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 2. Л. 75.

7. Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 3. Д. 58. Л. 1–2.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 По существу становление Пермской духовной семинарии в первый двадцатилетний период своей истории осуществлялось под непосредственным архипастырским руководством епископа Пермского и Кунгурского Иустина (Вишневского), который возглавлял Пермскую кафедру с 1802 по 1823 год.

 

9 сентября 2021 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.