iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Общество
Документы
Аналитика

Святитель Игнатий (Брянчанинов) является для России символом возрождения Русской Православной Церкви и особенно монашества после десятилетий унижений и гонений. И на Западе растет интерес к изучению наследия этого русского автора. Чем же вызвано подобное внимание?

Рихард Чемус
17 марта 2009 г.
Церковный раскол и права человека

Поместные Православные Церкви выражают поддержку Святейшему Патриарху Максиму и канонической Церкви в Болгарии

Сергей Чапнин
17 марта 2009 г.
Соборная дискуссия. Размышления делегата Поместного Собора

Поместный Собор, на котором был выбран XVI Патриарх Московский и всея Руси, многими ожидался как уникальный церковный форум для решения острых проблем, волнующих церковную общественность. Но этим ожиданиям не суждено было в полной мере оправдаться. Избрав Предстоятеля, Собор не воспользовался возможностью если не решить, то хотя бы сформулировать актуальные вопросы церковной жизни, вызывающие дискуссии и разномыслия.

протоиерей Андрей Лобашинский
26 февраля 2009 г.
Повседневное исповедничество

Проповедь в Троицком соборе Данилова монастыря на молодежной литургии в день Третьих Сретенских встреч.

игумен Петр (Мещеринов)
14 февраля 2009 г.

Древнерусские митрополиты, будучи архиереями Константинопольского Патриархата, вступали на свою Киевскую кафедру с совершением того же чина интронизации, что и другие епископы Вселенской Церкви. Чин получил имя настолования, или посажения на стол. «На стол» сажали не только митрополита, но и епископов других русских городов.

иерей Михаил Желтов
12 февраля 2009 г.
Московский Патриархат как «классический патриархат»

Патриархат — это церковная система территориально-административного управления, возникшая в эпоху Вселенских Соборов. В это же время формировалось и каноническое право. Не будет преувеличением назвать патриархаты этой эпохи «классическими» патриархатами. В какой степени система управления Русской Церковью в Московский, Синодальный и Новейший периоды ее истории соответствовала представлениям о патриархате эпохи Вселенских Соборов?
 

священник Димитрий Пашков
22 января 2009 г.
Отказ от миссии: Нитрид титана взамен разжжена злата

Современные православные миссионеры существуют в контексте двух принципиально разных миссионерских традиций. К одной из них относится проповедь подвижника, который несет личный подвиг ради Христа и, начиная с себя, преображает мир вокруг. К другой — стремление к усилению власти государства, силовое «навязывание» христианства, гонка за отчетностью.
 

игумен Агафангел (Белых)
22 января 2009 г.
Вопрос о легализации Церкви в 1920-х годах

Работу зимней сессии XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ продолжили заседания более чем двадцати секций и круглых столов. Как и в прошлые годы, наиболее крупной по числу участников была секция, посвященная актуальным проблемам истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. Ниже в сокращенном виде публикуется один из докладов, прозвучавших на этой секции.

священник Александр Мазырин
22 января 2009 г.
Выборы патриарха жребием: мужество веры или инфантилизм?

Новый патриарх будет избран на Поместном Соборе тайным голосованием. Однако в истории Церкви кроме голосования известны случаи избрания патриарха жребием. Если только жребий позволяет увидеть волю Божию, то с какой целью собирается Поместный Собор? Какие выборы более соответствует церковной традиции?

протодиакон Андрей Кураев
22 января 2009 г.
Народная память и советский официоз. Вернется ли знаменитый памятник Гоголю  на свое историческое место

Наступающее в апреле 200-летие со дня рождения Н.В.Гоголя, одного из лучших прозаиков и драматургов XIX века, дает повод для размышлений о том, насколько бережно относимся мы к памяти об этом замечательном человеке.

Вадим Дормидонтов
15 января 2009 г.
О роли Церкви в кризисную эпоху

В истории Церкви, как и в истории народа, наблюдаются определенные периоды – эпохи и циклы становления. Но определяются они не календарем, а процессом поэтапного созревания народа для внутреннего и внешнего преображения жизни, а также логикой жизни и смерти тех явлений и сил, которые наполняют собою Бытие и сообщают ему значение и смысл.

иерей Владимир Соколов
15 января 2009 г.
Святейший Патриарх Алексий: пятнадцатый всероссийский, первый зарубежный

К 40-му дню со дня кончины

протоиерей Петр Перекрестов
12 января 2009 г.
О православном взгляде на нехристианские религии

Православная Церковь учит, что все люди созданы Богом по образу Его и родственны друг другу и что заповеди Христовы о любви к ближнему не имеют границ. Поэтому преподобный Феодосий Печерский говорил: «Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего — будет ли то иудей или мусульманин, <…> — ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных».

протоиерей Всеволод Чаплин
Юрий Максимов
Дмитрий Сафонов
26 декабря 2008 г.
Образ церковного возрождения

Зарисовки к портрету Патриарха Алексия Второго

Сергей Чапнин
12 декабря 2008 г.
Отец Церкви — отец народа

Не будет преувеличением сказать, что наш русский двадцатый век — страшный и славный, кровавый и благословенный — кончился не восемь лет назад, как следует по календарю, а кончается сегодня — с погребением в Елоховском соборе последнего, может быть, по-настоящему великого нашего современника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Николай Лисовой
11 декабря 2008 г.
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30