iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Аналитика
Св.Лаврентий Калужский
ЖМП № 8 август 2015 /  28 августа 2015 г.
версия для печати версия для печати

Небесный покровитель Калужской земли

У Калужской земли есть несколько небесных покровителей. Один из них — праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, названный калужским чудотворцем за чудеса спасения и исцеления, явленные им не только при жизни, но и после праведной кончины. Он упокоился 10 / 23 августа 1515 года.  В это же время была основана обитель его имени. Нынешним летом Калуга вспоминает не только этого местночтимого святого, но и отмечает 500-летие Свято-Лаврентьева монастыря, который сейчас восстанавливается. «Журнал Московской Патриархии» предлагает обзор исторических источников, рассказывающих о калужском чудотворце.

«Не бойтеся!»
Пожалуй, самый ранний из найденных автором этой статьи источников, в которых упоминается о святом Лаврентии, — переизданный в 1862 году «Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» Д.А. Эристова. В нем сказано, что «блаженный Христа ради юродивый» Лаврентий Калужский «преставился» 10 августа 1515 года. К сожалению, в «Словаре…» не указано происхождение святого, поскольку «в летописях (Свято-Лаврентьева. — Прим. авт.) монастыря не находится достовернаго сведения». Однако приводится весьма любопытное замечание о том, что в «книге Синодика рода Хитровых, находящейся в Лютиковском Троицком Перемышльском монастыре, возобновленном Боярами Хитровыми, упомянут в поколении Григорья Симеоновича Хитрово, в голове всех имен, Лаврентий чудотворец, юродивый инок; и потому можно заключить, что он принадлежал точно к роду Хитровых».
О монастыре, названном в честь святого Лаврентиевским, сказано, что он основан «около половины XVI века, но кем, неизвестно» и что в нем сохранилась записка о подвиге праведника: «В лето 1512 нападоша на град (Калугу) Агаряне, противу которых вышел он (князь Симеон Иоаннович Калужский) с своими гражданы; праведный Лаврентий, в дому его бывший, внезапу возопи гласом велиим: дадите мне мою секиру острую; нападоша псы на князя Симеона, да обороню от псов его! и взем отъиде; князю же Симеону, в то время бившуся с Агаряны с насада (род судна водоходнаго) на Оке; Агаряном же, во множестве обступившим князя, внезапу обретеся на насаде прав. Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив рекши: не бойтеся! — и в тот час победи князь и прогна их, а праведный Лаврентий обретеся паки в дому княжеском, аки юродствуя, и говоря: оборонив от псов князя Симеона. Князь возвратився от брани, поведа бывшее, како явися праведный, и его укреплением и помощию победил врагов, нашедших на город Калугу»1. Праведный Лаврентий появился на насаде, каким-то чудесным образом покинув дом князя: «взем отъиде». О том, как именно это могло произойти, речь пойдет далее.
Особое княжество

В «Исторических сведениях о монастырях Калужской губернии», опубликованных в «Памятной книжке Калужской губернии на 1861 год», их автор П.А. Ляметри пишет, что в память святого Лаврентия 10 августа «совершается из Калуги до монастыря крестный ход»2.
В знаменитой «Летописи Калужской от отдаленных времен до 1841 года», составленной В.В. Ханыковым и выпущенной в 1878 году Императорским обществом истории и древностей российских при Московском университете, также упоминается имя калужского князя Симеона: «В 1510 году Князь Великий Василий Иоаннович, уехав в Новгород, братьев оставил: Юрья в Дмитрове, а Семена в Калуге». Здесь же говорится, что князь Симеон Иоаннович Калужский скончался 26 июня (по старому стилю) 1518 года на 31 году жизни, а «тело его положено в Московском Архангельском соборе». Мощи же святого Лаврентия упокоились в раке под спудом в нижней церкви Лаврентьева монастыря3.
Следует обратить внимание на один очень важный факт в истории Калуги: возникновение в 1505 году Калужского княжества и присоединение его через 13 лет к Московскому. В вышедшей в 1886 году книге «Калужская губерния: курс родиноведения для местных учебных заведений» ее автор А.М. Вусович пишет, что ставшее в 1505 году самостоятельным княжество Калужское — удел князя Симеона Иоанновича — просуществовало в этом статусе всего лишь 13 лет! То есть фактически до смерти его правителя. Это произошло потому, что удельные князья постепенно превращались в «простых помещиков», несущих службу московскому князю за «право пользоваться доходами от своих родовых владений»4.
Подтверждение этому есть и в книге иеромонаха Леонида «История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи», изданной в 1876 году. В ней говорится, что «по смерти Иоанна III в 1505 году, Калуга в первый раз является особым Княжеством, поступив вместе с Козельском в удел сына его Симеона <…> по смерти сего последняго Калуга опять присоединена к Москве». О святом Лаврентии автор пишет, что он «по Божественному смотрению <…> восполнил собою тройственное число святых Калужской области, неусыпных стражей ея мира и благоденствия»5. 
Конечно же, знаменитый родоначальник калужского краеведения Д.И. Малинин не мог не упомянуть имя Лаврентия Калужского в своем «Опыте исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии». В книге приводится такая историческая справка: «В 1505 г. Калуга впервые является самостоятельным княжеским городом, который получил себе в удел кн. Семен Иванович. Он родился в 1487 г., и ему было 18 лет, когда он поселился в Калуге. Его дворец со службами, по преданию, стоял там, где теперь на берегу Яченки находятся ямы, близ кирпичного завода, принадлежащего Курнышеву. <…> в <…> 1512 г. в мае кн. Симеон оборонил Калугу от Крымских татар <…> благодаря помощи прав. Лаврентия». В описании церкви Пятницкого кладбища города Калуги Малинин приводит список редких священных предметов храма, среди которых есть и образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». На иконе по краям изображены святые, в том числе и «прав. Лаврентий Калужский и Калужский князь Симеон; глава последнего окружена ­нимбом»6.
Пристанище святого
В книге «Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия», изданной в 1902 году, говорится, что князь Симеон Иоаннович жил в построенном на левом берегу реки Яченки городище. В его доме «по временам живал раб Божий Лаврентий». «Живал», но не жил. Где же находилось постоянное пристанище святого? Там, где сегодня стоит монастырь его имени. А в начале XVI века «в полуверсте от города его времени, на вершине горы, покрытой в то время густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма стояла хижина блаж. Лаврентия». По ночам святой выходил молиться на его паперть. Днем же по земляному ходу, идущему от хижины до храма, он тайно приходил слушать богослужения. Храм Рождества Христова и стал местом упокоения святого Лаврентия.
Описываемый источник говорит, что иноческая обитель, где мощи святого «почивают под спудом, в приделе его имени», была, «вероятно», устроена князем Симеоном Иоанновичем «в благодарность за сохранение своей жизни и за спасение Калуги от разорения». Уже в середине XVI века монастырь приобрел известность и за пределами Калуги. Об этом можно судить из того, что в 1565 году царь Иван Васильевич написал в своей жалованной грамоте монастырю следующее: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Уже в это время «местно чтили праведнаго». В книге приводятся свидетельства о чудесах, свершившихся в XVII веке по молитвам у гроба святого, а также описание древних калужских икон, изображающих праведного Лаврентия. На них он таков: «в рубахе и овчине, босой, с секирою, насаженною на длинное топорище; темнорусые и долгие волосы раскинуты по плечам, длинная борода раздвояется на персях»7.
А вот «Источники русской агиографии» Н.П. Барсукова, опубликованные в 1882 году, говорят, что «в «Иконописном Подлиннике, под 10 Августа» упоминается святой Лаврентий, который «на себе же ношаше шубу роспашь, хождаше бос в портех». Здесь же уточняется: «инии пишут», что он «сед, брада аки Власиева, на конце раздвоилась; на главе плат, наг весь, шуба на плечах»8.
По блаженной кончине

Конечно же, нельзя не обратиться к «Историческому описанию Калужского Лаврентиева монастыря нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви», составленному в конце XIX века иеромонахом Леонидом. В вышедшем в 1906 году переиздании этой книги есть сведения о том, что, по преданию, святой Лаврентий построил себе небольшую деревянную хижину, от которой, как гласит предание, сам выкопал подземный ход, чтобы тайно приходить в храм Божий. Интересно, что в примечаниях к основному тексту приводится пояснение автора «Исторического описания…» В нем говорится о 80-летнем «старожиле подмонастырской слободы Подзавалья», который рассказывал, что «еще на его памяти был известен в монастырском саду куст», скрывавший под собой «спуск в подземельный ход», ведущий в монастырскую церковь. 
Иеромонах Леонид уточняет дату основания святой обители, поскольку «некоторые из желания придать монастырю более древнее начало» писали о его существовании еще при жизни праведника. Автор утверждает, что Свято-Лаврентьев монастырь был основан только «по» его «блаженной кончине», но не ранее ее, поскольку в древнем монастырском синодике «помянник настоятелей Рождественской обители начинается именами Праведного Лаврентия и современника его Преподобного Игумена Тихона, основателя другой пустынной обители в области Калужской», а «число же всех настоятелей, упомянутых в синодике, не превышает 15 человек». Из чего «должно заключить», что монастырь начал свою историю после упокоения святого Лаврентия, а «по сему Праведник этот должен быть почитаем первоначальником обители». 
Иеромонах Леонид только «полагает», что «Князь Калужский Симеон Иоаннович <…> в течении трех лет, которые он прожил в Калуге по кончине Праведнаго Лаврентия, устроил на месте погребения сего святого мужа иноческую обитель». 
Вызывает сомнения у автора и происхождение святого из рода «бояр Хитровых», поскольку «прежде было в обычае <…> записывать в помянниках своего рода в начале имена мужей известных святостию своею жизни, для выражения уважения к ним». Он ограничивается лишь тем, что сказано о Лаврентии в монастырской записи: «отца же его и матере никто же сведом, древних ради лет бывших». 
В «Историческом описании…» подробно указаны чудесные исцеления, свершившиеся у гроба праведного Лаврентия, которые наряду с помощью в изгнании агарян «оправдывают» его «наименование Калужским Чудотворцем»:
1621 год. Исцеление от расслабления боярина Льва Андреевича Кологривова.
1622 год. Избавление «посадского (города Калуги) человека» Стефана от одержимости.
1630 год. Обретение девицей Евдокией зрения.
1632 год. Прозрение женщины по имени Евдокия.
1634 год. Очищение бесноватого.
1641 год. Выздоровление отрока Давида от болезни ног.
1641 год. Излечение юноши Симеона от лихорадки.
1668 год. Исцеление от лихорадки Петра Львовича Кологривова — сына боярина Льва Андреевича Кологри­вова9.
Обитель и окрестности
Свято-Лаврентьев монастырь представляет собой не меньший интерес для историков. В 1608 году здесь стояли войска Ивана Болотникова, в 1610 году вблизи его стен нашел свою гибель калужский «царик» Лжедмитрий II. В 1650 году на месте деревянной Рождественской церкви, где почивали мощи калужского чудотворца, был построен новый двухъярусный храм. В нем нижний этаж занимала каменная церковь во имя святого мученика и архидиакона Лаврентия (в 1855 году она была переименована во имя святого праведного Лаврентия, Христа ради юродивого чудотворца), а верхний — деревянная церковь во имя Рождества Христова (в 1739 году ее сделали каменной). В 1732 году над святыми вратами каменной монастырской ограды возвели церковь в честь Успения Божией Матери. Годом позже «тщанием и иждивением» калужского купца Козьмы Ивановича Ланина началось строительство каменных келий (Архиерейский дом), а в 1823 году «тщанием Преосвященного Филарета Епископа Калужского и Боровского» при них была устроена домовая церковь во имя Сергия, Радонежского чудотворца. 
В 1776 году в монастыре была открыта духовная семинария. Это важное событие в истории святой обители совпало с учреждением Калужского наместничества. «Начальное число» семинаристов, которые обучались здесь латинскому языку, грамматике, пиитике и нотному пению, составляло более ста человек. Это учебное заведение было переведено в Калугу в 1799 году10.
По сведениям, приводимым П.А. Ляметри, «Лаврентьев монастырь состоял сначала под управлением игуменов, потом настоятелей, с 1797 года архимандритов, а с 1800 года, причисленный к 3 классу, назначен для жительства епархиального архиерея, и ныне именуется архиерейским домом». Далее автор пишет, что в Свято-Лаврентьевом монастыре «находится каменный дом, в котором во время лета живет епископ»11. 
К первой половине XIX века может быть отнесено первое художественное произведение, посвященное святой обители града Калужского. Это «Сочинение Архимандрита Арсения. Описание в стихах Калужским Архимандритом Арсением загородного архиерейского дома, бывшего ранее Лаврентьевым монастырем». Эта рукописная поэма, которая в единственном экземпляре сохранилась в фондах Государственного архива Калужской области. Выявила ее известный калужский краевед Генриетта Морозова. Примечательно, что автор этого «описания» Арсений Зерченинов был слеп. Поэма, записанная с его слов, рассказывает о церквах и некрополе монастыря, а также о том чудесном виде, который открывался отсюда на долину реки Яченки и сосновый Бор12. Этот чудесный вид и сегодня восхищает калужан и гостей города.
Вокруг соборного храма Свято-Лаврентьева монастыря было кладбище, на котором нашли упокоение представители многих известных дворянских и купеческих фамилий: Оболенских, Унковских, Прянишниковых, Билибиных, Чешихиных, Золотаревых, Демидовых и др. Здесь был похоронен герой Отечественной войны 1812 года генерал Карл Федорович Багговут, погибший 6/18 октября в сражении при Тарутине13.
Образ святого Лаврентия был запечатлен на хоругви ратников Калужского ополчения 1812 года14. Через триста лет калужский чудотворец вновь повел калужан на битву с врагом и вновь одержал победу.
Поклониться святому месту приезжали многие известные в России люди. Побывали здесь Г.Р. Державин, Н.В. Гоголь, И.С. Аксаков, А.К. Толстой и др.
Калужане очень любили гулять в Лаврентьевской роще. Они приходили сюда на весь день целыми семьями, принося с собой самовары и провизию, а примыкавшую к монастырю слободу Подзавалье летом заселяли многочисленные дачники15.
Большое назидание
Когда в 1914 году Калуга готовилась к празднованию 400-летия со дня праведной кончины святого Лаврентия, в газете «Калужский курьер» была опубликована статья, посвященная этому важному событию в жизни города. В ней говорилось о том, что, «желая почтить память св. праведнага Лаврентия, потомки спасенных от татарской гибели, современные калужане, — образовали особый комитет, учрежденный епархиальною властью, целью котораго является обновление храма, где находится рака над мощами св. праведнаго Лаврентия, и благоустройство самой церкви». Комитет призывал всех «чад святой церкви» вносить посильные пожертвования. С этой целью накануне праздника Вознесения Господня за всенощной и в сам день Вознесения во всех церквах Калуги и Калужской епархии производились церковные сборы. Казначеем был назначен протоиерей Калужского женского монастыря отец Николай Павлович Добромыслов. В это время шла Первая мировая война. Однако автор статьи выражал надежду на то, что «в кладовых» монастырей и общин Калужской епархии все-таки найдутся некоторые суммы на торжества в день 400-летия кончины всеми чтимого калужского чудотворца и это станет «большим назиданием» для других жителей губернии16. 
Калужане помнят и чтят своего святого, который даже стал героем художественного произведения: в исторической повести местного писателя Александра Константиновича Ларина «Калужский чудотворец» участниками событий 500-летней давности становятся и жители града Калужского, и князь калужский Симеон Иванович, и калужский чудотворец, юродивый Христа ради Лаврентий17.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Эристов Д.А. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Д.А. Эристов. СПб.: Типография II отд-ния собств. е. и. в. канцелярии, 1862. 2-е изд., испр. и доп. С. 142–143.
2 Ляметри П.А. Исторические сведения о монастырях Калужской губернии / П.А. Ляметри // Памятная книжка Калужской губернии на 1861 год, изданная Калужск. губернск. статистич. комитетом, под редакциею члена-корресп., старш. учит. Калужск. губернск. гимназии П.Щепетова-Самгина. Калуга: Губ. типография, 1861. С. 273–274.
3 Ханыков В.Я. Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 года / Сост. В.В. Ханыков; Сообщ. Архим. Леонид. М.: Об-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1878. С. 28–30.
4 Вусович А.М. Калужская губерния: курс родиноведения для местных учебных заведений / А.М. Вусович. Калуга: Типография А.М. Михайлова, 1886. С. 24–25.
5 Леонид (Кавелин Лев Александрович; архимандрит Троице-Сергиевой лавры; 1822–1891.). История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи / Сост. иером. Леонид. Калуга: Типография губернского правления, 1876. С. 53–54.
6 Малинин Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии / Д.И. Малинин. Калуга: Золотая аллея, 2004. С. 32, 121–122, 152–155.
7 Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия / Сост. Покровского и Василия Блаженного в Москве собора ключарь священник Иоанн Ковалевский. 3-е изд. М.: Изд-е книгопродавца Алексея Дмитриевича Ступина, 1902. С. 262–266.
8 Барсуков Н.П. Источники русской агиографии / [Николай Барсуков]. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1882. С. 320.
9 Леонид (Кавелин Лев Александрович; архимандрит Троице-Сергиевой лавры; 1822–1891). Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви / Сост. иером. Леонид. Калуга: Типография С.А. Семенова, 1906. 
С. 7–17, 97.
10 Там же. С. 18–28.
11 Ляметри П.А. Исторические сведения о монастырях Калужской губернии / П.А. Ляметри // Памятная книжка Калужской губернии на 1861 год, изданная Калужск. губернск. статистич. комитетом под редакциею члена-корресп., старш. учит. Калужск. губернск. гимназии П. Щепетова-Самгина. Калуга: Губ. типография, 1861. С. 274–275.
12 Днепровский-Орбелиани А.С. Лаврентьев монастырь, воссиявший в веках / А.С. Днепровский-Орбелиани. Калуга: Фридгельм, 2015. С. 28–29.
13 Леонид (Кавелин Лев Александрович; архимандрит Троице-Сергиевой лавры; 1822–1891). Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви / Сост. иером. Леонид. Калуга: Типография С.А. Семенова, 1906. С. 66–69.
14 Юбилейный сборник в память Отечественной войны 1812 года / изд-е Церк. ист.-археол. о-ва; под ред. [и с предисл.] И.Ф. Цветкова. Калуга: Типография Калужского губернского земства, 1912. С. 20–21. 
15 Манаенкова С.Л. Дворянская / С.Л. Манаенкова // Единственная и неповторимая. Калуга в старой открытке / Авт.-сост. В.П. Машковцев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Типография «Новости», 2006. С. 218–220.
16 К-инъ А. Къ 400-летiю кончины св. Праведнаго Лаврентiя калужскаго чудотворца / А. К-инъ // Калужский курьер. 1915. 23 мая (№ 54). С. 3.
17 Ларин А. Калужский чудотворец: Историческая повесть / А.Ларин. Калуга: Золотая аллея, 2003. 
28 августа 2015 г.
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00