iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00
Аналитика
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове. (08.06.1971 - 21.04.2020)

Клирос осиротел

ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА АГЕЙКИНА

21 апреля в Москве в возрасте 48 лет скончался настоятель кафедрального Богоявленского собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин. Будучи многогранной и богато одаренной личностью, он себя ярко проявил в том числе и на посту председателя Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения при Патриархе Московском и всея Руси.

Автор этих строк познакомился с протоиереем Алксандром Агейкиным, когда тот служил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в сане протодиакона. Неизменно предельно корректный и полностью лишенный привычки разговаривать надменно, он всегда ухитрялся находить время для журналистов в своем плотном графике. Немногие при этом догадывались, что за плечами у этого прекрасного баса, в совершенстве знавшего устав и безупречно несшего послушание в главном соборе Церкви, осталась карьера солиста одного из ведущих музыкальных коллективов страны.

«Через звание» - из протодиаконов в протоиереи – он шагнул весьма скоро, став настоятелем Богоявленского собора. Исполняя это послушание неленостно и ревностно, он удивительно быстро нашел общий язык и с почетным настоятелем протопресвитером Матфеем Стаднюком (+2020), и с многолетним старостой и председателем приходского совета Николаем Капчуком (+2018). И все же мне как журналисту и как певчему гораздо больше оказалась известна еще одна, третья сторона общественного служения отца Александра – на посту председателя Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения при Патриархе Московском и всея Руси. Подготовленный и проведенный им осенью 2016 года Первый (спустя более чем вековую паузу в аналогичных мероприятиях) международный съезд регентов и певчих при участии Предстоятеля задал столь высокую планку экспертной дискуссии на темы клиросного служения, что казалось вряд ли возможным поднять ее еще выше. Тем не менее, второй съезд, состоявшийся, как и было обещано, ровно через три года, оказался гораздо представительнее – и числу представленных епархий, и по количеству зарегистрировавшихся делегатов, и по охвату тем на секционных заседаниях, и по остроте обсуждения, заданной Святейший Патриархом, возглавившим пленарное заседание. Участники съезда так и не узнали, что сам Агейкин накануне открытия в тяжелом состояни попал в больницу.

Между съездами организаторский талант протоиерея Александра Агейкина в полной мере проявил себя на еще одном важнейшем поприще – при организации сводного хора певчих Московской (городской) епархии. Решить сложнейшую задачу представленности в поющем коллективе абсолютно всех монастырских и приходских хоров обширнейшей территории удалось при помощи верных коллег по Церковно-общественному совету – известных московских регентов Алексея Пузакова и Варвары Волковой. Блистательный дебют этого коллектива на праздничном богослужении в Успенском соборе Московского Кремля, посвященном вековому юбилею Поместного собора 1917-18 годов, был закреплен в ходе торжествественного мероприятия в ознаменование 100-летия восстановления Патриаршества в Храме Христа Спасителя и подтвержден год с лишним спустя – на большом концерте в Кремлевском дворце в честь 10-летия восшествия нынешнего Предстоятеля на патриарший престол. Разумеется, что колоссальный, насчитывающий многие сотни певчих сводный хор не может похвастаться стабильностью состава: какие-то исполнители выпадают, с мест им на замену приходят другие певчие. Тем большее восхищение вызывает мастерски проведенная подготовительная работа. Плоды этой уникальной деятельности необходимо сберечь – у сводного хора Московской епархии должно быть будущее!

Увы, очень многие пункты в обширных планах протоиерея Александра Агейкина остались нереализованными. Только-только приступил к практической работе Церковно-общественный совет по развитию русского церковного пения. На начальной стадии – свободный обмен нотными партитурами песнопений на веб-сайте этой структуры. Ждут исполнения пункты резолюции Второго съезда регентов и певчих. Кроме того, теперь в довольно тяжелом положении оказались клироше, которым не помешала бы поддержка «своего» общецерковного органа, увы, тоже, так не вовремя осиротевшего.

К счастью, отец Александр смог оставить богатое наследие. Нам всем здесь есть что использовать, и есть чему поучиться.

 

Так говорил протоиерей Александр Агейкин (из интервью нашему журналу)

«Христос приходил проповедовать всем и каждому. В правом хоре нашего собора сейчас нет неверу­ющих певчих, но есть ­невоцерковленные. Однако за ­четыре года моего настоятельства гораздо больше певчих стало исповедоваться и причащаться, подходить на всенощном бдении на елеопомазание, а по совершении Божественной литургии — ко кресту. Сейчас мы решаем задачу закрепления за клиросом отдельного штатного священника, который проводил бы с ними евангельские беседы, катехизировал бы невоцерковленных, разъяснял бы им основы вероучения. Конечно, я не могу обязать всех певчих причащаться ежемесячно. Но приведу один из последних примеров. На клирос пришла работать солистка, знакомая мне еще по совместной музыкальной деятельности в Центральном симфоническом оркестре Министерства обороны. Сначала она исключительно как профессиональная певица хотела познакомиться с обиходом осмогласия, с церковными певческими традици­ями. Теперь уже регулярно исповедуется и причащается».

«О клиросе без фальши». «Журнал Московской Патриархии», № 8 – 2017г.

«Любой церковный хор — вещь штучная. Шаблонные рецепты при его формировании не применимы. Конечно, на клиросе стоят живые люди. Каждый из них имеет право на отдых, отпуск, достойную оплату труда. На нормальное человеческое отношение, в конце концов, не предусматривающее, разумеется, увольнение посредством SMS, сколь бы острой конфликтной ситуацией в реальности соответствующее решение ни предварялось. На приходе все это зависит от настоятеля. Именно поэтому мы сейчас разворачиваем работу с расположенными в столичном регионе семинариями — организовываем летние школы на базе Сергиева Посада и Сретенской духовной семинарии. Будущим священникам уже в молодости надо прививать верные взгляды на выстраивание всей приходской жизни. Чтобы они ясно понимали разницу между господином и хозяином с одной стороны и душепопечителем общинной семьи, куда полноправно входят и регент с певчими и псаломщиками, — с другой. Времена, когда настоятель на приходе и швец, и жнец, и на клиросе игрец, давно прошли. И сам Святейший Патриарх Кирилл ставит задачу качественного пения весьма недвусмысленно. Если кое-где его еще не поняли или не услышали — это следует поправить».

«Услышьте клирошан. «Церковный Вестник», 23 октября 2019 г.

 

HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Канон и современность в Павшинской пойме
В только что сданном в эксплуатацию Николо-Андреевском храме в Павшинской пойме уже идут регулярные богослужения. Кажется, для этой церкви невозможно было подобрать место удачнее. Приняв в себя воды невеликого притока Баньки, русло Москвы-реки перед крутой излучиной на пересечении с Московской кольцевой автодорогой плавно изгибается влево. Именно тут в узкий и вытянутый пустырь между Волоколамским шоссе и москворецкой поймой коммерческий застройщик десять лет назад филигранно вписал густонаселенный жилой микрорайон. И если напротив через реку гигантский выставочный комплекс и станция метро «Мякинино» сами по себе способствовали интенсивному благоустройству прибрежной полосы, то здесь, в Павшине, «пятачок» у воды снискал устойчивую славу городских задворок.
14 августа 2020 г. 18:00
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00