iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00
Ковчег для Заступницы усердной
Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника. PDF-версия.
6 сентября 2021 г. 13:45
Православие как судьба
Традиция получения образования в российских духовных школах иностранными студентами имеет давние корни. В XIX веке Россия оказалась не только оплотом Православия в мире, но и центром церковного образования. Начиная с 1850-х годов в российских духовных академиях и семинариях получали образование греки, болгары, сербы, черногорцы, а также сирийцы. Одни из них после учебы возвращались на родину, другие оставались в России. Среди иностранцев-выпускников были будущие архиереи, богословы, церковные деятели. Сегодня среди иностранцев по-прежнему популярна идея получения богословского образования в России. Какое применение они планируют найти знаниям, полученным в российской духовной школе, легко ли дается изучение предметов, о чем они мечтают и планируют ли служить на родине, отправился выяснять корреспондент «Журнала Московской Патриархии» в Санкт-Петербургскую духовную академию. PDF-версия.  
31 августа 2021 г. 14:30
Аналитика
Александро-Невский собор в Софии, Болгария
ЖМП № 8 август 2021 /  10 сентября 2021 г. 18:00
версия для печати версия для печати

Память русского святого на Болгарской земле

КАК ТРИ АЛЕКСАНДРА ПОСТРОИЛИ В СОФИИ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР 

Юбилейный год благоверного князя Александра Невского - прекрасный повод для воспоминания и осмысления культурного наследия, связанного с именем этого связанного. XIX век можно было бы назвать золотым веком русского церковного зодчества; он ознаменовался и целым созвездием храмов, центральные престолы которых освящались во имя святого благоверного князя. PDF-версия.

Только в череде самых масштабных сооружений стоят: собор святого Александра Невского в Париже (архитектор Роман Кузьмин, 1859–1861); войсковой собор святого Александра Невского Кавказской армии в Тифлисе (архитектор Давид Гримм, 1866–1897, разрушен); войсковой собор святого Александра Невского в Батуми (заложен в 1888 году императором Александром III во время его путешествия по Кавказу, разрушен); собор святого Александра Невского в Баку (архитектор Роберт Марфельд; заложен в 1888 году императором Александром III во время его путешествия по Кавказу, разрушен); собор святого Александра Невского в Ростове-на-Дону (архитектор Александр Ященко, 1891–1908, разрушен); собор святого Александра Невского в Варшаве (архитектор Леонтий Бенуа, 1894–1912, разрушен); собор святого Александра Невского в Ревеле (архитектор Михаил Преображенский, 1895–1900); собор святого Александра Невского в Царицыне (архитектор Александр Ященко, 1901–1918, разрушен); собор святого Александра Невского на Миусской площади в Москве (архитектор Александр Померанцев, 1913–1917, разрушен).

Как видно из этого перечня памятников зодчества, наиболее значительных по размерам и роли в истории русской архитектуры, большинство из них утрачены в годы богоборческой власти и нуждаются в изучении и воссоздании. Поэтому роль Александро-Невского собора в Софии уникальна. Там сохранились в перво­зданном виде не только архитектура, но и богатейшее внутреннее убранство, монументальная живопись и иконы, создававшиеся болгарскими и русскими художниками.

Несомненной удачей заказчиков и зодчих стал выбор неовизантийского стиля, который наряду с русским стилем был выдающимся явлением в архитектуре историзма. Под «историзмом» здесь мы понимаем стиль европейского искусства последней четверти XVIII — середины ХХ века, в котором архитекторы стремились к воспроизведению духа и форм прошедших эпох. Именно в России историзм получил наиболее полное и масштабное воплощение вследствие высочайшего уровня художественной школы, достижений художественной промышленности и строительного искусства.

Архитектурный проект выполнил Александр Померанцев, уже в конце XIX столетия счита­в­шийся общепризнанным корифеем второго по значению стиля русского храмостроения (после русского) — неовизантийского (в ту эпоху его чаще называли византийским). Самый значительный проект зодчего в этом стиле был выполнен для Софии.

Городу тогда еще только предстояло превратиться из традиционного балканского поселения в современную европейскую столицу. На это была нацелена градостроительная программа правительства, включавшая в том числе и возведение кафедрального собора. По данным первой официальной переписи населения, к 1880 году София насчитывала всего 20 856 жителей, в ней почти не было представительских зданий, отсутствовала канализация, улицы тонули в грязи.

В 1883 году в Санкт-Петербурге прошел первый конкурс на проект храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II. В Софию отправили 32 фотоснимка конкурсных работ. В результате болгарская комиссия выбрала проект академика архитектуры Ивана Богомолова (1841–1886), выполненный, как и большинство других, в неовизантийском стиле. Архитектор Богомолов прибыл в Софию 22 апреля 1884 года и предложил ­оригинальные планы проекта храма1. Вскоре он заключил с болгарским Министерством общественных зданий, дорог и сообщений контракт, по которому обязался в 6–8-месячный срок предоставить окончательно переработанный проект храма вместимостью 1200 человек и сто­имостью 2 млн левов, реализация которого могла бы осуществиться в том числе под руководством другого архитектора2.

Увы, разворачивавшиеся на Балканах события не способствовали быстрому строительству. 6 сентября 1885 года провозглашается соединение Княжества Болгарии с Восточной Руме­лией. За этим следует Сербско-болгарская война (2 ноября 1885 — 19 февраля 1886) и избрание Фердинанда I на болгарский трон. Лишь в 1894 году отношения с Россией стали налаживаться, и тогда же председателем Комитета по возведению кафедрального собора был избран Стоян Петков. Благодаря эрудированности, трудолюбию и настойчивости он сумел привлечь внимание министерского совета к строительству храма-памятника3.

Министерство общественных зданий назначает Строительную комиссию4, которая первым делом занялась поисками нового архитектора для осуществления проекта Богомолова. По приглашению Министерства общественных зданий, дорог и сообщений профессор Александр Померанцев впервые посещает Софию 1 сентяб­ря 1896 года, знакомится с условиями стро­ительства, присутствует на отборе пробы грунта. Свое мнение о проекте Богомолова он излагает в адресованной Строительной комиссии докладной записке, и уже 11 сентября 1896 года происходит совместное заседание Комитета и Стро­ительной комиссии с участием Померанцева.

Разработанный Померанцевым новый проект отличался от первоначального не только по ­размерам, но и концептуально. Теперь доминантой здания стал центральный купол, опиравшийся на структуру триконха, что в интерьере создавало иллюзию увеличенного пространства и его цельности, а снаружи напоминало купольное покрытие с боковыми конхами собора Святой Софии Константинопольской. Протяженность объема с запада на восток роднила его с купольными базиликами и болгарской средневековой традицией, а также с расположенной рядом Софийской базиликой IV–VI веков. Западный фасад венчала 51-метровая колокольня, а весь объем здания окружала галерея, подчеркива­ющая пирамидальное построение гармоничных объемов. Как и во многих других своих зданиях, Померанцев предпочел облицевать храм естественным камнем с обилием декоративных деталей. Объем храма составил 86 тыс. м3, а площадь застройки — 3160 м2.

Собор во имя святого Александра Невского — выдающееся произведение русской архитектурной мысли и нашей строительной школы, а также великолепный пример творческого сотрудничества болгарских и русских зодчих, художников, строителей, государственных и общественных деятелей.

Не менее значителен в созидании храма и опыт братского единения Православных Церквей обеих стран, и творческий опыт осмысления образа главного храма православного мира — собора Святой Софии в Константинополе, который нашел отражение в православном, католическом и протестантском зодчестве5. Несмотря на то что возводился он в Болгарии, именно благодаря нашим соотечественникам в его со­здании нашли применение наиболее прогрессивные строительные конструкции и материалы. Благодаря этому до сегодняшнего дня он сохраняет большой запас прочности и надежности конструктивной части.

Уникальна роль Строительного бюро А. Н. Померанцева в создании Александро-­Невского собора и в целом русского храмостроения в Болгарии. При знакомстве с архивными документами поражает высочайший профессионализм руководителя бюро и его помощников А. Н. Смирнова и А. А. Яковлева, проявившийся в полемике с болгарскими коллегами и запечатленный в применении новаторских конструкций и строи­тельных материалов, в общей гармонии храма, его архитектурных форм, внутреннего пространства и художественного убранства.

 

Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта РФФИ № 19-012-00330 «История создания собора во имя св. Александра Невского в Софии и его архитектор А. Н. Померанцев».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Каравелов Л. Храм-памятник «Александр Невский» в Софии. Т. I. София, 1966. Рукоп. С. 25.

2 Там же.

3 Радкова Р. Храм-памятник «Св. Александр Невский». София:
АИ «Проф. Марин Дринов», 1999. С. 29.

4 Каравелов Л. Указ. соч. С. 39.

5 Saveliev Yu. Hagia Sophia in Constantinople: model for the neo-byzantine architecture of Russia, Europe and America // Bisanzio nello spazio e nel tempo. Costantinopoli, la Siria. Orientalia Christiana Analecta. T. 307. Rome, 2019. P. 117–146.

Александр Никанорович Померанцев (1848–1918) родился в Москве. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Архитектурное отделение Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1874–1877). Стажировался за границей (1880–1887), преимущественно в Италии. Совместно с архитектором Федором Чагиным выполнил обмеры Палатинской капеллы в Палермо. Удостоен звания академика (1887). С 1888 г. до конца жизни преподавал в Академии художеств, в 1899 г. назначен ректором Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Автор известных зданий, вошедших в историю русского зодчества. Среди них — Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве (1889–1893), Императорский павильон и здание Администрации (русский стиль); главное здание Художественного отдела (неоклассицизм); здание отдела Средней Азии (мавританский стиль) и здание Машинного отдела (рационализм) Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896); здание Синодального училищного совета и школы с церковью святого Александра Невского в Санкт-­Петербурге (1898–1900); архитектурная часть памятника императору Александ­­ру III в Москве (1900–1912); церковь святого Александра Невского в Челябинске (1907–1914); храм святого Александра Невского на Миусской площади в Москве (1913–1917) и многие другие.

Основные вехи строительства

1882 год, 19 февраля — освя­щение закладного камня.

1884–1885 годы — архитектор Иван Богомолов († 1886) разрабатывает первый проект собора вместимостью 1 200 человек и сто­имостью 2 млн левов.

1896 год — создание болгарским правительством Строительной комиссии по возведению собора.

1898 год — назначение Александ­ра Померанцева главным архитектором проекта собора вместимостью 4–4,5 тыс. человек.

1904 год, май — организация в Софии Строительного бюро под руководством приглашенных Померанцевым зодчих Александ­ра Смирнова († 1928) и Александ­ра Яковлева († 1951). 

1906 год — возведены фундаменты, облицован цоколь. 

1908 год — возведены стены, начинается кирпичная кладка сводов и выполнение элементов каменной резьбы на фасадах. 

1912 год — завершение росписи и работ по убранству; Строитель­ное бюро заканчивает свою работу в Софии. 

1912–1913 годы — золочение куполов. 

1915–1916 годы — решение Кабинета министров и депутатов Народного собрания о переименовании собора в связи с событиями на фронтах Первой мировой войны. 

1919 год, 24 июня — официальное обращение болгарского Синода к государственным органам о возвращении посвящения главного престола святому благоверному Александру Невскому. 

1924 год, сентябрь — великое освящение собора. 

 

Юрий Савельев

родился в 1959 г. Доктор искусствоведения (диссертация «Искусство “историзма” в системе государственного заказа второй поло­вины XIX — начала ХХ века. На примере “византийского” и русского стилей» защищена в 2006 г. на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета). Академик Российской академии художеств. Профессор факультета искусств МГУ им. М. В. Ломоносова и факультета церковных художеств ПСТГУ.

 

Елена Слижевская родилась в 1965 г. Архитектор, автор проектов в области реставрации архитектурного наследия. Диплом I степени на Всесоюзном конкурсе дипломных работ 1987 г. Управля­ющая Архитектурным бюро «ЕС СТУДИО 2007» (София, Болгария).

 

10 сентября 2021 г. 18:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.