Золотая середина

1 июня 2013 г. 08:50

http://www.e-vestnik.ru/analytics/espertiza_susalnogo_zolota_6909/

Дмитрий Анохин

Что необходимо знать, приступая к сусальному золочению

Пост у входа в спецзону Московского завода по обработке специальных сплавов (МЗСС). Контроль примерно такой же строгий, как на КПП Генштаба, на проходной атомной электростанции и в воротах Спасской башни Кремля. На стол охранника последовательно перекочевывают фотоаппарат, диктофон и мобильный телефон. Спасибо, что не изъяли блокнот с авторучкой, почему то оставили на руке и механические часы. «Что делать, режим есть режим, — пожимает плечами технический директор предприятия Александр Данишевский. — И охрану совершенно не волнует, что вас сопровождает сотрудник».

Золотые руки

По местным правилам через периметр производственной зоны нельзя проносить металлические предметы. Совсем. Предельная строгость объясняется просто: в здешних стенах драгметаллы столь же обычны, как доски на лесопилке, мука на мелькомбинате или молоко на животноводческом комплексе. Здесь буквально за семью замками протекает производственный процесс, многие детали которого не предназначены для посторонних глаз.

«Многие не выдерживают монотонной работы, — признается резчица Наталья Щеглова. — Но если человек прикипел, остается на десятилетия. В нашей смене большинство на заводе уже 30 с лишним лет. За день я делаю десять с небольшим книжек, коллеги-передовики — быть может, по 20. Сколько через мои руки проходит золота в рублевом выражении? Я даже не задумываюсь. Главное, что свою зарплату зарабатываю честно».

Традиционное изготовление сусального золота — исключительно ручной труд, когда последовательно за два-три десятка операций металл вручную расковывается до тонкого «блина» и нарезается на одинаковые квадраты со стороной 91,5 мм. Одного такого квадратика опытному мастеру хватает в среднем на золочение 0,4 м2 поверхности. «Наибольших успехов в автоматизации добились в Германии. Но обилие сложных станков делает эту технологию нерентабельной», — уверен Александр Данишевский.

Сусальное золото выглядит как книжка, то есть последовательность тончайших, в буквальном смысле просвечивающих квадратных листиков драгметалла, сшитых, сброшюрованных и защищенных специальными бумажными прокладками. В каждой стандартной книжке в соответствии с ГОСТ 6902-75 «Золото и серебро сусальное. Технические условия» — по 60 листов (большие предприятия в последние годы выпускают книжки дробного объема — по 30 и даже по десять листов). Общая же масса, как, естественно, и цена, зависит от толщины каждого листа. Книжки тонких сортаментов общей массой около одного грамма в Москве сегодня стоят чуть больше 3000 рублей, толстых (общей массой около четырех граммов) — порядка 10 000 рублей.

Золотое время

По-славянски «сусало» — лицо, скулы, лицевая сторона. Сусальным золотом исстари покрывали «лицо» изделия, фасад здания. Говоря современным языком, это в буквальном смысле облицовочный материал.

Средняя сусальная пластина в десять раз тоньше человеческого волоса! Сегодня трудно сказать, когда и кем впервые золото было расковано до такого тонюсенького листочка. Скорее всего, это сделали около пяти тысяч лет назад мастера Египта и Древней Индии. Оттуда сусальное ремесло распространилось на Ближний Восток, затем в Грецию. Из Византии его в Х веке и заимствовали наши предки. Серьезный импульс развитию позолотного дела на Руси дал великий князь Владимирский Андрей Боголюбский (†1174). Именно по его приказу впервые начали золотить храмы. Очень долго наши мастера работали с завозным сырьем, и только в Российской империи этому элитному ремеслу удается встать на общенациональную индустриальную платформу.

Зачем выпускается сусальное золото разной толщины, поговорим ниже. Пока же вернемся к самому старту производственного процесса, когда мастер из прокатного стана получает тугую ленту четырехсантиметровой ширины. Ее толщина — около одной десятой миллиметра. Прежде чем она превратится в листики, каждый из которых примерно в тысячу раз тоньше, кузнец несколько раз будет работать с ней золотобойным молотом в специальной пластиковой форме, обрезать получающуюся «лепешку» по стандартному шаблону и снова ковать, кропотливо размягчая и уплощая металлическую массу.

«В нашем деле главное — ловкость и крепость рук, — улыбается начальник сусального участка МЗСС Денис Ларин. — Ведь качество листика в книжке в итоге определяется, говоря кратко, равномерным перераспределением концентраций внутри куска золота».

И всё же есть в нашей стране изготовитель сусального золота, выбравший путь соединения автоматизированных линий с традиционными рецептами производства сусального золота. Более того, производственное оборудование он разрабатывает в собственном конструкторском бюро совместно с мировыми лидерами промышленной автоматизации. Именно на этой продукции всё чаще останавливаются самые взыскательные профессионалы-позолотчики.

Золотой фонд

«Восемь лет назад мы оказались в ситуации, когда прежний поставщик сусального золота перестал устраивать нас как по качеству, так и по стоимости, — рассказывает Ирина Чапанова, руководитель декоративно-прикладных мастерских компании "Возрождение" (последние ее достижения — отделочные работы в храме священномученика Климента, Папы Римского, в столичном Замоскворечье и золочение интерьеров Большого театра). — Мы предприняли скрупулезное маркетинговое исследование сусального золота на российском рынке и пришли к выводу: завод "Раритетъ" подходит нам больше всего. И образцы этого предприятия, и последующие позолотные работы с их применением однородны по цвету. Золотые листики не разрываются, легко укладываются на позолотную подушку и на основу».

На художественно-промышленном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино» тоже остановили свой выбор на этом поставщике.

«Исторически сусальным золочением в нашем цехе занимались индивидуальные умельцы-кустари, передававшие свой опыт молодым ученикам поодиночке, — рассказывает мастер участка художественной обработки дерева Светлана Мелихова. — Унаследовав секреты их мастерства, на промышленную основу сусальное золочение мы поставили в середине 1990-х годов, когда по всей России начали интенсивно восстанавливаться храмы и в Церкви резко возрос спрос на качественную реставрацию и воссоздание убранства. Сначала работали с московским часовым заводом "Мактайм". Но потом этот бренд перестал удовлетворять нашим требованиям. Продукция итальянской фирмы "Манетти" не понравилась: довольно много брака. Немецкое сусальное золото очень хорошее, но дорогое, ну а китайское мы брать не стали. В общем, выбрали "Раритетъ" и пока не жалеем».

Возможно ли, чтобы производитель сусального золота с многовековой репутацией, пытаясь выйти на российский рынок, поставлял откровенный брак? Да не куда-нибудь, а в Софрино? «Журнал Московской Патриархии» дважды пытался добиться комментария от московской фирмы «Манетти-М», представляющей интересы итальянского предприятия в России. Увы, безуспешно: оба раза нас заверяли, что передают наши вопросы и координаты в головной офис в Италию, после чего всё затихало.

На замке ли граница

«Нельзя исключить: в данном случае в Россию поступало вовсе не золото "Манетти", — предполагает Александр Данишевский. — Разумеется, на этом предприятии в Италии выпускают первоклассную продукцию. А вот кто, каким образом и что именно ввозит в Россию под этой уважаемой маркой, проверить очень трудно. Еще сложнее сказать, кто и насколько тщательно следит за качеством импорта. Поинтересуйтесь у таможенников, каковы официальные объемы ввоза в Россию сусального золота и потали, а потом сравните эти величины с общим количеством реализованного импортного сусального золота. Уверен, сделаете интересное открытие».

Увы, открытия по подсказке Александра Львовича не состоялось. Да это и неудивительно: будь данное исследование столь элементарным, его бы уже давно предприняли до нас. Сделаем, впрочем, важное пояснение: поталь — это сверхтонкая лигатура (см. Справку), обычно использующаяся для имитации золота (и при этом на порядок по сравнению с ним дешевле). Так вот: в Федеральной таможенной службе в ответ на наши вопросы заявили, что все параметры импорта драгоценных металлов (в том числе золота, и не только сусального) — информация закрытая. Что же до латуни, весь этот сплав (и отнюдь не только поталь) не имеет собственного кода внешнеэкономической деятельности, так что статистика по его импорту спрятана в общих цифрах по цветным металлам.

Комментарии, думаю, излишни: от государства в этой узкоспециальной сфере помощи в обозримой перспективе ждать не приходится.

Золотое сечение

Память очень четко сохранила один из эпизодов рабочей планерки на стройплощадке Храма Христа Спасителя. Лето 1996 года, обсуждаются вопросы отделки фасадов и наружного декора. Насущная тема — позолота куполов, приглашенные специалисты ратуют за сусальное золочение. ­Неожиданно слово берет тогдашний градоначальник Юрий Лужков, кратко и, как он любил и умел, эмоционально высказавшийся в пользу нового и гораздо более дешевого материала — нитрида титана.

«Да, но не будет ли он по колеру отличаться от расцветки, к которой привыкли москвичи-старожилы?» — беспокоится кто-то из художников. Вместо ответа Юрий Михайлович достает домашнюю заготовку: две внешне абсолютно одинаковые пластины. «Одна — золотая, вторая — из нитрида титана. Угадайте, где драгметалл?» Публика в замешательстве. «Слева... Нет, справа... В вашей правой руке!» — наконец сходятся присутствующие. «В правой? — победно торжествует мэр. — Чистый нитрид титана!»

После этого техническое решение по покрытию куполов было предопределено. Пару сезонов те радовали глаз. На третий год визуально стал чувствоваться какой-то смутный дискомфорт. Еще через два года новый материал сначала порыжел, а затем побурел. Единый тон при этом выдерживался, но натуральное благородное золото он уже совершенно не напоминал. Со временем ситуацию удалось выправить (каким образом — поговорим позднее, в одном из следующих выпусков рубрики «Экспертиза», посвященном наружному золочению). Но это потребовало времени, дополнительно затраченных сил и средств.

«А вот покрытие сусальным золотом способно сохранять эстетику восприятия десятилетиями, — уверяет директор научно-производственного предприятия "Раритетъ" Борис Ачкасов. — Золото как благородный металл устойчиво к химическим воздействиям, а качественное сусальное золочение гарантирует как минимум 30-летний срок службы под открытым небом без изменения основного тона и оттенков. Когда вам всё же потребуется реставрация, вы легко сможете подобрать сусальное золото, полностью идентичное по составу и цвету примененному при первичном золочении».

Русское золото

Оказывается, это не только фигура речи. Именно таким словосочетанием во всем мире обозначают соотношение основных компонентов в сусальном золоте: 96% золота, 3% серебра и 1% меди. Его регламентирует и упомянутый ГОСТ, дополненный уже в постсоветское время еще одним стандартом ГОСТ 6835-2002 «Золото и сплавы на его основе. Марки». За рубежом же исторически сложилась менее точная каратная система, а производство сусального золота и вовсе не стандартизировано. Поэтому говорить о точности состава в импортном сусальном золоте не приходится. «То есть как цвет, так и вес листов даже внутри одной партии могут отличаться, что, как вы понимаете, отнюдь не облегчает нашу работу, — говорит мастер-позолотчик Максим Казачков, член Ассоциации позолотчиков Unigild. — Ведь при реставрации старинных зданий, например храмов, принципиальным моментом является точное попадание обновляемых поверхностей в цвет прежней позолоты».

Изготовленное из 960-й пробы по вышеуказанным ГОСТам классическое сусальное золото имеет характерный теплый цвет (профессионалы называют его желтым огненным). В последние годы отечественные производители, варьируя концентрации золота, серебра и лигатуры, научились получать сусальное золото неканонических расцветок: белое, лунное, лимонное, красное, зеленое. На практике важно попасть не только в цветовую гамму, но и в требуемую толщину сусального листа. В интерьерах обычно применяются легкие весовые категории, в атмосферных условиях, где воздействие окружающей среды сильнее, — тяжелые. Книжка из 60 самых тонких соответствующих ГОСТу листов весит 1,25 грамма, а из 60 самых толстых — 4 грамма. Два года назад «Раритетъ» существенно расширил и дополнил эту ассортиментную линейку. Для интерьерных работ теперь здесь предлагают также 1,0- и 1,1-граммовые книжки, а для наружных фасадных — 3,0- и 4,5-граммовые.

«Кроме того, мы добавили к стандартным весам промежуточные категории, — говорит Борис Ачкасов. — Предоставляя позолотчику на объекте возможность дополнительного маневра с толщиной листа, эти меры в конечном счете повышают долговечность позолоты, не говоря уж об оптимизации затрат на золочение».

Ау, Aurum, или Кто даст давальческое сырье

Серьезных предприятий, производящих сусальное золото в промышленных масштабах, в России сегодня немного. Флагманы — «Раритетъ» и Московский завод по обработке специальных сплавов, среди нескольких более мелких предприятий выделяется «Мактайм». По мировым меркам отрасль монополизирована (в классической схеме индустриального капитализма она считается таковой, если на рынке в границах одной страны одновременно представлено не больше семи производителей). Однако любой интернет-поисковик в ответ на запрос «продажа сусального золота» в одной только Москве выдаст десятки предложений.

Как же не нарваться на откровенный контрафакт? Мастера-позолотчики, что вполне понятно, советуют заказывать золочение «под ключ».

«У каждого серьезного предприятия за плечами наработанная годами репутация и, что, быть может, даже важнее для заказчика, хороший опыт определения качественного золота, — поясняет Светлана Мелихова. — К нам в основном обращаются клиенты, которым важно получить готовое позолоченное изделие. Пожалуй, единственное исключение — художники и иконописцы, работающие с сусальным золотом самостоятельно. Им мы советуем следующее: не доверять информации в Интернете, обязательно узнавать, есть ли у предприятия собственная производственная база или же оно просто посредник-перекупщик, и предварительно изучить отзывы потребителей, купивших сусальное золото у этого поставщика ранее».

А вот на Московском заводе по обработке специальных сплавов далеки от того, чтобы предостерегать покупателя покупать одно лишь золото, не заказывая параллельно позолотные работы. «Зачастую клиенты предпочитают как раз самостоятельно разыскивать и приобретать качественный материал, не доверяя этот важный момент бригадам позолотчиков, — говорит Александр Данишевский. — В принципе так поступать можно. Тем более что в общей стоимости позолоты определяющей является как раз цена сырья (в подобных случаях мы, производственники, называем его давальческим). Другое дело, что в подобных поисках не следует пренебрегать несколькими важнейшими принципами. Прежде чем покупать готовую книжку, обязательно поинтересуйтесь, есть ли на предприятии-изготовителе сертифицированная по российскому или международному стандарту система менеджмента качества. Идеально, если на одном заводе реализована вся технологическая цепочка: плавильный и прокатный переделы, изготовление непосредственно сусального золота, аффинаж (переработка неизбежных отходов в чистый металл), а также сертифицированная лаборатория (контролирующая качество сырья и продукции после каждого передела по всей гамме анализируемых материалов).

«Мы тщательнейшим образом подходим к контролю качества, — вторит Борис Ачкасов. — Высокопробное золото и серебро, а также медь закупаем у лучших отечественных поставщиков. В лаборатории испытываем каждый слиток и только после подтверждения пробы отправляем его в производство. Ну а при конечной приемке отдельно проверяем каждый лист и взвешиваем каждую книжку».

«На серьезных предприятиях оптимальное качество — продукт десятилетиями отлаженной производственной технологии, — подводит итог Денис Ларин. — Да и проверяют книжки на совесть, не то что на фирме-посреднике. Конечно, полностью от подделки сусального золота застраховаться нельзя. К примеру, наш завод не принимает претензии по листу золота из вскрытой книжки. Но на каждой нашей книжке — фирменная сургучная печать, что является дополнительной степенью защиты. А главное, завод не может моментально испариться, как торговец-посредник. По крайней мере шансы обнаружить его на предыдущем месте практически стопроцентные. И вы не будете потерянно бегать по пустырю, потрясенно повторяя: "Ау, Aurum!"»

 

Три золотых правила

О чем нельзя забывать при заказе сусального золота:

■ Выбирайте проверенного поставщика;

■ Не поленитесь попросить у продавца паспорт качества сусального золота и внимательно изучите данные о химическом составе продукции, массе партии, наименовании изделия, дате выпуска. Особое внимание обратите на штамп технического контроля и товарный знак завода-изготовителя;

■ Поинтересуйтесь, каким образом продукция защищена от подделок (нанесены ли на упаковке характеристики продукции, штампы производственных площадок, адрес производителя и его контактные данные) и как конкретно упаковка застрахована от предварительного вскрытия.

Проба и лигатура

Золото — мягкий металл, поэтому в производстве его сплавляют с другими металлами. Количественное содержание золота в промилле в таких сплавах называется пробой. Например, в сплаве 585 й пробы 0,585 весовых частей золота, а всё остальное — добавки, которые в совокупности называются лигатурой.

Способы сусального золочения

Золочение на мордан (масляное золочение, золочение «на отлип»)

Золотой лист наклеивается на масляный лак (лак-морда), когда лакированная поверхность еще сохраняет клеящие способности. Состав лака-мордана может зависеть от условий (в первую очередь атмосферных), в которых предполагается эксплуатировать позолоченный предмет или поверхность. Масляное золочение выполняется по любым поверхностям.

Золочение на полименте (клеевое золочение, русское золочение, золочение «на водку»)

Очень трудоемкий и дорогой, но в то же время самый эффективный способ. Применяется только для деревянных и гипсовых изделий, не подверженных атмосферным воздействиям. Предполагает трехкратную проклейку и идеальную обработку поверхности с последующим нанесением 9 слойного жидкого клеевого левкаса (полимента) по специальной технологии. Листики сусального золота затем наносятся на поверхность полимента, смоченную водкой. После испарения спирта лист золота становится единым целым с полиментом, его можно полировать.

Основные вехи золотодобывающей отрасли России

■ В России первое золото нашли на уральских Березовских рудниках в 1744 г. Через год золото обнаружили в Архангельской губернии, затем на Алтае. Долгое время золотодобыча являлась казенной монополией, пока в 1824 г. при посещении одной из уральских шахт император Александр I не обнаружил самородок массой 10 кг 124 г. После этого императорским указом добычу золота разрешили всем гражданам без исключения, и вскоре по годовому валовому объему Россия стала третьей золотодобывающей державой в мире после США и Австралии.

■ Всемирный золотой стандарт при торговых операциях применялся в денежных системах главных государств с 1870 г. до Первой мировой войны. В это же время российский рубль стал свободно конвертируемой валютой, что было обусловлено жесткой привязкой монетного номинала к весовому содержанию золота. Императорским указом была установлена чеканка империалов и полуимпериалов с обозначением на них номинала 15 и 7,5 рубля соответственно, после чего кредитные банковские билеты можно было обменивать на золотые монеты, а значит, и на любую валюту других государств по золотому «кросс-курсу».

■ Сегодня в России добывают более 100 т золота ежегодно. Три четверти его идет на нужды электроники, производство различных материалов из золота и ювелирные изделия.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011