iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Аналитика
протоиерей Александр Борисов
ЖМП № 5 май 2012 /  25 мая 2012 г. 08:00
версия для печати версия для печати

Радость обещания

Слова праздничного тропаря нередко дают огромный простор для размышлений о сути празднуемого события. Тропарь Вознесения начинается словами: "Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа…". То есть Иисус вознесся во славе и сотворил радость ученикам обещанием Святого Духа. Эта фраза содержит в себе некую загадку и некое обещание, о котором стоит поразмышлять.

Во-первых, почему же радость? Казалось бы, ученики в последний раз видят Господа. Они с Ним расстаются, больше они не увидят Его вот так — присутствующего рядом. Они наполнены этой радостью потому, что главным источником радости для человека всегда является присутствие Божие.

В жизни бывают минуты, дни, периоды, о которых потом вспоминаем и с радостью, и с печалью, что сейчас этого нет. Но Господь говорит о другой радости — когда Бог присутствует среди нас, в самых различных явлениях окружающего мира, действует и доставляет нам необычайную радость через Им сотворенный, Им благословленный мир.

Источником этой радости является Сам Господь: Его творение предстает перед нами в неповрежденном виде, именно таким, каким Он его создал. И доставляет нам действительную радость от соприкосновения со своим Источником.Господь говорит: радость сотворил обещанием.

Очень ценное и в то же время трудно приобретаемое человеком свойство — радость от одного только обещания. Как правило, радость человеку доставляет обладание, участие в радостном событии. Но, тем не менее, вполне представима и радость ожидания.

Действительно, ожидание чего-то, умение этому радоваться, очень важно, потому что созидательная энергия человека направляется на участие в том, что будет происходить. Предвкушение — важное человеческое свойство, созидающее, разделяющее будущую радость.Ученикам это было свойственно. Они переживали радость от обетования Святого Духа, только от обещания.

Почему? Потому что они знали, как это будет. Это не было для них чем-то абсолютно неизвестным. То есть Дух Святой каким-то образом уже был с ними. Они знали об этом, они знали или присутствовали при Крещении, некоторые даже видели Духа, сходящего в виде голубя, — и тоже ощущали огромную радость. И уже зная об этой радости, они предвкушали ее.

Когда Господь обещал им Святого Духа, то сказал: тогда приимете силу, — и они знали эту силу, и это предвкушение доставляло им радость, о которой говорит тропарь праздника.Но Господь не говорит о точных сроках, не называет день, когда апостолы получат дар Духа Святого.

Почему? Потому что сердце человека может оказаться не готовым к тому дню, когда Господь назначит срок. Это особенность свободы человека и свободы Бога по отношению к человеку. Он властен, Он владыка, Он решает, когда произойдет то или иное событие. И поэтому нам дается радость ожидания, радость будущего участия, и для нас очень важно быть к этому готовыми.

Нам очень важно быть готовыми к тому, что обязательно лично с нами произойдет. Обещание Божие, как говорится в Писании, непреложно, неизменяемо, неизменно. Если Господь сказал, то непременно будет. Но важно и ожидание.

Есть известная притча об Антонии Великом, который сорок лет молился Господу: "Господи! Вот я стою сорок лет и не чувствую, что Ты рядом со мной". А Господь ему говорит: "Я, Антоний, сорок лет стою у тебя за спиной и радуюсь твоему терпению, радуюсь твоей любви, твоей надежде на Мое присутствие". Вот как нам важно уметь радоваться ожиданию. Это радость события, которое непременно будет, — но тогда, когда окажется, что наше сердце будет к этому готово, а в том, что еще не произошло, — и есть наше первое доверие к Богу.

Если Господь сказал: "Я дам вам радость, которую никто не отнимет от вас, Я дам вам то, что утолит вашу жажду, и из вас будут течь реки воды живой", — это непременно будет, и это обещание уже наполняет радостью. Пусть Господь благословит нас, чтобы каждый мог жить этим обещанием Святого Духа, как если бы оно уже действительно наступило в нашей жизни.

Пусть Господь благословит нас, чтобы для каждого этот момент не был упущен, чтобы для каждого он действительно стал самым радостным моментом в его жизни.

Аминь.

Произнесено в праздник Вознесения Господня, 24 мая 2001 года

25 мая 2012 г. 08:00
Ключевые слова: духовничество, проповедь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00